Классный час для обучающихся 8, 9 классов на тему "Кто курит табак, тот сам себе враг"
классный час (9 класс)

Тарасова Ольга Леонидовна

Предлагаемое мероприятие - это час общения на актуальную для подростков тему курения. Цель классного часа - профилактика табакокурения в подростковой и молодежной среде. Для проведения классного часа готовится творческая группа учеников, состоящая из историка, врача, социолога, юриста, оформителя. Проводится предварительное анкетирование обучающихся класса. Классный руководитель продумывает игру "Спорные утверждения". В конце классного час проводится акция "Мы - против курения", которая может быть продолжена в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ko_kurit_tabak_tot_sam_sebe_vrag.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Печниковская средняя школа»

Кто курит табак, тот сам себе враг

Классный час для обучающихся 8, 9 классов

      Тарасова Ольга Леонидовна

классный руководитель

                                                        8, 9 классов

Декабрь 2020 г.

Классный час

Кто курит табак, тот сам себе враг

Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации.

                 О.де Бальзак

Цель: профилактика табакокурения в подростковой и молодежной среде.

Задачи: расширить представления детей о здоровом образе жизни, о вредном воздействии курения на организм человека; сформировать негативное отношение к курению, воспитывать уважение к законам, ответственность за своё поведение; побуждать к активному противостоянию вредным привычкам.

Содержание классного часа: Предлагаемое мероприятие – это час общения на актуальную для подростков тему курения. Подрыв здоровья детей начинается  с табакокурения. Его приравнивают к наркомании. В стране разработаны некоторые меры по борьбе с курением, но лучшая мера – это воспитание с раннего возраста неприятие курения.  

Подготовительная работа с детьми: выбирается рабочая творческая группа. Каждый участник группы получает задание:

А) историк готовит информацию об истории возникновения табакокурения в мире и России (можно по материалам сценария);

Б) врач должен рассказать о вреде табака;

В) социолог проводит опрос среди одноклассников и готовит отчет (образец в сценарии);

Г) юрист готовит информацию о том, какие же нормы закона и права регулируют курение в общественных места;

Д) оформитель обводит свою ладонь на бумаге, вырезает и делает много копий «ладошек» из бумаги формата А 4 разных цветов, а также на листе А4 печатает «Мы - против курения!»

Оформление:

- написать тему классного час и эпиграф;

- можно приготовить презентацию;

- распечатать листы для игры «Спорные утверждения» и развесить их по стенам;

- вырезать много «ладошек» для акции «Мы – против курения!», приготовить много магнитиков, чтобы крепить «ладошки» на доске. Можно их приклеивать на большой ватман.

Ход классного часа

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. Я начну сегодняшний классный час с загадки. У этой загадки будет четыре подсказки. Попробуйте узнать, что это за продукт. (Читает)

  • Его родина – тропическая Америка. Его семена в Европу привезли члены экспедиции Колумба.
  • Торговля этим продуктом приносила и до сих пор приносит огромные прибыли.
  • Употребление этого продукта приравнивают к наркомании.
  • 80 % употребляющих этот продукт, страдают одной из форм заболеваний легких.

         Что это за продукт?   (Дети высказывают предположения)

 Классный руководитель. Всё верно, это табак. Все, даже малыши, знают о вреде курения, но, тем не менее, курящих людей не становится меньше. Так ли он вредно, если их число не уменьшается? Почему дети начинают курить? Можно ли избавиться от этой вредной привычки? Сегодня мы попробуем в этом разобраться. В этом нам помогут группа ребят, которые выполняли специальные задания.

Один из них историк. Он изучил историю приобщения русских людей к курению.

Второй – врач. Он изучил медицинскую сторону вопроса.

Третий – социолог. Он исследовал общественное отношение к курению.

Четвертый – юрист. Он проверил, как выполняются законы, касающиеся запрета курения в общественных местах.

  1. Отчет творческой группы

Классный руководитель. А сейчас послушаем отчет творческой группы. Первое слово историку.

Табак завоёвывает мир

Историк. Действительно, табак родом из Америки. В Европу он был завезен Христофором Колумбом. В поисках золота Колумб в 1492 году высадился с корабля со своей экспедицией на побережье Кубы. Жители встречали пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». Матросы были первыми европейцами, научившимися курить от местных жителей.

      Сила табака  оказалась притягательной. И растение, получившее название от имени провинции Табаго острова Гаити (отсюда происхождение слова «табак»), начало свое победоносное шествие по странам и континентам.

Табаку приписывали необыкновенные действия. Считалось, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п.. Табак использовали как лечебное вещество.

