Классный час по теме "Богатство речи"
классный час (8 класс) на тему

Карелина Раиса Михайловна

Цель данного классного часа показать, что умение правильно общаться - важная сторона жизни человека, рассказать о книге "Юности честное зерцало", юбилей которой празднуется в этом году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatstvo_rechi.docx42.59 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_1_karelina.ppt1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по внеклассной работе

«Богатство речи. Умение говорить »

Цель:
Показать, что умение правильно и красиво общаться – очень важная сторона жизни человека

Задачи:

Воспитательные

  • Формирование уважения к родному языку и культуре русского языка
  • Привлечение внимания школьников к общечеловеческим ценностям, таким как литература, книга, чтение

Образовательные

  • Повышение общего культурного уровня учащихся.
  • Знакомство учащихся класса с историей возникновения книги «Юности честное зерцало».

Развивающие

  • Расширение филологического кругозора
  • Развитие умения «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Практические

  • Формирование коммуникативных и речевых навыков

Форма проведения:

Классный час.


Виды деятельности:

Диалог с элементами игры, театрализация.

Подготовка:

1) Найти интересный материал по теме;

2) Подготовить команды для участия в игре «Правильно ли мы говорим?»

3) Подготовить выступления учащихся, определить ведущих.

4) Подготовка вопросов для конкурсов на отдельных карточках.

5) Разработка и выполнение мультимедийной презентации с кинофрагментами.

Оборудование: Презентация, карточки для ролевых игр, магнитная доска, плакаты с цитатами знаменитых людей, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия:

Вступление

Включается видеоролик детского юмористического журнала «Ералаш» - «Красивые слова».(слайд 1)
После просмотра учащимся задаются вопросы:

Учитель:

- Как вы думаете, почему я предложила вам посмотреть этот фильм?

- О чем пойдет сегодня речь на нашем классном часе?

Сегодня мы будем говорить о богатстве нашей речи, об умении правильно и красиво говорить. (слайд 2)

Дейл Карнеги сказал : «У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся! …»   (слайд 3)

- В чем смысл этого обращения?

Я предлагаю вам закончить фразу : (слайд 4)


ЯЗЫК
– орудие человека. Он необходим, чтобы…

(учащиеся дают свои ответы)

Учитель: Всем нам знакома поговорка «По одежке встречают…». Можно понимать ее по-разному. Нашей одежкой можно считать нашу речь. Как мы говорим: правильно, красиво, или, может, наша речь настолько бедна, что понятна лишь немногим?  Язык – это целый мир. А мир мы познаем с самого раннего детства. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами.

-Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?

-Попробуем ответить на этот вопрос…

Ученик:

ПРИТЧА

Умение говорить

        Притча от писательницы  Александры Лопатиной

       Одному королю нужен был новый посол. Многие образованные юноши хотели получить эту должность. В результате были отобраны два кандидата. Король дал им задание — отнести послание его брату, королю соседней страны. Послание нужно было отнести пешком и без охраны. Это было сложное задание. На границе двух стран лежала пустыня, в которой жили дикие звери и гуляли шайки разбойников.

       Первый юноша вернулся еле живой, в лохмотьях и истощённый.

— Это было невыполнимо, — возмущённо сказал он. — Я взял с собой всё нужное и без проблем дошёл до селения на краю пустыни. Там я хотел заночевать, но никто не пустил меня, хотя я объяснил жителям законы гостеприимства. Ночью я разжёг костёр, чтобы спастись от зверей, но огонь увидели разбойники. Они забрали всё, даже мою одежду. Я добыл лохмотья и пришёл к вашему брату, но меня не пустили во дворец.

       После этого в дорогу отправился второй юноша. Вскоре он вернулся и передал королю письмо от брата. Затем юноша рассказал:

— Я взял с собой только еду. В селении на краю пустыни я постучался в один дом, поздоровался с хозяевами на их языке и пожелал их дому мира и богатства. Они пустили меня и накормили. Я переночевал в безопасности, а днём пошёл через пустыню. Дикие звери днём спрятались, но разбойники все-таки остановили меня. Я поздоровался с ними на их языке и пожелал им удачи. Они пропустили меня и показали дорогу. Придя во дворец, я представился по всем правилам дворцовой церемонии, и ваш брат принял меня.

— Хорошо скажешь, хорошо и ответят, — произнёс король и взял второго юношу на службу.

Учитель: Предлагаю вам разминку, чтобы разделиться на группы и продолжить нашу работу. Для этого каждому будет предложено поставить ударение в слове. На какой слог будет ударение, в ту группу вы и попадаете. Правильность расстановки ударений в словах мы будем оценивать сами.

(Предлагаются слова: СмУта, свЕкла, вЕктор, бАловень, скУтер, сИлос, кОклюш, слИвовый, слОво, гОвор, тОрты, столЯр, эклЕр, ревЕнь, крокЕт, щавЕль, досУг, начАла, звонИт, дремОта, жилОсь, завИдно, квартАл, красИвее.(В коробочке написаны листочки со словами, в которых нужно поставить ударение. Учащиеся, вынимая слово из коробки, ставят правильно ударение, и перемещаются  в команды под номерами 1,2  в зависимости от ударной гласной).

