Классный час " Мой путь к себе и другим: какой он?"
классный час (10 класс) на тему

Сергеева Татьяна Михайловна

Самооценка и самопознание - достаточно трудны для учащихся. Ребята не всегда задумываются "Кто Я", "Какой Я". Форма классного часа - час общения. Пытаемся разобраться в самооценке и ответить на  эти вопросы. А также разобраться в проблемных ситуациях и ответить на вопрос " А как в данной ситуации поступил бы Я?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_put_k_sebe_-_kakoy_on.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Виктора Степановича Юдина с. Новый Буян муниципального района Красноярский Самарской области

Классный час

« Мой путь к Себе и Другим: какой он?»

   

Разработала:

Сергеева Татьяна Михайловна,

Классный руководитель 10 класса

ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина с. Новый Буян

Цели: 1. Способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки.

2.  Развивать   формирование позитивного отношения к себе и другим;

3. Побуждать детей к формированию  положительной и адекватной самооценки,   к самоанализу и самовоспитанию; к желанию работать над собой.

4. Развивать понимание бесконечности работы над собой.

Форма: час общения

Оборудование: Проектор, ноутбук, экран, для каждого учащегося лист бумаги и  ручка.

Подготовительная работа:  поручить двум учащимся подготовить стихотворение

Р. Киплинга «Заповедь»,  двум учащимся - сценку «Объяснение в любви».

Оформление: На доске записаны -  тема классного часа и  эпиграфы.

План классного часа:

1.Вступительное слово классного руководителя.

2. Самоанализ и самооценка.

3.Памятка «Умей общаться»

4. Пять  минут самоанализа  (рефлексия).

                   «У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают;

тот, который он сам себе приписывает;

тот, который есть в действительности».

В. Гюго

Все победы начинаются с победы над самим собой.

Л.Леонов.

1.Вступительное слово.

 Классный руководитель: Жизнь человека как дорога, которая начинается с самого рождения  и пролегает через всю его жизнь. У каждого человека  она своя и зависит от поступков, которые мы совершаем в течение всей своей жизни. И только от нас зависит, какой она будет – ровной или ухабистой, широкой и освещенной или узкой и тернистой. У одних это маленькие ямочки и кочки,  а у других  огромные впадины и холмы. Совершая поступки, нам приходится спотыкаться о кочки и холмы, падать в ямы и овраги. На некоторых дорогах то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, завалы зависти и озлобленности, камни отчужденности и одиночества. Они широкие, но неосвещенные. И если мы пойдем по такой дороге, то будем прорываться через заросли обид, вины и злобы и  сталкивать с нее тех, кто послабее. И в конце концов такая дорога всех  выматает и разрушит. Но есть и другие дороги, на которых пламенеют цветы любви, доверия, прощения. По бокам красиво подстриженные газоны взаимовыручки и поддержки, растут деревья взаимопонимания и спокойствия. Такая дорога тоже может утомить, но она никого не разрушит. Те, кем владеет страх перед жизнью, обычно попадают на первую дорогу. А, те, кто хочет почуствовать себя добрыми, хорошими, любимыми и интересными, пойдут по светлой, хотя она и более длинная.  Для того, чтобы выбрать правильную дорогу нужно заглянуть в себя. Определить: «Кто «Я». Для этого нужно разработать для себя положительную программу внутренней настройки, используя самопознание. Но самое главное, чтобы у вас сформировалось положительная система действий, поступков. Если вы только говорите о том, что хотите стать лучше, и ни чего не делаете для этого- результата ни когда не добьётесь. Главное в жизни – иметь в себе силы предпринять что-либо для достижения желаемого. Нужно верить в себя, в свои возможности и доверять окружающим людям.

2. Самоанализ и самооценка.

Послушайте стихотворение Р.Киплинга «Заповедь» (выходят 2 ученика и читают стихотворение).

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти им грех;

Пусть час  не пробил – жди не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других,

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мыслли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена, и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,

На карту все,что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том.

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь, Человек!

- Какие размышления и чуства вызвало это стихотворение?  (ответы  учащихся)

Попробуем пойти дальше. Ни для кого из вас не секрет, что в характере каждого из вас есть положительные и отрицательные черты. Психолог Э. Берн считает, что всех людей можно разделить на «принцев» и  «лягушек»,  (на экране на слайде описание «принцев» и «лягушек»).

 «Принцы» не считают себя лучше или хуже других. Они независимы и самостоятельны. Они себя любят независимо от своей внешности.Они могут ошибаться, терпеть поражение, но не теряют самоуважения и уверенности в себе. «Принцы» уважают чувства других и не позволяют манипулировать собой. Они не решают за других их проблемы. Они наслаждаются своими успехами, но не чувствуют при этом вины и не завидуют другим.

