Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.
консультация

Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль уроков в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

  • Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
  • Музыка является одним из наиболее доступных и привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ.
  • Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;-

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;-

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;- тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки; -

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.-

Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:

- слушание

- пение

-распевки, потешки, прибаутки,

- пальчиковая гимнастика,

- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения и танцы,

-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Для развития устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка» я использую игровые приемы на своих уроках. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление и художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Основной мотив игры – это не результат, а сам процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра, являясь прекрасным средством активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению – это также и одна из любимых форм работы учащихся на уроке. Цель любой игры – не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.

2. Низкий уровень свойств внимания.

3. Низкий уровень развития речи, мышления.

4. Инфантилизм.

5. Нарушение координации движения.

6.Низкая самооценка.

7. Повышенная тревожность.

8. Высокий уровень психомышечного напряжения.

9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение, игра на музыкальных инструментах, танцы

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:

  • простоту и выразительность композиций
  • доступностью восприятия и исполнения песни
  • небольшой объём произведений
  • наглядность и эмоциональность

 

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ:

  • многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
  • частой смены видов деятельности;
  • дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически невозможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.

Чаще всего я использую комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Определив структуру урока, выбираются методы работы на каждом этапе.

В школе для детей с ОВЗ используются три группы методов: словесные, наглядные, практические. Отобрав методы для работы на уроке, они комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности на уроке, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Не допускается такое планирование урока, в ходе которого ученики работают в режиме одной беседы.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_i_metody_raboty_s_detmi_ovz_na_urokah_muzyki.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках музыки. Особенности проведения интегрированных уроков в коррекционных классах.

Актуальность уроков музыки для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль уроков в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

  • Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
  • Музыка является одним из наиболее доступных и привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ.
  • Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

 развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности; тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:

- слушание

- пение

-распевки, потешки, прибаутки,

- пальчиковая гимнастика,

- логоритмические упражнения и музыкально-ритмические движения и танцы,

-игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.

Для развития устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка» я использую игровые приемы на своих уроках. Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление и художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.

Основной мотив игры – это не результат, а сам процесс. Игра раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Ну и, конечно, игра, являясь прекрасным средством активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению – это также и одна из любимых форм работы учащихся на уроке. Цель любой игры – не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Существует большое количество игровых методов обучения. Я расскажу о тех, которые наиболее часто использую на уроках.

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены представления об окружающем мире.

2. Низкий уровень свойств внимания.

3. Низкий уровень развития речи, мышления.

4. Инфантилизм.

5. Нарушение координации движения.

6.Низкая самооценка.

7. Повышенная тревожность.

8. Высокий уровень психомышечного напряжения.

9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение, игра на музыкальных инструментах, танцы

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно учитывать:

  • простоту и выразительность композиций
  • доступностью восприятия и исполнения песни
  • небольшой объём произведений
  • наглядность и эмоциональность

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с детьми с ОВЗ:

  • многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
  • частой смены видов деятельности;
  • дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически невозможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.

Чаще всего я использую комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Определив структуру урока, выбираются методы работы на каждом этапе.

В школе для детей с ОВЗ используются три группы методов: словесные, наглядные, практические. Отобрав методы для работы на уроке, они комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности на уроке, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Не допускается такое планирование урока, в ходе которого ученики работают в режиме одной беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Данные приемы и методы работы с детьми с ОВЗ позволяют включить их в общеобразовательную школу....

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры

Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры

Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....

Методы и приёмы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) на уроках музыки.

     Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата – это дети, имеющие двигательные расстройства, речевые нарушения, задержку психического развития.Особенно задержаны в ...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную ...

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках ИЗО

Приемы и методы работы с детьми ОВЗ на уроках ИЗО...