Сценарий литературно-музыкальной композиции (военная тематика)
материал (8 класс) на тему

Был разработан для участия в завершающем этапе военно-патриотической игры "Орлёнок" для обучающихся 8 класса Ворошиловского района г. Волгограда. В сценарии использованы материалы из архивов учеников, воспоминания очевидцев Сталинградской битвы (советстких солдат и немцев).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_dubl_v_starom_formate.doc48.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции МОУ гимназии №4 г. Волгограда.

Звучат 2 куплета «Песенки о солдатских сапогах» Б. Окуджавы (запись). Параллельно на экране – кадры военной хроники.

 Вы слышите, грохочут сапоги,

И птицы ошалелые летят,

И женщины глядят из-под руки,

В затылки наши бритые глядят.

Вы слышите, грохочет барабан,

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней,

Уходит взвод в туман, в туман, в туман,

А прошлое - ясней, ясней, ясней.

Выходят 2 чтеца: девочка в белом платье и мальчик в форме:

Д:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

                 Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите,

            и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

М:
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

                  Девочки,

постарайтесь вернуться назад.

Уходят.

На экране – кадры из фильма «Главный калибр», на сцене девочками исполняется фрагмент песни из него:

Лети, перышко,
Через полюшко,
Смахни, перышко,
Мое горюшко.
С моего лица,
Смахни пылюшку,
Обратися, стань
Моим крылышком

Мне бы крылышки
Как у сокола,
Мне бы силушку,
Как у камушка.
Мне бы, братушек,
Как у деревца,
Мне бы жизнюшку
С нового венца

Не лежать бы мне
В чистом полюшке
Не смотреть бы мне
В небо в облачках.
Не просить бы мне
Легко перышко
Отогнать, смахнуть
Мое горюшко.

Мелодия звучит по-прежнему, зачитываются фрагменты писем с фронта советских солдат (3 письма).

Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебе василек... Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок... И вдруг очередной взрыв... василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят... Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит. (ПИСЬМО ГВАРДИИ МАЙОРА Д. А. ПЕТРАКОВА ДОЧЕРИ. 18 сентября 1942 г.)

На экране – кадры хроники декабря 1942,

декорации: на половине сцены – искусственная ель, которую украшают игрушками немецкие девушки, исполняется немецкая рождественская песня 17 века, посвященная новогодней ели «О Танненбаум» - 1 куплет.

Мелодия песни звучит тише, без слов, девушки замирают.

На экране – кадры хроники замерзших немцев, на сцене открывается декорация с фрагментом землянки, в которой – закутанные в фуфайки и пуховые платки немцы. Они зачитывают фрагменты писем родным. На экране – надпись «Этим письмам не суждено дойти до семей…»

Первые строки писем начинают читать на немецком, затем переходят на русский язык.

Письмо 1. ... К сожалению, у нас Рождество, о котором я тебе пишу, выдалось невеселое, хотя было довольно уютно и тепло. Мы стоим прямо у Волги. На Рождество нам удалось раздобыть даже рому, не очень крепкого, но замечательно вкусного. Один мой приятель достал кое-что в дивизии — ветчину и студень. Конечно же, украл на кухне, но было очень вкусно, да у них там полно, иначе он бы украсть не мог. Хлеба было в обрез, поэтому мы пекли оладьи — снизу ветчина, а сверху мука, вода и соль. Это уже мое четвертое Рождество на войне и, пожалуй, самое грустное. Но когда кончится война, мы все это возместим сторицей. Я твердо надеюсь, что следующее Рождество мы будем праздновать дома.

Письмо 2. Если есть Бог, написала ты мне в твоем последнем письме, он скоро вернет тебя мне живым и здоровым. Ты писала: такого человека, как ты, который любит животных и цветы и никому не делает зла, любит своего ребенка и жену. Бог непременно сохранит. Благодарю тебя за эти слова, письмо твое теперь всегда со мной в нагрудном кармане.

Письмо 3. ...Двадцать шесть писем я уже отправил тебе из этого проклятого города и получил от тебя семнадцать. Пишу тебе еще раз, больше писем не жди. Да, вот так обстоят дела, и я долго думал, как сформулировать эту тяжкую фразу, чтобы все сказать и не причинить тебе слишком сильной боли. Я прощаюсь с тобой, потому что сегодня утром все решилось. Я вовсе не хочу в письме касаться военной ситуации — она целиком в руках у русских, вопрос лишь в том, сколько мы еще продержимся. Это может продолжаться еще несколько дней или всего несколько часов. Я оглядываюсь на нашу с тобой жизнь. Мы уважали друг друга, любили, и вот уже два года в разлуке. Это хорошо, что нас разделило время, — оно усиливало напряженность ожидания, но и увеличивало отчуждение. Время должно залечить боль от моего невозвращения.

