Внеклассное мероприятие "Помни, не забудь! Трагедия Холокоста"
классный час (8 класс) на тему

Сатункина Наталья Викторовна

Уважаемые коллеги!

Представляемые вашему вниманию материалы можно использовать для проведения интегрированного урока (история – литература), внеурочного мероприятия (классного часа, например), организации проектной деятельности, дискуссии или оформления тематического стенда.

При необходимости подборку можно дополнить информацией с сайтов:

Российский фонд «Холокост»: http://wvvvv.holofond.ru

Государственный музей Освенцима-Биркенау - Польша: http://vvvwv.auschwitz.org.pl

Институт Яд ва-Шем - Израиль: http://www.yadvashem.org

(имеется русскоязычная версия сайта)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx43.93 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   «Помни, не забудь! Трагедия Холокоста»
Памяти жертв Холокоста посвящается…
(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Автор: Сатункина Наталья Викторовна, учитель физики и математики
МОУ «Лесогорская СШ»

Цели:

  • усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 
  • формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.

Задачи: 

  • ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
  • формирование толерантного сознания;
  • формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

Ход мероприятия

Организационный момент.

Слайд 2 ПАМЯТИ 
               СОТЕН  ТЫСЯЧ  ЕВРЕЕВ 
               УБИТЫХ НА УКРАИНЕ,
               БОЛЕЕ  ДВУХ  C ПОЛОВИНОЙ  МИЛЛИОНОВ       
               ЕВРЕЕВ  УБИТЫХ  НА  ТЕРРИТОРИИ  СССР,
               БОЛЕЕ ПЯТНАДЦАТИ  МИЛЛИОНОВ
               ЖЕРТВ ХОЛОКОСТА
               ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Вступительное слово учителя.

Сегодня наше мероприятие посвящёно памяти жертв нацизма,   жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста не обходимо для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.  

Давайте посмотрим, как это было…

Видеосюжет  «Трагедия холокоста»

(слайд 3)

1 ученик: Что такое Холокост? Если переводить дословно, то оно происходит из греческих  библейских форм «сжигаемый целиком» или «принесение жертвы всесожжения»

2 ученик: В современном обществе это слово зазвучало в 1960-е годы благодаря книгам будущего лауреата Нобелевской премии мира писателя Эли Визеля, живущего в США, узника  Освенцима и Бухенвальда,  вся семья которого погибла в нацистких лагерях.

1 ученик:  «Холокост» это  систематическое преследование и истребление немецкими нацистами Еврейского народа, который подвергался дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в годы Второй мировой войны.

Это – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян…

 (4 слайд)

2 ученик:  Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста.

5 слайд

1 ученик: Холокост это «синоним» газовых камер, печей, сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей по одной только причине – принадлежность к еврейскому народу.

2 ученик: В Израиле и некоторых других странах используется также термин ШОА, обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».

6 слайд

1 ученик: В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид еврейского народа – Адольф Гитлер.

2 ученик:    Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев.

Слайд 7

«Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.

1 ученик: Закон, лишал евреев права гражданства, запрещал браки между евреями и германскими гражданами. Евреям  запрещалось пользоваться библиотеками, посещать театры, отдавать своих детей в “армейские школы”, заниматься торговлей и ремеслом и обязательно носить специальные опознавательные знаки.

Слайд 8

Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).

Слайд 9

2 ученик: 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами. После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

звучит еврейская музыка - nigun_e_bloch:

1 ученик: Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако тем было некуда ехать. Для евреев Европы,  «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себе вреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».

Слайд 10

2 ученик: Больше всего страдали еврейские дети. Их изгоняли из школ. Вдруг выяснилось, что еврейские дети стали детьми второго сорта.

Слайд 11

1 ученик: В крупных городах создавались особые районы  -  еврейские гетто, куда сгонялось всё еврейское население города и окрестностей: мужчины, женщины и дети. (Гетто (итал. ghetto) - часть города, в странах Западной и Центральной Европы для изолированного проживания евреев)

2 ученик: Во время Второй мировой войны гетто были созданы нацистами в ряде городов Восточной Европы и превращены в "лагеря уничтожения".      

