Классный час Моя родословная
методическая разработка на тему

Староверова Светлана Владимировна

Давайте сегодня поговорим о нас с вами - жителях Земли. Все мы - листья одного огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Свое начало каждый берет в родительском доме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_moya_rodoslovnaya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  "Моя родословная"

          К классному часу учащиеся готовят рассказы о своих бабушках и дедушках, приносят фотографии и

семейные реликвии (распашонки, октябрятские звездочки, пионерский галстук, картина и т.д.)

В начале занятия проводится психологический тренинг "Подари улыбку". Дети встают в круг, держась за руки. Поворачиваясь к рядом стоящему, ученик называет его имя и говорит комплимент. Например: "Танечка, какая ты сегодня нарядная!"

Учитель: Ребята, давайте сегодня поговорим о нас с вами - жителях Земли. Все мы - листья одного огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Свое начало каждый берет в родительском доме.

(Дети исполняют песню "Родительский дом" слова М. Рябинина, музыка В. Шаинского.)

Что такое родословная?

Учащиеся: Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

Учитель: В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное древо. А рисовалось оно так. Внизу ствола - герб, далее ствол делился на две условные ветви: справа - герб отца, слева - герб матери. Каждая из этих ветвей делилась на две: герб дедушки и герб бабушки по отцовской и материнской линии.

А чтобы составить такое древо, что надо знать?

Учащиеся: Своих предков.

Учитель: А вы можете назвать имя своей прабабушки? Знаете, откуда она родом? В народе не уважают "Иванов, не помнящих родства". Не обязательно быть рыцарем и обладать гербом, чтобы нарисовать свое генеалогическое древо.

(Дети с помощью учителя составляют свое генеалогическое древо, рисуют герб и рассказывают о них.)

Славная вещь - родословное древо. Но если присмотреться к нему, то можно заметить одну несообразность. Выходит, что из ребенка "вырастают" мама с папой, а из них- бабушки и дедушки. Странная получается картина. Как исправить эту странность? Очень просто. Перевернем рисунок вверх ногами. Тогда древо превратится в большой разветвленный корень, из которого выросли вы. И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: "У него крепкие корни". Значит, такой человек родился в хорошей, дружной семье, и семья его воспитала. Так что правильнее говорить о родословном корне, когда речь идет о предках, а если мы говорим о потомках какого-нибудь человека, тогда это действительно родословное древо. Тут уж мы рисуем от этого корня ствол, на котором столько ветвей, сколько у этого человека детей, а каждая ветвь тоже в свою очередь разветвляется: это будут внуки, правнуки, праправнуки и т. д. Для любого человека можно нарисовать и родословный корень, и родословное древо, если мы знаем его предков и потомков.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Не выбрасывайте их, храните для своих будущих детей, пополняйте родословное древо, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей традицией.

Человек рождается на свет, получает имя. Раньше родители выбирали имя по святцам, в честь святого, чей праздник отмечался в тот день, когда родился ребенок. И сегодня некоторые придерживаются этой традиции. Но бывают случаи, когда имя дается по особым причинам. Что значит ваше имя? Поднимите руки, кого назвали в честь родственников? Дети рассказывают историю своих имен, что обозначает имя, кто и почему так их назвал. Например, девочка Света рассказала, что ее папа очень часто болел. И решили они с мамой, когда родилась девочка, назвать ее Светланой, чтобы жизнь у нее была светлая, без переживаний и печалей. Затем учащийся читает стихотворение А.С. Пушкина "Что в имени тебе моем...")     Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя,

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

Выбор имени для родившегося ребенка - дело серьезное. Этим выбором в значительной степени определяются судьба ребенка и его небесный покровитель. При выборе имени особое значение имеет и время года, когда родился малыш.

Детям, родившимся в холодное время года, советуют давать мягкие, певучие имена, чтобы не усугублять суровость, заложенную самой природой. Дети, родившиеся весной, проявляют гибкость в различных ситуациях, но не имеют бойцовских качеств. Это можно подкорректировать более жестким именем. Это придает им уверенность в себе и будет защитой от жизненных невзгод. Дети, родившиеся летом, горды, отважны, настойчивы в достижении цели, активны. Имеют ясный и уравновешенный ум, спокойный и легкий характер. Они бережливы, знают цену деньгам, запасливы. Нередко при крещении ребенка священник не находит выбранного имени в святцах и предлагает окрестить ребенка другим именем. Ничего страшного в этом нет. Наши предки давали детям два имени. Под одним крестили и оставляли его в тайне от посторонних, а при общении с ребенком называли его другим именем, выбранным родителями.

Прежде чем дать имя ребенку, надо подумать и о том, как оно будет сочетаться с отчеством. Это тоже немаловажно, т. к. отчество также может влиять на характер ребенка.