Из землянки выходит немец в военной форме (слайд: «Курт Ройбер. Немецкий священник, врач, художник.)

- Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем - смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием

. - Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму. Сегодня, в канун Рождества меня попросили сделать подарок – нарисовать картину. И вот на оборотной стороне географической карты я набросал образ Богородицы с младенцем на руках. Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене. Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь.

Слайд: рисунок Сталинградской мадонны.

Голос за кадром: 25 декабря, в католическое Рождество, кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось...

На экране – фрагменты военной хроники под песню «Шел солдат», декорации со сцены уносят.

Зачитывается письмо. Датированное 2 февраля 1943 года, написанное в Сталинграде, на экране – его копия.

2 февраля 1943г. Здравствую, Оля!                                                                  
Не могу я дождаться от  тебя  писем и не знаю, почему ты    так долго не отвечаешь  на мои письма, которые я тебе писал 9 ноября, затем еще письма 2 написал не помню когда, а самое последнее письмо от тебя я получил, то которое  ты написала в сентябре.  Вообще от тебя я получил  за все время  одно письмо. Последнее письмо я отправил в первых числах января. Это письмо  когда к тебе  попадет?  Телеграмм подать нельзя.
Из информбюро тебе известно, что  мы  с 19  ноября наступаем. Сначала окружили врага под Сталинградом, а потом стали  сжимать кольцо, так что эти окруженные   22 дивизии  остались  в кругу  далеко от своих частей и вот теперь уже за заканчивается ликвидация окруженных частей противника.
Из информбюро тебе известно какое крупное поражение мы нанесли ему. Когда мы  только приехали на фронт, тогда вопрос стоял так: ни шагу назад! Истреблять  живую силу и технику врага. Затем удалось остановить врага. Приходилось стоять в обороне  несколько месяцев. Причем  где нашу дивизию ставили, там враг  не продвигался. Были моменты когда приходилось  отражать  ожесточенные атаки  приходилось испытать нервам налетало  и по 30 и больше самолетов  и по несколько  часов держали  в щелях не давали возможности выйти приходилось вести стрельбу когда по нам стреляли  (вообще все время можно было ожидать)  И вот наконец  наступили дни наступления. ..

Звучит песня Б.Окуджавы «Неистов и упрям», на сцену выходят все участники постановки.

Вовченко Ю. (выступает вперед) читает  стихотворение собственного сочинения:

Учу немецкий, лежа на диване,

Живу, учусь и город свой люблю,

И лишь однажды на Мамаевом Кургане

Увидела фамилию свою…

 

Когда–то в детстве папа говорил мне,

Что дед погиб в этих краях в бою,

И молча представляю деда,

Когда я песни военные пою.

 

Мой дед погиб и честно, и отважно

За то, что я живу, пою, люблю,

За Родину и за родного сына –

За жизнь свободную в родном краю!

 

И часто молча говорю: «Спасибо»,

Что жизнь отдал за дом и за семью,

И гордо на Мамаевом Кургане

Читаю я фамилию свою!

Исполняется заключительная  песня «Закаты алые» гр. «Волшебники двора».

 На экране – слайды презентации с фотографиями команды «Факел» и их родственников-участников Вов. Тружеников тыла.

Перед боем тихие, теплые вечера

И покрыт тревожною сон тишиной
У вчерашних мальчиков гимнастерки новые
И письмо от мамы с собой.


Здесь всю ночь горела звезда одинокая
И туман прозрачный лежит у реки
Здесь березы белые, травы высокие
Враг не должен дальше пройти


Припев:
А закаты алые, алые, алые
Перед боем выстрелы не слышны...
Не об этом вместе с тобою мечтали мы
За четыре дня до войны...


Полыхнули взрывы и небо обрушилось
Солнца не видать - прячет дыма стена
Спят березы белые, травы высокие
Забрала вас, мальчики, война


Отстояли Родину в годы суровые
Нет следов далеких, дорог боевых
Нужно, чтобы помнили, мы с тобою помнили
Имена героев своих...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Военный госпиталь"

Сценарий литературно-музыкальной композиции"Военный госпиталь"...