Диагностика адаптации десятиклассников
материал (10 класс)

Комплексная дианостика уровня мотивации, познавательной активности, тревожности и гнева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_adaptatsii_uchashchihsya_10-h_klassov.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика адаптации учащихся 10-х классов

к обучению в старшем звене средней школы

Диагностика мотивационной сферы

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы

Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой. Настоящий вариант дополнен шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 г.г. 

Оценка и интерпретация результатов

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА + МД + (–  Т) + (–  Г), где

ПА – балл по шкале познавательной активности;

МД – балл по шкале мотивации достижения;

Т – балл по шкале тревожности;

Г – балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от – 60 до +60 (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровень  мотивации учения

Суммарный балл

45 – 60

29 – 44

13 – 28

(– 2) – (+ 12)

(– 12) – (– 60)

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень – средний уровень мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией;

VI уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень – резко отрицательное эмоциональное отношение к учению.

Шкала

Уровень

Половозрастные группы, интервал значений

10 – 11 лет

12 – 14 лет

15 – 16 лет

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Юн.

Познавательная

активность

Высокий

Средний

Низкий

31 – 40

21 – 26

10 – 25

28 – 40

22 – 27

10 – 21

28 – 40

21 – 27

10 – 20

27 – 40

19 – 26

10 – 18

29 – 40

18 – 28

10 – 17

31 – 40

21 – 29

10 – 20

Тревожность

Высокий

Средний

Низкий

27 – 40

20 – 26

10 – 19

24 – 40

17 – 23

10 – 16

25 – 40

19 – 24

10 – 18

26 – 40

19 – 25

10 – 18

25 – 40

17 – 24

10 – 16

23 – 40

16 – 22

10 – 15

Гнев

Высокий

Средний

Низкий

21 – 40

14 – 20

10 – 13

20 – 40

13 – 19

10 – 12

19 – 40

14 – 19

10 – 13

23 – 40

15 – 22

10 – 14

21 – 40

14 – 20

10 – 13

18 – 40

12 – 18

10 – 11

Интерпретация данных

Шкала

Интерпретация

Познавательная

активность

Тревожность

Гнев

высокий

средний, низкий

низкий

Продуктивная мотивация и позитивное отношение к учению

средний

средний, низкий

низкий

Позитивное отношение к учению

низкий

средний, низкий

средний, низкий

Переживание «школьной скуки»

средний

средний, низкий

средний, низкий

Диффузное эмоциональное положение

средний

средний, низкий

высокий

Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

низкий

средний, низкий

высокий

Негативное эмоциональное отношение

низкий

низкий

высокий

Резко отрицательное отношение к школе и  учению

высокий

высокий

высокий

Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, словленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей

высокий

высокий

средний

Повышенная эмоциональность на уроке

средний, низкий

высокий

средний, низкий

Школьная тревожность

высокий

средний, низкий

высокий

Позитивное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей

высокий, средний

высокий

средний, низкий

Позитивное эмоциональное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения¹

Обработка и интерпретация результатов

Методика включает ситуации трёх типов:

а)  ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

б)  ситуации, актуализирующие представление о себе;

в)  ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. 

Данные о распределении пунктов шкалы:

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1  4  6  9  10  13  16  20  25  30

Самооценочная

3  5  12  14  19  22  23  27  28  29

Межличностная

2  7  8  11  15  17  18  21  24  26

Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополучием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооце-