1 ученик: Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нём содержалось до 480 000 евреев.

Особенно тяжело было детям. В Кракове их сдавали в немецкие госпитали, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

На территории СССР крупнейшими гетто были Львовское гетто (409 тысяч человек, существовало с ноября 1941 по июнь 1943 года) и Минское гетто (около 100 тысяч человек, ликвидировано 21 октября 1943 года).

Слайд 12

2 ученик: Выход из гетто без разрешения поначалу наказывался тюремным заключением, позже – смертной казнью.  Официально установленные продовольственные нормы для гетто были рассчитаны на гибель жителей от голода.

Слайд 13

1 ученик: Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось.

2 ученик: Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник.

Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охотно и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись, друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”

1 ученик: “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

Слайд 14

Слайд 15

Ученик 2: Самые крупные лагеря смерти были в Польше. Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями.

Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ.

1 ученик: Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Их находили с кровью, идущей из ушей, и с  пеной у рта в полусидячем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя.

Слайд 16

Ученик 2: Заключенных, в основном евреев, называемых Зондеркоманда, заставляли закапывать трупы или сжигать их в печах. Так как нацистам не нужны были свидетели, большинство членов Зондеркоманды регулярно помещали в газове камеры, из нескольких тысяч человек выжили менше двадцати.

Ученик 1: В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как евреев обманом заманивали в газове камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газове камеры, смеясь и играя друг с другом, часто с игрушками в руках. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев.

Слайд 17

Ученик 2: Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Ученик 1: Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос.

Слайд 18

2 ученик: Синонимами   Холокоста  на территории Европы,  стали названия лагерей смерти Освенцим, Треблинка, Майданек  на территории Польши, Саласпилс на территории Латвии.

Заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещаяих в различные условия, экспериментам с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

Рабочих концлагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газове камеры, другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Слайд 19

1 ученик: В период Великой отечественной войны на оккупированной нацистами и их союзниками территории СССР оказалось свыше 80 миллионов человек. Среди них - около 3 миллионов советских евреев. По разным оценкам, от 2,6 до 2,8 миллиона из них погибли. Именно на советской земле началось их тотальное истребление.

Всего же в огне Шоа погибло более 6-ти миллионов человек.

2 ученик: На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах.  

Ученик 1: Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом.

Ученик 2: В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России.

Слайд 20

(звучит музыкальный  фрагмент 13-й симфонии Д. Шостаковича «Бабий Яр»)

Ученик 1: И в каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр в городе Киеве.

Видеосюжет «Бабий Яр»                

Слайд 21

2 ученик: Во время Великой Отечественной войны немецкие войска, занявшие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреевцыган, а также советских военнопленных. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тыс., и это количество, не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали.

Обречённых, группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Спаслось из Бабьего Яра  всего 29 человек.

Видеоклип на песню А. Розенбаума “Бабий Яр”.

Слайд 22

1 ученик: Говоря о Холокосте, вспоминаются слова Альберта Эйнштейна: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить – и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает».

2 ученик: Во время Шоа коренное население разных стран относилось к евреям по-разному - от безразличия до враждебности. Большинство равнодушно наблюдало за тем, как их бывших соседей арестовывали и убивали. Были такие, которые сотрудничали с нацистами, другие наживались за счет конфискованного еврейского имущества. Но сотни людей разных национальностей, происхождения, вероисповеданий, несмотря на опасность, протянули руку помощи еврейскому народу. Они не думали о смерти, которая им грозила, они не думали о славе и доброй памяти, которая возможно ждет их впереди, они просто спасали тех, кому реально смерть смотрела в глаза. «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир» – эти слова по праву относятся к людям, впоследствии названным  Праведниками народов мира.

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Звучит музыкальная композиция из кинофильма «Список Шиндлера»

Слайд 27

1 ученик: История сохранила нам имена тех, кто спас огромное количество еврейских судеб:

2 ученик: Рауль  Валленберг — шведский дипломат, спасший жизни десятков тысяч венгерских евреев в период Холокоста.

