«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ» (МАСТЕР – КЛАСС)
методическая разработка

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ  СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области  

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на районной конференция педагогов

«Духовно - нравственное развитие и

 воспитание  обучающихся средствами
современных образовательных технологий»

на тему «Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами

кейс – технологии»
(мастер – класс)

Выступила  Попова Алла Александровна, руководитель проблемной группы учителей физики                

                               

Красный 2017

  "Если Вы сообщаете мне, я буду слушать.

Если Вы показываете мне, я буду видеть.

                                                              Но если Вы позволяете мне исследовать, я учусь".

Лао-Цзы

    Речь идет о методе обучения, известном как кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций. Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE). Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» обучающихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения. Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действительности».

История возникновения технологии

Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале 20-го века. В 1920 г. после издания сборника кейсов, деканом Wallace В. Donham был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последнее время кейс - методы обучения нашли широкое, распространение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии и политологии и т.д.. В России кейс - технологии больше известны разработчикам информационных систем и баз данных, чем педагогам и методистам. Кейс-метод относят к одной из новых форм эффективных технологий проблемно-ситуативного обучения.

Причины внедрения технологии

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время связано с решением двух задач:

1) применение кейс-метода ориентировано не только на получение конкретных знаний, но и на формирование компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации и т.д.

2) применение кейс-метода способствует развитию у будущего специалиста способности оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях непрерывных изменений в общественной, профессиональной и других сферах жизни.

Классификация кейсов, основу которой составляют содержание кейса и степень его воздействия на обучающихся.

Таблица №1. Классификация кейсов

Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысление

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуации

Исследование, проектирование

Ценность кейс-метода:

  • данный метод предполагает не овладение ребенком готовыми знаниями, а направляет на сотворчество субъектов процесса обучения;
  •   способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления, находить новые практические приемы для решения поставленной проблемы, развивать системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропонимания;
  • ученик имеет возможность дать собственную оценку рассматриваемому вопросу, аргументировать свою точку зрения.

Кейс – технология и метод проблемного обучения

  • Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
  • Кейс не предлагает ребенку проблему в открытом виде,  участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
  • Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения.

Суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

Источники кейсов

Кейс представляет собой результат отражательной деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники. Тезис о том, что жизнь является источником кейсов вряд ли у кого вызывает сомнение. Заслуживает обсуждения лишь то, в какой степени она предопределяет содержание и форму кейса. Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.

Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в кейс-метод другие методы обучения и воспитания.

Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множеством других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.

Суть кейс - технологии

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая учащихся к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения.

Действия учителя

в кейс – технологии организаторские  и сводятся к:

  • созданию кейса,
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщение по работе группы над кейсом; оценивание обучающихся преподавателем (есть опыт работы, когда оценивание работы групп над кейсом осуществляется обучающимися под руководством учителя).

Достоинства новой технологии:

  • обучающийся  может применить полученные знания не только при решении абстрактных задач из учебника, а разрешить реальную проблему из жизни, которую он, в общем-то, и будет решать после окончания обучения;
  • разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания;
  • в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.

Тем самым кейс – метод позволяет в процессе обучения активизировать каждого школьника и вовлечь его в процесс анализа и принятия решений. Его можно использовать не только на уроке, но и во внеклассной работе. Приведу пример кейса, который можно использовать при проведении классного часа,  родительского собрания, или на педагогическом совете. (Приложение 1)

Источники

  1. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  2. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода /  под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  3. Всероссийский сетевой проект «Современный урок: кейс-метод»  
  4. http://enauki.prosv.ru/case/

Приложение 1

Что дала Вам школа?

Нина Алексеевна Иванова, можно сказать, состоялась в профессии. В педагогический институт она поступила вопреки воле родителей (те хотели её отправить швейное ПТУ). После рождения ребёнка Нина Алексеевна пришла работать в школу, и продолжает работать в этой же школе вот уже 17 лет в должности учителя географии.

Уже в самом начале своей карьеры она подходила к обучению детей творчески нестандартно. Да и сегодня Нина Алексеевна не любит дважды повторять один и тот же урок. Она внимательно следит не только за методическими новинками, изучает научно-популярную литературу по предмету. На уроки частенько приносит статьи и вырезки из журналов «Гео», «Итоги»; записывает фрагменты научно-популярных фильмов. Чужими конспектами или тематическим планированием она никогда не пользуется и искренне недоумевает, как это другие учителя могут делать?

Своей главной задачей Нина Алексеевна считает развитие аналитического мышления у детей. С учеников она также много спрашивает, и так же требует работать системе, как работает она сама.

Нина Алексеевна всегда поддерживает учителей. В беседах ли с родителями, перед администрацией школы, в маршрутке, поликлинике или магазине, случайно услышав разговор, она обязательно выскажет своё мнение в защиту коллег.