ночная

Межлич-

ностная

 1. Чрезмерное спокойствие

9

ж

30

менее 7

менее 11

менее 7

м

17

менее 4

менее 4

менее 5

10

ж

17

менее 2

менее 6

менее 4

м

10

 –

менее 3

11

ж

39

менее 5

менее 12

менее 5

м

23 и менее

менее 5

менее 8

менее 5

2. Нормальный

9

ж

30 – 62

7 – 19

11 – 21

7 – 20

м

17 – 54

4 – 17

4 – 18

5 – 17

10

ж

17 – 54

2 – 14

6 – 19

4 – 19

м

10 – 48

1 – 13

1 – 17

3 – 17

11

ж

35 – 62

5 – 17

12 – 23

5 – 20

м

23 – 47

5 – 14

8 – 17

5 – 14

3. Несколько повышенный

9

ж

63 – 78

20 – 25

22 – 26

21 – 27

м

55 – 73

18 – 23

19 – 25

18 – 24

10

ж

55 – 72

15 – 20

20 – 26

20 – 26

м

49 – 67

14 – 19

18 – 26

18 – 25

11

ж

63 – 76

18 – 23

24 – 29

21 – 28

м

48 – 60

15 – 19

18 – 22

15 – 19

4. Высокий

9

ж

79 – 94

26 – 31

27 – 31

28 – 33

м

74 – 91

24 – 30

26 – 32

25 – 30

10

ж

73 – 90

21 – 26

27 – 32

27 – 33

м

68 – 86

20 – 25

27 – 34

26 – 32

11

ж

77 – 90

24 – 30

30 – 34

29 – 36

м

61 – 72

20 – 24

23 – 27

20 – 23

5. Очень высокий

9

ж

94

более 31

более 31

более 33

м

91

более 30

более 32

более 30

10

ж

90

более 26

более 32

более 33

м

86

более 25

более 34

более 32

11

ж

90

более 30

более 34

более 36

м

72 и более

более 24

более 27

более 23

Общий вывод об уровне адаптации десятиклассников к обучению в  старшем звене школы:

Успешный уровень  –

продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему,  

уровень школьной тревожности в норме (чрезмерное спокойствие, нормальный), высокий или средний статус в классном коллективе (популярный, среднестатусный)

Достаточный уровень –

продуктивная мотивация и позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу либо средний уровень мотивации с несколько сниженной познавательной мотивацией; уровень школьной тревожности в норме (нормальный) или несколько повышенный, высокий или средний статус в классном коллективе (популярный, среднестатусный)

Недостаточный уровень –

сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное либо резко отрицательное эмоциональное отношение к учению; высокий или очень высокий уровень школьной тревожности, низкий статус в классном коллективе (пренебрегаемый, изолированный или отвергаемый)

P.S. наличие одного или двух данных параметров свидетельствует о недостаточном уровне адаптации.

Дезадаптация –

сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», резко отрицательное эмоциональное отношение к учению; очень высокий уровень школьной тревожности; низкий статус в классном коллективе (пренебрегаемый, изолированный или отвергаемый)

Бланк методики

Фамилия, имя _______________________________________класс, _________

Возраст _______________________дата проведения «___» _________ 20___г.

Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти всегда

  1.  Я спокоен
  2.  Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути
  3.  Я разъярён
  4.  Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учёбе
  5.  Я напряжён
  6.  Я испытываю любопытство
  7.  Мне хочется стукнуть кулаком по столу
  8.  Я стараюсь получать только хорошие и отл. оценки
  9.  Я раскован
  10. Мне интересно
  11. Я рассержен
  12. Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учёбе
  13. Меня волнуют возможные неудачи
  14. Мне кажется, что урок никогда не кончится
  15. Мне хочется на кого-нибудь накричать
  16. Я стараюсь все делать правильно
  17. Я чувствую себя неудачником
  18. Я чувствую себя исследователем
  19. Мне хочется что-нибудь сломать
  20. Я чувствую, что не справляюсь с заданиями
  21. Я взвинчен
  22. Я энергичен
  23. Я взбешён
  24. Я горжусь своими школьными успехами
  25. Я чувствую себя совершенно свободно
  26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
  27. Я раздражён
  28. Я решаю самые трудные задачи
  29. Мне не хватает уверенности в себе
  30. Мне скучно
  31. Мне хочется что-нибудь сломать
  32. Я стараюсь не получить двойку
  33. Я уравновешен
  34. Мне нравится думать, решать
  35. Я чувствую себя обманутым
  36. Я стремлюсь показать свои способности и ум
  37. Я боюсь
  38. Я чувствую уныние и тоску
  39. Меня многое приводит в ярость
  40. Я хочу быть среди лучших

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Бланк методики

Фамилия, имя _______________________________________класс,  _________

Возраст _______________________дата проведения «___» _________ 20___г.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0 1 2 3 4. Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру «0». Если она немного волнует, беспокоит вас,  обведите цифру «1». Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру «2». Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу,  страх,  обведите цифру «3». Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».