Курение табака, а также применение его в качестве лекарства часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставляло правительства разных стран вести борьбу с курением. Применялись наказания, в ряде стран весьма жестокие. По религиозным мотивам в некоторых странах, например, в Италии, табак был объявлен «забавой дьявола».

В Россию табак был завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал широко культивироваться на российской земле. Во время царствования царя Михаила Фёдоровича за курение наказывали вплоть до отрезания носа или ушей. После пожара в Москве в 1634 году из-за курения, оно было запрещено под страхом смертной казни. Торговцев табаком повелевалось «пороть, ссылать в дальние города». Несмотря на все запреты, табак оказался победителем. Торговцы получали баснословные прибыли от торговли сигарами и папиросами, доходы казны росли. Особенно курение распространилось при Петре I , который сам стал заядлым курильщиком и всячески склонял своих приближенных к курению. С тех пор торговля этим зельем процветает в России.

Классный руководитель. И так, согласно историческим фактам, уже более 400 лет как курение пришло в Россию. А что говорят врачи о вреде курения?

Врачи о вреде курения

Врач. Основным действующим началом табака является никотин. Никотин – это чрезвычайно сильный яд, действующий преимущественно на нервную систему, пищеварение, а также на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

      По данным Всемирной организации здравоохранения, общая смертность курящих превышает смертность некурящих на 30-80 %, причем наиболее значительная разница приходится на возраст 45-54 лет, т.е. наиболее ценный в отношении профессионального опыта и творческой активности.

       Каждая новая затяжка сигаретой сокращает человеческую жизнь по меньшой мере  на один вздох, а каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 15 мин.

      Курение вызывает обызвествление (склероз) сосудов и становится одним из важнейших факторов, повышающих риск инфарктов, инсультов, заболеваний артерий сердечной мышцы  мозга.

      Не удивительно, что у курящих резко повышена частота заболеваний дыхательных путей. Самой грозной расплатой за курение оказывается рак легких. 90 % всех установленных случав рака легких приходится на долю курящих.

      Кроме этого от курения страдают и другие органы и ткани: полость рта, глотка, гортань, пищевод, поджелудочная железа и мочевой пузырь. Не исключается и рак желудка, т.к. курящий заглатывает слюну и содержащиеся в ней продукты сгорания табака, вводит в желудок и канцерогенные вещества.

      Доказано влияние никотина на преждевременное угасание половой функции. Курящие женщины, как правило, рано стареют. Табак влияет и на течение беременности. У таких женщин выкидыши и мертворождения детей встречаются в 2 – 3 раза чаще, чем у некурящих. Новорожденные младенцы таких мам весят на 230 г меньше, чем у рожениц, незнакомых с сигаретой.

      Так же опасно быть пассивным курильщиком, т.е. когда некурящие люди вынуждены дышать «выхлопными газами» курильщиков. Головная боль, головокружение, сердцебиение, разбитость – вот частые жалобы некурящих, которым часто приходится подолгу находиться в прокуренном помещении. Один час в накуренном помещении равен одной сигарете. Если ребенок живет в квартире, где один из членов семьи выкуривает 1-2 пачки сигарет, то у ребенка обнаруживается в моче количество никотина, соответствующее 2-3 сигаретам.

      Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения, наблюдается абстинентный синдром (ломка). Ломка выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка. Также могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.

Сигареты и дети – общественное мнение

Классный руководитель. При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. А как к нему относится наше общество? Слово предоставляется социологу. Он провел социологическое исследование.

Социолог. Мы опросили восьмиклассников и девятиклассников. В анкетировании участвовало (количество) человек. Всем предложили 4 вопроса:

  1. Пробовал ли ты курить?
  2. Если «да», то в каком возрасте?
  3. Первую сигарету выкурил а) один б) с другом в) в компании
  4. Курю для того, чтобы  а) считать себя взрослым  б) за компанию  в) ради интереса

Результаты нашего опроса мы вынесли на экран. Я прокомментирую эти цифры. Пробовали курить / не пробовали курить (количество) ребят. Далее мы представляем диаграмму, где указывается возраст, когда подростки начали курить. Первую сигарету выкурило в одиночку (количество) человек, вместе с другом (количество) ребят, в компании (количество) человек.  Наиболее частой причиной курения оказалась (причина). На втором месте следующая (причина). На третьем месте (причина).

      По результатам нашего опроса мы пришли к выводу, что … % пробовали курить. В возрасте 7-9 лет … %, 10-12 лет … % человек, 13-15 лет … % подростков. Главной причиной, по которой курят, является (причина).

Как мы видим, проблема курения существует и в нашем подростковом обществе.

                                Законы и курение – мнение юриста

Классный руководитель. К сожалению, в России курят многие. Какие же нормы закона и права регулируют курение в общественных местах? Я передаю слово юристу.