Самостоятельно Нина Алексеевна освоила работу на компьютере. Теперь её можно назвать «продвинутым пользователем». Она не только печатает быстрее, чем пишет. Нина Алексеевна смело бродит по Интернету, имеет свои странички в разных социальных сетях, отслеживает новости, читает блоги и участвует в местных форумах общения.

И вот как-то раз на одном из смоленских Интернет-форумов в конце мая  читала обсуждение темы «Что дала вам школа?», где увидела комментарий своего выпускника Олега Веткина.

Веткин выпускался из школы этак года четыре назад, но Нина Алексеевна его очень хорошо помнила. Ещё будучи в начальных классах, Олег уже считался школьной звездой: он пел на любом концерте по очень и не очень значительным поводам. Его уже тогда знала вся школа. И потом Олег, даже когда прекратил петь, постоянно участвовал в  разных конкурсах «за школу», КВНах, интеллектуальных играх, «Последних звонках» и прочих мероприятиях. Без Веткина не обходилось ни одно из них. Даже на те конкурсы, куда его не брали, он умудрялся попасть в качестве болельщика.

Вполне естественно, что успеваемость Олега в старших классах стала падать, как часто бывает, за него «просили» и классный руководитель, и директор. Учителя пошли навстречу: не наказывать же талантливого юношу! Он ведь не прогуливает пропускает «по делу»! И Олег вполне благополучно, то есть с хорошими оценками в аттестате, окончил школу, на выпускном от имени всех присутствующих поблагодарил  учителей за их нелёгкий труд.  Затем он поступил в институт на престижный факультет, правда, благодаря занятиям с репетиторами.

Так вот, этот самый Веткин на вопрос Интернет-форума «Что дала Вам школа?» ответил: «Ничего. Школа не дала мне ничего». Нина Алексеевна возмутилась. Уж в кого-кого, а в Олега школой было вложено немало! И вот вам всем спасибо от Веткина! Она написала тут же довольно резкий ответ. Олег, скорее всего, её гневную реплику прочитал, но предпочёл промолчать. А Нину Алексеевну настолько задела такая неблагодарность, что она на следующий день с возмущением рассказывала об этом коллегам в школе.

Задания группам:

I группа:

  • Внимательно прочитайте текст, осмыслите для себя содержание.
  • Сформулируйте  проблему от лица Нины Алексеевны.
  • Представьте вариант решения.    

II группа:

  • Внимательно прочитайте текст, осмыслите для себя содержание.
  • Попробуйте от имени Олега Веткина обосновать его позицию.
  • Представьте вариант решения с точки зрения бывшего выпускника.

III группа:

  • Внимательно прочитайте текст, осмыслите для себя содержание.
  • Что ждёт общество от школы?
  • С этой точки зрения, что дала школа Олегу?
  •  Как бы Вы ответили на его заявление?

Вопросы:

  • Охарактеризуйте личностные качества Нины Алексеевны. 
  • Какова   миссия   Нины   Алексеевны   в   школе?    
  • Предположите,    какие межличностные отношения складываются у неё с коллегами и учениками.
  • Что бы вы посоветовали бы Олегу?
  • В чём, на Ваш взгляд, заключается цель школьного образования?
  • А что лично Вам дала школа? 

Попова А.А., руководитель проблемной группы учителей физики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка

В данной публикации излагается  взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...

Использование православного компонента на уроках мировой художественной культуры как средства духовно-нравственного воспитания обучающихся.

На своих уроках я всё чаще использую православный компонент, позволяющий погрузить ученика в мир Православной культуры, помогающей понять человеку смысл жизни, как высочайшего откровения о бытии, знак...

Роль информационных технологий, в духовно-нравственном воспитании обучающихся, посвященная 85-летию Подольского района

    «Родной край, его история … основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»– писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев...

мастер-класс "Организация работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию обучающихся"

Предлагаемый материал - это попытка раскрыть вечную тему в педагогике «Взаимоотношения семьи и школы» и показать своё видение её в направлении духовно-нравственного воспитания....

Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами дополнительного образования

Духовно - нравственное воспитание обучающихся средствами дополнительного образования на примере работы Дома детского твочрества г.Гуково....

Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами современных образовательных технологий

•Духовность – ценностная характеристика сознания•Нравственность – совокупность общих принципов поведения•Духовно-нравственное воспитание в Концепции определено как «педагогически организованный процес...

Статья"Духовно-нравственное воспитание обучающихся как средство реализации ФГOС на уроках литературы и во внеурочной деятельности".

Сборник статей по итогам Международной конференции по поликультурному воспитанию.Издательство ГАОУ АО ДПО "АИПКИП", апрель 2015г....