«Лягушки» беспомощны и зависимы от окружающих. Они непрестанно жалуются. В отличие от  «принцев», они не живут в настоящем, а «убивают» время, ожидая будущее или вспоминая прошлое. Они не умеют анализировать, плохо ориентируются в происходящем и пытаются манипулировать людьми, обвиняя их. «Лягушки» во всем сомневаются, не доверяют себе и зависят от мнения других людей. В их бедах виноваты окружающие, они разочарованы в себе, в других людях, и при этом, не ищут выхода.

- Попробуйте ответить на вопрос: Кто Я, какой Я  «Принц» или «Лягушка»

- Почему вы так думаете?

-Давайте порассуждаем о том, от каких непривлекательных качеств должен избавиться человек? Какие приобрести?

Проблемная ситуация «Как себя оценить»

 Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

-Правильно ли оценила себя Наташа?

- Какие ошибки она совершила, оценивая себя.

« Искусство быть другим» - одна из формул человеческого общения. Чувствовать другого человека как самого себя, принимать его таким, каков он есть,постигать его внутренний мир – вот залог позитивного общения.

Посмотрите сценку « Объячнение в любви» и сделайте для себя вывод – как можно было поступить иначе.

Сценка “Объяснение в любви”

Молодой человек давно хочет признаться своей подружке в любви. И вот, наконец, он решился...

Молодой человек:
— Ты знаешь, я хочу тебе что-то сказать...

Девушка (говорит кокетливо):
— Ну? Было бы интересно.

Далее следует молчание.

Девушка:
— Чего же ты молчишь? Давай говори!

Молодой человек:
— Если бы это было так легко, то...

Девушка (перебивает его раздраженно):
— Слушай, ты меня уже достал! Или ты говоришь, или я пошла!

Демонстративно встает.

Молодой человек:
— Да нет, ничего... в следующий раз.

Девушка (безразлично):
— Ну как хочешь!

Отворачивается.

-В чем ошибка  девушки?

Что можете посоветовать молодому человеку.

Как можно было бы завершить это диалог по-другому.

Не бойтесь ошибаться, терпеть неудачи, начинать заново. Вступая в мир взрослых отношений, постоянно занимайтесь самосовершенствованием не только себя “внешнего”, но и себя “внутреннего”.

3.Обратите внимание на экран, на слайде дана памятка,  как правильно общаться.

Памятка «Умей общаться»

Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были хорошими, надо:

- Расценивать собеседника как равного и не подчинять его своей воле;

- Уважать его право на личное мнение;

- Уважать и ценить решение собеседника;

- Уметь слушать.

-Трудности в общении преодолеваются только общением.

4. Пять минут самоанализа.

На экране « Как правильно себя оценить»

  1. Судите о себе по делам.
  2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.
  3. Тот, кто вас критикует – ваш друг.
  4. Критикует один – задумайтесь.
  5. Критикуют два – проанализируйте свое поведение.
  6. Критикуют три – переделывайте себя.
  7. Строго относитесь к себе и мягко – к другим.

У каждого из вас на столе лежит лист бумаги и ручка.   Ответьте на вопрос: «Какой Я?» На каждой новой строчке напишите важные характеристики (черты характера, поступки, поведение и.т.д.)

- А теперь решите, какие из перечисленных качеств вы хотели бы оставить ( отметьте «+» ), а от каких  - избавиться ( отметьте «―» )

У вас получился план работы над собой.

Процесс познания – это дорога длинная, но интересная. С познания себя начинается и познание других людей, познание мира и смысла жизни.

Литература:

1.В.Л.Леви «Искусство быть другим», М.1981

2.Л.Хей «Целительные силы внутри нас», М.1996

3. «Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа», под редакцией Е.Н.Степанова, М.А.Александровой, Творческий центр «Сфера», М.2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"

классный час для 6 класса на тему" Настоящий друг: каким я его вижу?"...

Методическое совещание "Путь к себе и другим"

«Путь к себе и другим». Как достичь гармонии с собой и окружающими.Тренинг (англ.trainingот train-обучать,воспитывать) – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, со...

Классный час с психологом (для студентов 1 курса).Тема: «Познай себя - кто я, какой я»

Данный классный час ориентирован на студентов 1 курсов с целью самопознания  собственной личности, на основании чего они смогут составить свой психологический портрет,а также выявить определ...

Мой путь к Себе и Другим: какой он?

Представлена презентация, которая используется для одноименного классного часа. В современный век информационных технологий  информация должна предоставляться в различных видах. Данная презентаци...

Классный час на тему ""Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе"

Цель: воспитать у учащихся доброту и уважение к окружающим, стремление совершать добрые поступки.Задачи:Развивать представления учащихся о добре и зле.Воспитывать  в детях уважение к себе и други...

классный час"«Учимся думать о себе и о других»"

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав в нем нравственное, - значит вырастить угрозу для общества.вспомнить известные учащимся понятия изученных тем, статьи Конституции РФ способствовать восп...

Классный час:" Уважай себя- уважай других"

Классный час:"Уважай себя- уважай других"...