Часть I

Историческая

Учитель:

Слова, слова, слова…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном океане слов

Купаться ежечасно!


А что говорят знаменитые и известные люди о «слове»?

(Учащимся предлагается прочитать высказывания великих людей. Плакаты вывешиваются на магнитной доске.) (слайд 5 по щелчку выводятся цитаты )

- Слово — великое оружие жизни. Ключевский В.

- Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. Конфуций.

- Слова — это то единственное, что остается на века.  Хэзлитт У.

- Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое" впечатление. Паскаль Блез.

-Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. А.П. Чехов.

- Металл узнается по звону, а человек — по слову. Грасиан-и-Моралес.

Учитель: Знаете, а сегодня необычный день. История этого дня началась еще 300 лет назад, во времена Петра I.  Посмотрите на экран.

(На экране видеоролик о книге «Юности честное зерцало»)(слайд 6).

После просмотра фильма на экран выводится слайд с цитатой из книги.

Учитель:

Одна из глав этой книги посвящена красоте и чистоте языка. (слайд 7, первый щелчок). Еще во времена Петра I обращалось особое внимание на правильное использование речи.

(На слайд выводится цитата: (слайд 7, второй щелчок). Текст слайда читает ученик.

«Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми…других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать».

«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих…)

Учитель: Предлагаю вам проанализировать данное высказывание с точки зрения красоты речи и сформулировать современное толкование данной цитаты. Ваши ответы прошу записать на листочках. Ответы учащихся обрабатываются и выводятся на экран.

 Пока идет обработка, ребятам предлагается  2 конкурса:  по толкованию фразеологических оборотов с ключевыми словами и конкурс синонимов. (слайд 8)

Фразеологизмы:
Вернемся к нашим баранам (Значение: призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация того, что его отступление от темы разговора закончилось.

Лазаря петь 

(Значение: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих.

Разводить антимонии

 (Значение: болтать, вести пустые разговоры, соблюдать излишние церемонии в отношениях, проявлять излишнюю мягкость,

снисходительность в отношениях с кем-либо).

Типун тебе на язык

(Значение: выражение недовольства по поводу сказанного, недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует).

Точить лясы

(Значение: пустословить, заниматься бесполезной болтовней, сплетничать).

Синонимы
1) разговорчивость: балагурство, пустословие, говорливость, словоохотливость, многоречивость, болтливость, многословие, речистость, трепливость.

2) словопрение: спор, диспут, препирательство, дебаты, полемика, прения.

3) говорильня: разговаривание, парламент.

4) говорливый: болтливый, пустозвонный, разговорчивый, языкастый, словоохотливый, речистый, трепливый, речивый, слабый на язык, многоглаголивый, язык без костей, слаб на язык; болтливый,  как сорока.

5) пустобаявший: пустословивший, вравший, моловший языком.

6) пустобрешка имеет следующие синонимы: пустобрех, краснобайка, болтунья, болтушка, фразерка, враль, болтун, пустослов, брехунья, говорунья

 

Идет совместная проверка ответов.
После завершения конкурсов на экране появляется современная обработка правил из «Зерцала».
(слайд 9)

Часть II

Литературная

Учитель:  Умение общаться складывается из многих составляющих. Одна из них-умение красиво и правильно говорить, правильно и точно употреблять слова, не засорять свою речь словами «паразитами», соблюдать языковые нормы. Где мы можем это наблюдать? Конечно, в художественной литературе. Литература  это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Предлагаю вам послушать стихотворение Роберта Рождественского «Разговор со случайным знакомым»  (приглашаются учащиеся, приготовившие стихотворение).


Смотри, как дышит эта ночь,

                                          Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…

                                                                                                                          -Чо?

Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой волне…

                                                                                                                          - Где?

Он полночью поклялся ей, он взял в свидетели луну!...

                                                                                                                          -Ну?!

Они сейчас уйдут в песок,

                                            туда, где не видать ни зги…

                                                                                                                          - Гы!..

И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ёрш..

                                                                                                                    -Врешь!..

Да нет, я говорю тебе,

                                   Что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…

                                                                                                                         - Ха!..

А сколько музыки в степях.

                                               В предутреннем дрожанье рос..

                                                                                                                     - Брось!..

Да погоди!

                             Почувствуй ночь, крадущийся полет совы,

                                                                                  сопенье медленных лосих…

                                                                                                                     - Псих!..

Послушай, разве можно так прожить

                                                               и не узнать весны,

                                                                                  Прожить и не понять снега?..

                                                                                                                        - Ага!..

Вопросы :

- Как вы думаете, интересно общаться этим двоим? Почему?

- Что вы почувствовали, услышав этот диалог?

