«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»
методическая разработка

Рыбакова Лариса Владимировна

Выступление на педагогическом совете: «Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Педагогический совет № 2 от 06.11.2020 года

«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»

Подготовил:

Рыбакова Лариса Владимировна –

педагог-организатор

2020 год

Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.

                                                                                         (Н.А. Калиман)

Основание для разработки программы воспитания: 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Что нового записано в данном законе:

Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся:

  • Чувства патриотизма и гражданственности;
  • уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества;
  • уважения к закону и правопорядку; 
  • уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения;
  • бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации;
  • бережного отношения к природе и окружающей среде.

Введение таких документов по организации воспитательной работы, как:

  • «рабочая программа воспитания»
  • «календарный план воспитательной работы».

Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.

Единые разделы:

  • «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса».
  • «Цель и задачи воспитания».
  • «Виды, формы и содержание деятельности».
  • «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

Особенные приложения:

Календарные планы воспитательной работы.

Раздел 1. «Особенности организуемого в Центре воспитательного процесса». Это краткая информация о:

  • специфике расположения Центра;
  • источниках положительного или отрицательного влияния на детей;
  •  значимых партнерах Центра;
  • особенностях контингента учащихся;
  • оригинальных воспитательных находках;
  • важных для Центра традициях воспитания.

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания».

Общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Задачи:

  • Реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации и проведения;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании младших школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; создание актива класса;
  • вовлекать школьников в кружки, творческие объединения и курсы внеурочной деятельности, работающие по школьным программам дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление на уровне классных сообществ;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями;
  • организовывать для школьников экскурсии, пешие прогулки и походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • развивать предметно-эстетическую среду Центра и реализовывать ее воспитательные возможности.

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности».

Инвариантные (обязательные) модули:

  •         «Классное руководство».
  •         «Школьный урок».
  •         «Курсы внеурочной деятельности».
  •         «Работа с родителями».
  •         «Самоуправление».
  •         «Профориентация».

Вариативные модули:

  •  «Ключевые общешкольные дела».
  •  «Волонтерство».
  •  «Экскурсии, экспедиции, походы».
  •  «Организация предметно-эстетической среды».

Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

1. Результаты воспитания:

  • Критерием является динамика личностного развития школьников каждого класса.
  • Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом-организатором с последующим обсуждением его результатов.
  • Способом получения информации о результатах воспитания школьников является педагогическое наблюдение. 
  • Внимание уделяется следующим вопросам:          
  • какие проблемы личностного развития школьников удалось решить, какие не удалось и почему;
  • какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать.

2. Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых.

  • Критерием является наличие в Центре интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
  • Осуществляется анализ педагогом-организатором, классными руководителями, родителями.
  • Способами получения информации о совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.

Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством:

  • проводимых общешкольных ключевых дел;
  • совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  • организуемой в Центре внеурочной деятельности;
  • реализации личностно - развивающего потенциала школьных уроков;
  • проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • профориентационной работы школы;
  • организации предметно-эстетической среды школы;
  • взаимодействия Центра и семей школьников.

Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

«Современные воспитательные технологии, их применение в работе классного руководителя»

Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и, совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

Задача воспитания дать первичный и успешный опыт жизни. Это может сделать только школа. В процессе школьных (классных) взаимоотношений формируются основы нравственности, кристаллизуется самооценка, самосознание, характер, мировоззрение, уровень жизненных притязаний и жизненные планы.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые технологии в работе с ученическим коллективом. Формы работы определяются, исходя из педагогической ситуации.

Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором он живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ведь ученика воспитывает дух коллектива.

Технология – это система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем.

Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Выбору современной технологии воспитания предшествует такой важный фактор, как диагностика.

Диагностика

В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного в классе процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя и Центра в целом.

Цель проведения такой диагностики – выяснить, насколько организованный в классе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания в каждом классе, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Если основными задачами организации воспитательного процесса в классе являются развитие личности школьника и формирование классного коллектива, то и основными критериями ее результативности надо считать: динамику развития личности школьника; уровень развития классного коллектива и положение ребенка в этом коллективе как важнейшие условия этого развития.

Воспитание в Центре должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: урочную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в Центре является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и   обогащает профессиональное сознание классного руководителя.

Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

• Диагностирование.

• Целеполагание.

• Проектирование.

• Конструирование.

• Организационно – деятельностный компонент.

• Контрольно – управленческий компонент.

• Содержательный компонент.

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Все технологии условно можно разделить на две группы: традиционные и современные.

Много лет в Центре используются с большим успехом традиционные технологии:

  • Технология организации и проведения группового воспитательного дела.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Гуманно – личностная технология.  
  • Технология коллективного творческого воспитания.
  • Технология гуманного коллективного воспитания.  

В последнее время большое распространение получили также современные воспитательные технологии:

  • Здоровьесберегающая технология.
  • Технология проектов.
  • Технология личностно-развивающего диалога.
  • Технология педагогического разрешения конфликта.
  • Информационно-коммуникативная технология.
  • Социальное проектирование.
  • Арт-технология.

Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:

  • по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
  • по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
  • по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
  • по функциям воспитателя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
  • по подходу к ребенку

Но все современные технологии воспитания осуществляются по определённому эффективному алгоритму:

1) подготовительный этап (диагностирование);

2)пробуждение интереса к знаниям у ребёнка;

3) психологический настрой (вступительное слово);

4) содержательная часть (подробное описание предметной деятельности);

5) завершающий этап;

6) планы на будущее.

Технология КТВ Игоря Петровича Иванова (коллективное творческое воспитание)

Этот эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях, не потерял своей актуальности. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

– коллективное творчество;

– единое дело и добровольное участие в нём;

– свобода выбора форм деятельности;

– содружество взрослых и детей;

– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»).
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»).
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество).
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы).

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

Главная задача воспитательного процесса в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Внеурочная деятельность, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер. Наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей возможно создать именно во внеурочной работе школы. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.

Каждый учитель мечтает о хороших учениках, но в каждом классе есть разные дети. Неоднородность всякого общества как бы изначально предполагает, что ребёнок подрастёт, займёт социальную позицию и взрослые должны помочь ему в этом. Ведь образование – это не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, это воспитание, развитие личности, ее социализация.

Современный французский ученый Эрнест Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от того, что мы заложим в души наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации воспитательной деятельности в образовательной организации в условиях введения ФГОС

Статья представляет собой представление опыта работы школы в условиях введления ФГОС....

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ЕДИНОГО РЕЧЕВОГО РЕЖИМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды речевой деятельности и их роль в процессе формирования единого речевого режима в образовательных организациях, реализующих образовательные программы о...

Проектирование научно-исследовательской деятельности в образовательной организации

Современные условия глобализации диктуют школе иной подход к иноязычному образованию – переход от догматического теоретико-ориентированного обучения иностранным языкам к практико-ориентированном...

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в образовательной организации пансионного типа.

В образовательной организации пансионного типа военно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений воспитательной деятельности. Основной целью военно-патриотического воспитания явл...

«Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»

Выступление на педагогическом совете «Программа воспитания как основа проектирования воспитательной деятельности в образовательной организации»...

Выступление на педсовете.Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года.

Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года....