Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования
статья на тему

Медведева Наталия Алексеевна

Выступление на семинаре классных руководителей о духовно-нравственном воспитании (с презентацией).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Районный семинар

классных руководителей

«Духовно-нравственное

воспитание обучающихся

в условиях введения ФГОС

основного общего образования»

Подготовила:

Медведева Н.А.

Октябрь 2014г.

        Современный ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК - век открытий, нововведений, компьютеризации, стремительного развития. Наша жизнь так быстро изменяется, что мы в этой суете забываем о самых простых человеческих ценностях, без которых становимся черствее, равнодушнее ко всему, что нас окружает.

А.С.Макаренко когда-то сказал: «Все человеческое в человеке должно быть воспитано».

        В 2012-2013 учебном году в школе начала работу экспериментальная площадка по апробации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В нём сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

 Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеурочной деятельности, системы дополнительного образования.

В МБОУ «Никифоровская сош №1» с 2012 года реализуется программа воспитания  и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, цель которого является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитательная работа ведется в системе взаимосвязанных направлений: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; Воспитание социальной ответственности и компетентности; Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания; Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Каждое из направлений воспитания и социализации  основано на определённой системе базовых национальных ценностей.

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

В этом учебном году я являюсь классным руководителем 5 класса и работаю по стандарту нового поколения. Пока мною сделано не так много, но всё впереди.

Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.

        В нашем классе есть курс «Основы духовно-нравственных культур народов России» (учитель Медведев А.А.). Так на одном из занятий, говоря о добродетели, учитель попросил отметить те, которые присутствуют в нашем классе. Подводя итоги опроса, можно сказать, что в детских ответах на первом месте стоят честность, отзывчивость, милосердие, доброжелательность, щедрость, доброта, а также справедливость, гостеприимность, искренность, смирение.

        В своей работе использую и планирую использовать разные формы деятельности: «Круглый стол», тематические дискуссии, тренинги, беседы, изучение духовно-нравственного наследия, книжное обозрение, исследовательскую самостоятельную работу, ситуативный час общения «Что такое хорошо и что такое плохо?», праздники, просмотр и обсуждение фильма, различные социальные акции. Например, уже в 1 четверти принимали участие в акциях: «Доброе дело», направленное на то, чтобы не оставить без внимания пожилых людей, оказать посильную помощь, и «Согреем своим теплом», приуроченная ко Дню учителя. Мы ходили в гости к бывшему учителю нашей школы. Дети с удовольствием готовили поздравления сами. Отрадно отметить, что многие желали участвовать и никто не остался равнодушным.

        В октябре на базе нашей школы был организован пункт по сбору гуманитарной помощи беженцам из Украины. Конечно, мы тоже принимали участие и в этой акции. В нашем классе ответственным по выполнению был назначен лидер волонтёрского комитета.

        В начале учебного года вместе с психологом проводила тестирование по оценке уровня воспитанности личности. Результат оказался неплохой, но понятно, что работа должна вестись непрерывно.  

        Готовясь к семинару, я провела в своём классе небольшой социологический опрос. Всего участников – 17. Результат: (в диаграмме)

Опросник

1.        Является ли духовно-нравственное воспитание приоритетным в современном мире?

        Да  11 – 65%

        Нет   6 – 35%

2.        Проводятся ли в вашем классе мероприятия по духовно-нравственному воспитанию?

        Да  17 – 100%

        Очень редко  0

        Нет 0

3.        Нужны ли такие мероприятия?

        Да, несомненно 16 – 94%

        Нет  1 – 6%

        Приходим к выводу, что…

Во-первых, 65% детей считают, что  духовно-нравственное воспитание является приоритетным в современном мире; 100% отмечают, что в нашем классе проводятся мероприятия по духовно-нравственному воспитанию; 94% уверены, что такие мероприятия необходимы.

Помимо непрерывной работы с ученическим коллективом должна вестись работа и с родителями, поскольку педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, ведь уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.

        Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

        Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. В школе сложились следующие формы работы с семьей: классные и общешкольные родительские собрания; функционирование управляющего совета школы; Родительского комитета школы; Совета профилактики; Часы контроля; участие родителей в школьных мероприятиях, тематических всеобучах, лекториях, консультациях, дискуссиях, беседах и вообще в жизни класса.

Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

                 «Возбудите  в  человеке искренний  интерес  ко  всему  новому,  полезному,  высшему  и  нравственному, и  вы  можете  быть  спокойны, что  он  сохранит  человеческое  достоинство».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования

Слайд 2

«Всё человеческое в человеке должно быть воспитано» А.С.Макаренко

Слайд 4

Современный национальный воспитательный идеал Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 5

Гуманистические ценности содержания образования Внеурочная деятельность Дополнительное образование

Слайд 6

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Слайд 7

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Слайд 8

Направления: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

Слайд 10

Формы деятельности «круглый стол» тематические дискуссии, тренинги, беседы изучение духовно-нравственного наследия книжное обозрение исследовательская самостоятельная работа ситуативный час общения «Что такое хорошо и что такое плохо?» праздники просмотр и обсуждение фильма социальные акции

Слайд 11

Социальные акции «Доброе дело» «Согреем своим теплом» Сбор гуманитарной помощи беженцам из Украины

Слайд 12

Социологический опрос 1. Является ли духовно-нравственное воспитание приоритетным в современном мире?  Да  Нет 2. Проводятся ли в вашем классе мероприятия по духовно-нравственному воспитанию?  Да  Очень редко  Нет 3. Нужны ли такие мероприятия?  Да, несомненно  Нет

Слайд 13

Социологический опрос 1. Является ли духовно-нравственное воспитание приоритетным в современном мире?  Да 11 – 65%  Нет 6 – 35%

Слайд 14

Социологический опрос 2. Проводятся ли в вашем классе мероприятия по духовно-нравственному воспитанию?  Да 17 – 100%  Очень редко  Нет

Слайд 15

Социологический опрос 3. Нужны ли такие мероприятия?  Да, несомненно 16 – 94%  Нет 1 – 6%

Слайд 16

Работа с родителями Классные и общешкольные родительские собрания; Функционирование управляющего совета школы; Родительского комитета школы; Совета профилактики; Часы контроля; Участие родителей в школьных мероприятиях, тематических всеобучах, лекториях, консультациях, дискуссиях, беседах и жизни класса

Слайд 17

«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему новому, полезному, высшему и нравственному, и вы можете быть спокойны, что он сохранит человеческое достоинство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление учебной деятельностью учащихся на уроках математики средствами технологии развития критического мышления в условиях внедрения ФГОС общего образования

Начавшийся плавный переход на федеральные государственные образовательные стандарты в принципе меняет ориентацию педагогов в характере образования - в его направленности, целях, содержании на выявлени...

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.Полноценная познавательная деяте...

Статья "Организация внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования"

В статье отражены: направления, виды, формы, система оценки достижения результатов внеурочной деятельности....

«Индивидуализация в образовании в условиях требований ФГОС общего образования»

laquo;Индивидуализация в образовании в условиях требований ФГОС общего образования»...