- Что вам понравилось (чем), не понравилось (почему) в этом диалоге?

- Часто ли вы слышите такую речь?
- А вы разговариваете на таком языке?

-Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

- Не является ли, по вашему мнению, оскорбительной для современного молодого человека такая терминология?

- Может быть, это временное явление?

Учитель: Ни для кого не секрет, что умение красиво говорить – это ключ к успеху и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Умение правильно выражать мысль увеличивает шанс быть понятым и услышанным.

Предлагаю вам стать на минуту поэтом. Для этого вам нужно выполнить задание – восстановить отрывок из стихотворения И. Никитина «Утро», заменив выделенные слова синонимами

(текст распечатан для каждой команды) (слайд 10).

Звезды бледнеют и потухают. В огне облака.

Белый пар по лугам расползается.

По прозрачной воде, по кудрям лозняка

От зари красный свет разливается.


Оригинал

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам разливается.

По зеркальной  воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Ответы зачитываются перед аудиторией.

Часть III

Художественно-комедийная.

Учитель:

Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой. В кинематографе, как и во всех других сферах жизнедеятельности человека, вопрос о красоте речи поднимался неоднократно. Сейчас вам будет предложено следующее задание. Вы должны внимательно просмотреть и прослушать видеоролик одного небезызвестного комедийного фильма.
(учащимся предлагается ролик фильма «12 стульев», на столах лежат карточки с заданиями-записать речь Эллочки –Людоедочки и перефразировать ее слова на красивую и грамотную речь).

На экран выводится (слайд 11)

Часть IV

Заключительная


Учитель: 

Перед последним конкурсом нашего мероприятия я хочу сказать словами Людмилы  Алешиной из книги «О вежливости, о такте, о деликатности»: «Если вы здоровы - вы обладаете несметным богатством. Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверила на себе. Эти лекарства не продаются в аптеках, не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они обладают чудодейственной силой- создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным, приятным, симпатичным.

Это красивые слова, которые идут от сердца! В каждом случае жизни! Пусть в каждом сердце рождаются добрые, хорошие и светлые слова».

А я предлагаю вам небольшой задание – тренинг : «Напиши, как красиво ты можешь  общаться со своим одноклассником». При написании вам можно использовать все художественные и речевые стили, высказывать свои пожелания. Но, есть небольшой секрет. Письмо будет общим, оно будет писаться по кругу, передавая от одного к другому. Когда листик вернется к тому, кто начинал писать, работа останавливается. После написания, мы прочитаем ваше коллективное пожелание.

 (Учащиеся пишут письмо, послание читается).

- Какие чувства вы испытали, прочитав ваши слова – обращения друг к другу?
- Может, нам нужно взять такое общение за норму?

На сцену выходит ученица Екатерина Гайшун с песней Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Ребята подпевают, садясь в круг рядом с исполнителем).

На экране появляется слайд 12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

учитель: Карелина Р.М.

Слайд 3

« У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся…»

Слайд 4

ЯЗЫК – ОРУДИЕ ЧЕЛОВЕКА. Он необходим, чтобы …

Слайд 5

«Слово – великое оружие жизни». Ключевский В. «Слова – это то единственное, что остается на века. Хэзлит У. «Когда не знаешь слов, нечем познавать людей» . Конфуций . «Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление». Блез Паскаль. «Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка». А.П. Чехов. Металл узнается по звону, а человек — по слову. Грасиан-и-Моралес

Слайд 6

Зерцало - 1. ср. устар. 1) То же, что: зеркало. 2) перен. Спокойная, поверхность реки, пруда и т.п. 3) перен. Отображение, отражение чего-л. 2. название литературного произведения нравоучительного и педагогического характера в Зап. Европе и России («Великое зерцало» и «Юности честное зерцало»). 3. Эмблема законности в дореволюционной России.

Слайд 7

«Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми… других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать ». «Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих…

Слайд 8

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ синонимы разговорчивость словопрение говорливый говорильня пустобаявший пустобрешка Вернемся к нашим баранам. Лазаря петь. Разводить антимонии. Типун тебе на язык. Точить лясы.

Слайд 9

Современное прочтение Не говорить много, в разговоре быть вежливым и учтивым. 2. Уважать собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать. 3. Следить за своей речью, говорить красиво и правильно, не употребляя в разговоре «слов- паразитов», «жаргонизмы», ненормативную лексику. 4. В разных ситуациях находить нужные слова, чтобы уметь поддержать своего друга или знакомого, или просто любого человека и в беде, и в радости.

Слайд 10

Звезды бледнеют и потухают. В огне облака . Белый пар по лугам расползается. По прозрачной воде, по кудрям лозняка. От зари красный свет разливается.

Слайд 11

Слайд 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час . Чистота речи.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»                ...

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"

В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...

Классный час "Моя речь - моё зеркало"

Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают  проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе  нравстве...

Речь классного руководителя на выпускном.

Речь классного руководителя на выпускном....

Классный час о культуре речи

Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....