конспект " Азбука поведения".
план-конспект по теме

Гавришова Марина Владимировна

 

Цели: Приучать детей быть воспитанными, добрыми, вежливыми.

            Работать над развитием и коррекцией речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx37.16 КБ

Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Н. А. Касаткина

«АЗБУКА ПОВЕДЕНИЯ» или «РАЗГОВОР О ВОСПИТАННОСТИ» (беседа-рассуждение).

Цели: Приучать детей быть воспитанными,        добрыми, вежливыми.

Работать над развитием и коррекцией речи учащихся

Ход занятия.

I. Вступительное слово.

Воспитатель. Представьте себе каждый такую картину: ты при мчался из школы голодный, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несешься на кухню, хватаешь ложку и прямо из каст рюли проглатываешь все, что тебе оставлено. «Уф, наелся», - гово ришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувст вовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают, как живые, а рука само собой согнется в локте, чтобы вытереть рот рукавом. Что и говорить - есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел, как полагается, за столом, пользуясь но жом и вилкой, каким легким и удобным тебе бы это показалось! Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль - одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых в дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас а наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение помо жет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежли вым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире - раздражать. Пройдет еще какое-то вре мя, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответст венность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни. Человек в отличие от животного учитывает последствия своих дей ствий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, ис пытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вы зывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, кото рый в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумыва ется во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они це ликом были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

  1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
  2. Прямота в словах и поступках.
  3. Обдуманность действий.
  4. Решительность.
  5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.
  1.   Не проводить времени бессознательно, делать то, что хо-1ь, а не то, что получится.
  2. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.
  3. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни I, что будет.

II.        Работа с пословицами о правилах поведения.

Воспитатель. Вспомните, пожалуйста, пословицы, в которых на-дная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной пни. Какие это пословицы? {Дети называют.)

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  1. О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?

III.        Чтение и обсуждение сказки.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что .сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут при кинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сооб разила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропа ло. Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

  1. Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
  2. Бабушка меня шитью выучила.
  3. А как она учила тебя?
  4. Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
  5. Каких?
  6. «Семь раз отмерь - один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

  1. Как вы думаете, ребята, что самое главное в воспитании че ловека?

Вывод: Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, за думался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)

IV. Слушание и обсуждение рассказа.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пят нышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно

все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голо ве - бескозырка, во рту - трубка, и дым из нее кольцами поднимал ся кверху, как из пароходной трубы. У морячка был такой залих ватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.

  1. Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.
  2. Только, чур, не выдавать!
  3. Зачем же мне выдавать? - говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеива лись, шутили:

  1. Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!

Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

  1. Видел морячка? - говорю я и показываю на стену. Он взглянул на него.
  2. Это Игорь Грачев нарисовал, - сказал я.
  3. Только не выдавать.
  4. Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?

  1. Конечно, сделал, - ответил я. - Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить?..

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и оконча ние, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось стро гое.

  1. Это что еще за художества? - спросила она и обвела весь класс взглядом. - Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

  1. Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, - сказа ла Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Оль ги Николаевны нахмурились.

  1. Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что бу дет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно бу дет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?
  2. Нет, нет! - раздалось несколько нерешительных голосов.

  1. Кто же это сделал? Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

  1. Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он че ловек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я поду мал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александ рович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно при знаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а по том наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

  1. Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло? Игорь развел руками:
  2. Да я что? Я разве хотел?
  3. Зачем же нарисовал?
  4. Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.
  5. «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.
  6. Почему на всем классе?
  7. Потому что на каждого могут подумать.
  8. А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисо вал?
  9. Смотри, чтоб этого больше не было, - сказал Толя.
  10. Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только - хотел попробовать, - оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг

   него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене...

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш ре дактор Сережа сказал:

  1. Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хоро шо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.
  2. Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисо вать, - сказала Ольга Николаевна.

Давайте  сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

  1. А у кого нет рисунков? - спросили ребята.
  2. Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.
  3. Конечно, - согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько ри сунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Ни колаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

  1. Игорь Грачев лучше всех рисует, - сказала она.
  2. Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она на хмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, по краснел и тут же сказал:

  1. Это я нарисовал морячка на стенке.
  2. Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?
  3. Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у него прощения. Игорь Александрович сказал:

- Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, по обедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»

Обсуждение рассказа.

Вопросы.

