К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.
методическая разработка на тему

Еремина Елена Геннадьевна

ВИКИПЕДИЯ: 

Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООНангл. International Day for Toleranceисп. Día Internacional para la Tolerancia) — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_vospitaniya_tolerantnosti.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы воспитания толерантности

Первая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классе.

Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.

Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.

Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.

Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером»

Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.

Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным (•высказываниям учащихся.

Прием «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т. п.).

Прием «Справедливое распределение» предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у других. Главное здесь — добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания с вполне конкретным участием на каждом этапе представителей всех групп учащихся.

Прием «Обмен ролями» — учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Прием «Мизансцена» состоит в активизации общения и изменения его характера посредством расположения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения задания педагога.

Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии.

Диалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком:

Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.

Прием. «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.

Прием «Импровизация на свободную тему», Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.

Прием «Обнажение противоречий». Разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп людей. Прием предполагает четкое ограничение расхождений во мнении, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.

Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.

Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.

Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).

Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).

Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Педагогических приемов — бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учитель из множества приемов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит к одному ученику, может быть неприемлем для другого.

Игровые тренинги

Система игровых тренингов представляет собой взаимосвязанную, поступательную серию игровых занятий, построенную в соответствии с основами групповой игротерапии:

  • содержание тренингов направлено на помощь детям в самопознании, на формирование, раскрытие и развитие своего потенциала, на поддержание толерантности к своему «Я» и к другим людям, к другой субкультуре;
  • чередование сложных серьезных разговоров с играми, упражнениями;
  • занятия должны приносить радость детям и взрослым.

Представленная система тренингов может выступать как форма воспитательной работы, направленная на формирование толерантности у детей. Данную форму работы вправе проводить классный руководитель, но учитывая следующие требования: 

  • добровольное включение в тренинг каждого ребенка на основе знаний о структуре и особенностях его личности;
  • конфиденциальность: все, что происходит и говорится на занятии, не выносится на обсуждение за пределы группы;
  • обеспечение физической и психической безопасности участников группы: отсутствие агрессии и насилия в процессе тренинга и после него;
  • рефлексивность: в конце занятия подведение итогов, обмен мнениями, впечатлениями, чувствами.

Структура игрового тренинга:

  1. Разминка (упражнения, настраивающие детей на игровое взаимодействие);
  2. Основное содержание занятия (упражнения, игры, помогающие усвоить главную тему, отработать необходимые навыки);
  3. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный фестиваль детского художественного творчества как условие воспитания толерантности

Воспитание толерантности – актуальная задача, стоящая перед сегодняшним образованием. Дополнительное образование дает возможность решать эту задачу разными способами. Одним из способов, уже четыре год...

Описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности

Аннотация к статье.Темой данной работы является описание опыта международного взаимодействия образовательных учреждений в воспитании толерантности. Целью настоящей статьи является формирование у детей...

Методы и приемы воспитания толерантности. Доклад на педагогическом совете школы.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме.Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Воспитание  толерантной  ли...

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...

"Приемы воспитания толерантности"

Приемы воспитания — это педагогически офор­мленные действия, посредством которых на поведе­ние и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и повед...

Урок толерантности, посвященный Международному дню толерантности «Мое "Я" в обществе», 8 класс

Цели:1) продолжить формирование у учащихся представлений о толерантной личности, ее качествах;2) содействовать развитию у восьмиклассников адекватной самооценки толерантного поведения....