Юрист. В нашей стране продажа, курение и реклама табачных изделий подчиняются федеральным законам. Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» устанавливает запрет на курение в общественных местах: это в домах, в общих подъездах, лифтах и других местах общего пользования. Кроме этого в учебных, медицинских, культурных учреждениях, вокзалах, и на их территориях, на спортивных площадках, в частных домах без согласия собственника.

      Где можно курить? В собственном жилье, если вы этим не беспокоите соседей. А также на свежем воздухе, вне помещений и территорий учреждений образования, медицины, культуры и спорта. Куда вы можете обратиться, если в вышеперечисленных местах курят? Если в доме – к участковому, если на детской или спортивной площадке – в полицию, если в образовательных учреждениях – в роспотребнадзор, если в поликлинике – в росздравнадзор.

      Статья 16 ФЗ № 15 от 23.02. 2013 запрещает рекламу и стимулирование продажи табака, спонсорства табака.

       В статье 19 этого же закона говорится об ограничении торговлей табачной продукции и табачных изделий. Например, закон требует, чтобы ближайший магазин, который торгует табаком, был не менее 100 м от учебного учреждения. Табачные изделия торговые точки должны отпускать только гражданам, которые достигли возраста 18 лет.

  1.  Игра "Спорные утверждения"

Классный руководитель. Как мы слышали, в законодательстве многое сделано, чтобы эта вредная привычка не распространялась. А сейчас мы поиграем в игру «Спорные утверждения», где каждый участник получит возможность выяснить свои взгляды на курение, а также услышать дополнительную информацию о проблеме курения.

Для проведения игры необходимо четыре листа бумаги с написанными на них утверждениями: - "Совершенно согласен" - "Согласен, но с оговорками" - "Совершенно не согласен" - "Не имею точного мнения". Эти листы прикрепляются по четырем сторонам комнаты.

Классный руководитель зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый из участников должен его обосновать, почему он считает именно так. Выслушав мнения каждого из участников, ведущий в виде краткой лекции излагает своё мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут выбрать листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Примеры спорных утверждений:

  • Прекратить курить можно в любой момент.
  • Некурящие люди вдыхают 50 % дыма во время курения другими людьми.
  • Если родители курят, то их дети тоже будут курить.
  • Курение для подростков – один из способов самоутвердиться, повышения своего престижа.

Классный руководитель. Спасибо за участие в игре. Всех прошу занять свои места.

  1. Проведение акции «Мы – против курения!»

Классный руководитель. Давайте поблагодарим творческую группу за проделанный труд. И чтобы наши слова не разнились с делом, предлагаю провести в школе акцию «Мы – против курения!». Да и в календаре есть такой день – это день отказа от курения. Он празднуется в третий четверг ноября, а завтра как раз такая дата. Начнем с себя!

Всем подросткам выдаются вырезанные из цветной бумаги «ладошки». Каждый ученик  на ней пишет какую- нибудь фразу, типа «Я – против курения», «Курить – здоровью вредить!», «Бросай курить – вставай на лыжи!» и т.п.. После классного часа эта акция продолжается в школе.

  1. Заключительное слово и подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Сегодняшний разговор о курении – это разговор о самосохранении. Чтобы уберечься от табакозависимости, нужно обладать информацией. Надеюсь, наш разговор дал вам такую информацию.

         Что осталось у вас после сегодняшнего разговора и акции? Будете ли вспоминать их позже?  (ответы детей)

Использованные источники информации

  1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/7a9de3608bcc880ef06b688100d4e2ffc74210a7/
  2. Ягодинский В.Н.  Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся.- 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1986
  3. Кулинич Г.Г.  Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2008
  4. Дереклеева Н.И.   Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007
  5. Родителям о детях (сценарии родительских собраний): сборник материалов /авт.-сост. Е.Г. Ромицина, Ю.П. Брюхова – Архангельск: Изд-во АО ИОО, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Кто курит табак, тот сам себе враг

Классный час о вреде курения для 6 класса...

Презентация по ЗОЖ "Кто курит табак, тот сам себе враг"

Представлен материал для беседы с учащимися начальных классов о вреде курения....

Кто курит табак, тот сам себе враг!

Из группы в 1000 человек, начавших курить еще в подростковом возрасте, 250 человек погибнут от воздействия табака доя достижения ими 70-летнего возраста. Эти 250 умерших от курения людей потеряют 10-1...

Протест против курения «Кто курит табак, тот сам себе враг!»

Цель:  предупредить формирование у детей вредной привычки – курения.Задачи: -Воспитывать негативное отношение к табакокурению.- Создавать условия для формирования навыков здорового образа жи...

"Кто курит табак, тот сам себе враг"

Классный час в 6 классе о вреде курения...