  1. Отвечать у доски.                                                                

0 1 2 3 4

  1. Пойти в дом к незнакомым людям.

0 1 2 3 4

  1. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.

0 1 2 3 4

  1. Разговаривать с директором школы.

0 1 2 3 4

  1. Думать о своём будущем.

0 1 2 3 4

  1. Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить.

0 1 2 3 4

  1. Тебя критикуют, в чём-то упрекают.

0 1 2 3 4

  1. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

       (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

0 1 2 3 4

  1. Пишешь контрольную работу.

0 1 2 3 4

  1. После контрольной учитель говорит отметки.

0 1 2 3 4

  1. На тебя не обращают внимания.

0 1 2 3 4

  1. У тебя что-то не получается.

0 1 2 3 4

  1. Ждёшь родителей с родительского собрания.

0 1 2 3 4

  1. Тебе грозит неудача, провал.

0 1 2 3 4

  1. Слышишь за своей спиной смех.

0 1 2 3 4

  1. Сдаёшь экзамены в школе.

0 1 2 3 4

  1. На тебя сердятся (непонятно почему).

0 1 2 3 4

  1. Тебе нужно выступить перед большой    аудиторией.

0 1 2 3 4

  1. Предстоит важное решающее дело.

0 1 2 3 4

  1. Не понимаешь объяснения учителя.

0 1 2 3 4

  1. С тобой не согласны, противоречат тебе.

0 1 2 3 4

  1. Сравниваешь себя с другими.

0 1 2 3 4

  1. Проверяются твои способности.

0 1 2 3 4

  1. На тебя смотрят как на маленького.

0 1 2 3 4

  1. На уроке учитель неожиданно задаёт тебе вопрос.

0 1 2 3 4

  1. Замолчали, когда ты подошёл(шла).

0 1 2 3 4

  1. Оценивается твоя работа.

0 1 2 3 4

  1. Думаешь о своих делах.

0 1 2 3 4

  1. Тебе надо принять для себя решение.

0 1 2 3 4

  1. Не можешь справиться с домашним заданием.

0 1 2 3 4

Приложение 3

Фамилия, имя  ________________________________________ класс ________

  1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

1.

2.

3.

4.

5.

II. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

III. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешёл в другую школу? Укажи пять фамилий.

1.

2.

3.

4.

5.

Приложение 4

ПРОТОКОЛ ГРУППОВОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

МКОУ «СОШ №_____» ,класс _______________

количество учащихся ___________________

 дата обследования: «___» ___________20__ г.

Фамилия, имя ученика

Уровень

мотивации учения

Эмоциональное отношение к учению

Уровни

тревожности

Статус в коллективе

(в классе)

Общий вывод об уровне адаптации к обучению в среднем звене школы

Общая

Школьная

Самооце-

ночная

Межлич-

ностная

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15.

16.

17.

Классный руководитель__________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация десятиклассников

Родительское собрание...

Адаптация десятиклассников

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей профильной школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. П...

Адаптация десятиклассников

1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.3. Познакомить с миром юноши и миром девушки.4. Организация самопознан...

Буклет. Адаптация десятиклассников

Рекомендации по адаптации десятиклассников....

Адаптация десятиклассников

Статья содержит рекомендации для родителей...

Трудности адаптации десятиклассников к школе.

Родительское собрание по вопросу адаптации обучающихся 10 класса в школе....