Слайд 28

1 ученик: Оскар Шиндлер  — немецкий промышленник, спасший почти 1200 евреев во время Холокоста, предоставив им работу на своих заводах в Польше и Чехии. Эта история легла в основу книги «Ковчег Шиндлера» и основанного на ней фильма «Список Шиндлера».

Слайд29

2 ученик: Ирена Сендлер, — польская активистка движения сопротивления. Во время оккупации Польши посещала Варшавское гетто, где следила за больными детьми. Под этим прикрытием она и её товарищи вывезли из гетто 2 500 детей,

СЛАЙДЫ 30-33

1ученик: И таких историй множество. Кто-то спас тысячи людей, а кто-то одну, но и одна спасенная жизнь достойна того, чтобы назвать человека Праведником мира.

Слайд 34

2 ученик: Что означает слово «Холокост»?

Сегодня это знать обязан каждый.

Слайд 35

1 ученик: Снимите шляпы.        

        Встаньте во весь рост.

Слайд 36

1 ученик:  Почтим память жертв холокоста минутой молчания.

Слайд 37

Учитель: Закончить хочу словами академика Д. С. Лихачёва:

 «… над нами одно небо, под нами одна земля. Мы все равны под небом и на земле, независимо от цвета кожи, религии, нации».

Список литературы

1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.

4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.
Свердловская ОУНБ; КХ;

5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.

6) www.holofond.ru/

7) www.yadvashem.org/

Интернет источники.

  1. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html 
  2. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm 
  3. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8
  4. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040 
  5. http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1
  6. http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm 
  7. http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html
  8. http://tolerance.fio.ru/forum.php
  9. http://www.tolz.ru/library/?id=649 
  10. http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475 
  11. http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html 
  12. http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm
  13. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9 
  14. http://gostinaya.net/?p=4376
  15. http://holocaust.ioso.ru/.
  16. http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/alt28.html
  17. http://neuezeiten.rusverlag.de/2010/12/17/1605/
  18. http://ru.wikipedia.org/wiki/Праведники_мира
  19. http://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост.
  20. http://traditio-ru.org/wiki/Холокост
  21. http://video.mail.ru/inbox/alivechurch/543/556.html
  22. http://www1.yadvashem.org/yv/ru/righteous/index.asp.
  23. http://www.eleven.co.il/article/14461
  24. http://www.litprichal.ru/work/108134/
  25. http://www.obshelit.ru/works/41963/
  26. http://www.stihi.ru/2012/08/30/7122
  27. http://www.stihi.ru/2010/03/21/7977
  28. http://www.sunhome.ru/poetry
  29. http://www.youtube.com/watch?v=TO1_P6uu1hE
  30. http://www.webstudio.il4u.org.il/projects/holoc_nevel/holoco...
  31. http://youtu.be/mPrIq69iRvM


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Уроки Холокоста"

  Дети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…...

Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Холокост - трагедия 20 века"

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с понятием и историей холокоста, узнают о жестокостях фашисткого режима....

Внеклассное мероприятие по истории "Трагедия и боль Чернобыля"

Как повысить интерес обучающихся к предмету? Эта проблема волнует многих преподавателей. Решению этой задачи в определенной мере  способствуют внеклассные мероприятия по истории.ü Внеклассные мер...

разработка внеклассного мероприятия Это страшное слово Холокост

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9 класс  " Это страшное слово Холокост"...

Классный час «Нужно ли помнить о трагедии Холокоста?»

Классный час посвящён памяти жертв Холокоста...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню памяти жертв Холокоста "Помни, не забудь!"

Данный сценарий содержит исторические документальные моменты, связанные с Холокостом, литературный материал, ссылки на документальные фрагменты. будет полезен и как внеклассное общешкольное мероприяти...

Классный час по теме "Трагедия Холокоста"

27 января – день памяти жертв ХолокостаДети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое...