Статья "Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования"
статья (5, 6 класс) на тему

Вахрушева Алина Георгиевна

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе становится  социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой [3].   Поэтому, в современной школе  важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по профориентиру20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

А.Г. Вахрушева

МБОУ «Гимназия №12»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет необходимость профориентации. Во ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. Основной целью профориентационной работы в современной школе становится  социально-педагогическое и психологическое сопровождение социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой [3].   Поэтому, в современной школе  важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и социально-педагогические условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические.

Многолетний опыт МБОУ «Гимназия № 12» в области профессиональной подготовки обучающихся  показывает, что особое внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы, которая опирается на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности  к труду.

ФГОС дает возможность ввести внеурочную деятельность, которая предусматривает и профориентационную работу. 

В гимназии созданы все условия для подобной работы. Профориентационная работа осуществляется различными способами:

  • профессиональное просвещение, задачей которого является ознакомление обучающихся с профессиями, их отличительными особенностями, условиями профессиональной деятельности, требованиями, предъявляемыми профессией к психофизиологическим качествам личности, способами и путями приобретения профессии;
  • взаимодействие педагогического коллектива с родителями обучающихся, поскольку роль родительского влияния в выборе профессии достаточно велика;
  • профессиональные пробы.

В целом необходимо отметить, что в системе работы гимназии в отношении профессионального самоопределения  особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Обучающийся  рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

С 2014-2015 учебного года начала на практике реализовываться программа внеурочной деятельности «Профориентир», которая направлена на создание условий для самоопределения, самовыражения, самосовершенствования, самопознания обучающихся.  В реализации программы участвуют обучающиеся 5-6-х классов гимназии. Программа мотивирует к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории, сферы деятельности, умению производить и презентовать продукт своей деятельности. Овладение данными навыками актуально для обучающихся подросткового возраста, для их успешной самореализации.  Мероприятия, которые реализуются с обучающимися,   способствуют  формированию готовности к выбору дальнейшего пути обучения, способности ориентироваться в сложном мире труда.

Программа  «Профориентир» предусматривает разные виды и формы деятельности.  Беседы  с людьми разных профессий, выставки рисунков, экскурсии  помогают познакомиться с разнообразными предприятиями  и  профессиями нашего города. С помощью анкетирования, тестирования,  психологических тренингов осуществляется выявление склонностей обучающихся  и их способностей.  Профессиональные пробы с обучающимися 5-6 классов   проводятся в форме игр-путешествий, сюжетно-ролевых игр, имитационных игр.  Обучающиеся  активно откликаются на все предложенные виды занятий, с удовольствием участвуют в акциях и мероприятиях, особенно любят ходить на экскурсии. Например, ученики 5-х классов за прошедший учебный год смогли посетить музей «Пожарная часть» ГУ МЧС России по КО, музей шахтерской славы Кольчугинского рудника, городской краеведческий музей, предприятие ОАО «Ленинск-Кузнецкий хлебокомбинат», музей науки на базе МБНОУ «Лицей № 4».

На сайте гимназии www.gimnazia12.ru представлена информация по профессиональной ориентации для старшеклассников в сотрудничестве с МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Будущих выпускников приглашают специалисты центра на профконсультации, также на сайте гимназии подробно представлена информация по поступлению в учреждения города Ленинска-Кузнецкого и предлагается перечень вузов и специальностей военной направленности [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная работа в области профессионального самоопределения способствует:

- улучшению информированности подростков о профессиях, рынке труда;

- формированию критериев и показателей социально-профессионального самоопределения подростков;

- формированию профориентационных компетенций обучающихся;

- осуществлению осознанного профессионального выбора на основе понимания подростками профессиональных предпочтений, интересов, склонностей, а также потребностей рынка труда.

Список литературы.

  1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия [Текст] / Е.М. Борисова, Г.П. Логинова - Москва: Знание, 1991. – 80 с.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. – 244 с.
  3. Климов,  Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -  199 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://минобрнауки.рф/документы/
  2. http://www.gimnazia12.ru/
  3. http://kem-edu.ucoz.ru/index/fgos/
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессиональная_ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание русского языка как государственного в условиях введения ФГОС основного общего образования

Материал касается вопросов преподавания русского языка в преддвери ФГОС ООО...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования

Выступление на семинаре классных руководителей о духовно-нравственном воспитании (с презентацией)....

ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования

ИКТ в условиях введения ФГОС основного общего образования...

Семинар: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования

Презентация для семинараСеминар: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования...

Современный урок математики в условиях введения ФГОС основного общего образования

Какие качества необходимы современному выпускнику?Разные люди отвечают на этот вопрос по-разному.·  Кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях,·  другие - о воспитании,·...

Профориентационная работа в условиях введения ФГОС основного общего образования

Федеральный государственный стандарт основного общего образования нового поколения определяет необходимость профориентации. В ФГОС отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, по...

Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...