А сейчас мы поговорим о тех, кто любит нас больше всего на свете.

Именно они отдают нам большую часть своей любви и ласки. Вы кажетесь им самыми умными, самыми красивыми. Все в вас их умиляет. Это ваши бабушки и дедушки.

(Учащийся читает отрывок из стихотворения Е. Евтушенко "Бабушки".)

 Простим отцов усталую небрежность

И матерей припадочную нежность.

Их просто не хватает на детей.

Россия наша держится на бабушках,

И вся Россия в бабушках, как в башенках

Невыветренной совести своей.

О них обыкновенно не заботятся,

 И все-таки они всегда в цене,

Поскольку не бывает безработицы

У бабушек в таинственной стране. (...)

Быть бабушкой - нелегкая "профессия". Давайте расскажем, какие у вас отношения с вашими дедушками и бабушками.

(Учащиеся рассказывают о своей семье, показывают фотографии, комментируют их. Можно заранее подготовить выставку фотографий или коллаж и провести небольшую экскурсию с рассказом ребят о своих близких.)

С 1839 г. (когда французский художник Дагерр разработал способ фотографии) традиция составлять и хранить семейные альбомы вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой самые ценные вещи, среди которых обязательно были фотографии дорогих людей.

Самые близкие для нас люди - это родители. Послушайте стихотворение, посвященное маме. (Ученица читает стихотворение В. Кудрявцевой.)

         Я верю, ты нашла в цветах,

Нашла меня в ромашках желтых,

Цветком росла я на лугах

В цветочном платьице из шелка.

Меня ТЫ бережно взяла

Своими добрыми руками -

Я сердцем чутким поняла,

        Что, наконец, попала к маме.

Чем же вы радуете и огорчаете своих мам? (Послушайте их ответы.) (Учитель зачитывает результаты анкетирования, проведенного заранее. На вопрос, чем радует ребенок, родители отвечали: самостоятельностью, помощью, добротой, здоровьем, весельем, своими успехами; на вопрос, чем огорчает - равнодушием к учебе, несдержанностью, невнимательностью, беспечностью, враньем, тем, что мало читает.)

Каждый дом особенный. Он не похож на другие дома. Что вас окружает в квартире?

         Учащиеся: Вещи.

Учитель: Правильно, вещи. Человек живет, пользуется вещами, некоторые становятся ему особенно дороги, некоторые связаны с какими-то событиями. И вот, человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя память о дорогом нам человеке. Мы с вами провели "разведку" и принесли сюда некоторые вещи.

Какие же тайны хранит наш сундук? (Учащиеся рассказывают историю тех вещей, которые они принесли из дома), История вещи - история человека, семьи, рода. Для чего же нужны традиции, реликвии? (Учащиеся отвечают на вопрос.)

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Наш класс - тоже семья. У нас тоже сложились свои традиции. Какие? По каким заповедям мы живем? Каков наш герб? Какой девиз вы бы взяли? (Например, "Берегите друг друга".) Послушайте отрывок из стихотворения Н. Рубцова "Ось".

            Но моя родимая землица

Надо мной удерживает власть, Память возвращается, как птица,

В то гнездо, в котором родилась,

И вокруг любви неодолимой

К селам, к соснам, к ягодам Руси

Жизнь моя вращается незримо,

         Как Земля вокруг своей оси.

Занятие завершается психологическим тренингом "Я знаю, что ты любишь...". Дети сидят в кругу. Поворачиваясь к соседу справа, ученик говорит ему: "Я знаю, что ты любишь придумывать фантастические истории". Сосед подтверждает или опровергает сказанное, а затем обращается к своему соседу справа. Говорить можно обо всем, кроме еды.

Затем звучит песня "Родительский дом".

Используемая литература:

1. Гвоздицкая Н.И. журнал Классный руководитель №7, 2006

2. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность:5 класс. - М: «5 за знания», 2006. – 196с.

3. Суркис Е.В. «Разнообразим школьные будни. Авторские сценарии внеклассных мероприятий 5-9 класс» - М: Глобус; Волгоград, Панорама, 2007

4. Образовательный портал http://www.ucheba.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

презентация к классному часу "Помникорни свои" Родословная.

•Традиция составлять родословные существует испокон веков. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не т...

Классный час «Моя родословная» ( для учащихся 7-8 классов)

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все ...

классный час "Моя родословная"

Данный материал будет полезен классным руководителям и учителям для формирования умений и навыков краеведческой работы....

Классный час "Моя родословная"

Целью проведения данного классного часа была: развитие интереса к истории и традициям своих предков, составление генеалогического древа семьи...