  1. Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?
  2. Почему сам Игорь промолчал?
  3. Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?
  4. Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?
  5. Почему Игорь сознался в своем поступке?
  6. Как поступил директор школы по отношению к Игорю?
  7. А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Иго ря, которые знали, что это сделал Игорь?

Выводы дети  делают сами.

V. Разговор о дружбе и друзьях.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение.

Мы с соседом Петькой -

Верные друзья.

Он получит двойку -

Получаю я.

Вместе мяч гоняем,

Вместе лед сосем,

На уроке пения

Громче всех поем.

Он залез в малину -

Я малину рву.

Он порвет штанину -

Я свою порву.

Мы всегда веселые,

                     Мы навек друзья

                       Потеряй он голову -Потеряю я

Воспитатель. Правильно ли друзья понимают дружбу? (Ответы детей.)

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарище ство», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ - ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, вы ставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три поги бели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ни ми. А они в оправдание: «Да у него брат... Да у него...» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй толь ко тронь Толика...» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного...». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постарае тесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Ю. Азаров

Подготовленный ребёнок читает стихотворение.

ОДНА РИФМА .

    Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу.          В нем сидело и стояло.          Сто пятнадцать человек.       Люди входят и выходят, Продвигаются вперед.      Ученику Николаю.             Ехать очень далеко.              Он сидит на лучшем месте.     Возле самого окна.                У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.      Вдруг на пятой остановке, Опираясь на клюку,        Бабка дряхлая влезает.          В переполненный вагон...     На свободное местечко Захотелось бабке сесть, Оглянуться не успела.     -Место занято другим. Школьнику Валентину.    Ехать очень хорошо,          Он сидит на лучшем месте, Возвращается с катка      Люди входят и выходят. Продвигаются вперед. Валентин сидит, скучает,    Бабка рядышком стоит.      Этот случай про старушку Можно дальше продолжать.   Но давайте скажем в рифму: - Старость надо уважать!

С. Михалков

Обсуждение стихотворения.

Вопросы:

  1. Что вам показалось неправильным в поведении ребят, о кото рых рассказывает С. Михалков?

-Поразмышляйте над последним призывом автора к читате-ш: «Старость надо уважать!» Что, по-вашему, это значит? Вывод делают дети.

VI. Чтение и обсуждение рассказа «Навестила» В. Осеевой.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

  1. Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

  1. Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...
  2. Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. - А мне надо по лоскание. ..
  1. Ох, Валечка, мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А мне еще помогала грелка горячая-го рячая.. .

Валя оживилась и закивала головой.

  1. Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...
  1. Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и побежала к окну.
  2. Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая га лоши. Потом, просунув голову в дверь, крикнула:

  1. Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму,

  1. Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Му-сю девочки.
  2. Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание!

В. Осеева

Обсуждение рассказа.

Вопросы:

  1. Какую помощь оказала Муся подруге Вале?
  2. Почему она подругам не сказала правду?
  3. А как бы вы поступили?

Вывод дети делают сами, учитель дополняет.

Воспитатель. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглу шить перебившего, а замолчи и выслушай его возражение. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать. (А. Дорохов. Это стоит запомнить.)

VII. Чтение и обсуждение рассказа «Мы ее не били» А. Пас тухова.

В 6 «В» - «чрезвычайное происшествие». Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля и подбежал к своему дружку Ви-

те Чужакову. Через несколько минут весь класс уже был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошел к ней с проволочными очками на кончике носа:

  1. Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные! По классу прошла волна смеха.

Валя покраснела и села на свое место. На уроке географии Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не от дашь - будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие приятели ехидно улыбались. Тихонько хихикала и подруга Вали - Катя. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:

  1. Смотри! Вон та, очкастая.
  2. Эй, ты! Четырехглазая!

Валя зашла в темный угол и всю перемену простояла там. А ко гда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована девочка с огромными, как велосипедные колеса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложке Валиной «Физики», и в каждой ее тетради.

Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулачки. Валя выбежала из класса.

  1. Эй! Смотри не потеряй бинокли! - услышала она.

После уроков в классе шел диспут на тему «Кем я хочу быть?». Многие говорили, что станут космонавтами, летчиками-испытателями, учителями... В классе было шумно. Я долго смот рела на ребят. Мне казалось, что чепуху они говорят. Не быть ни кому из них ни космонавтами, ни учителем. Наконец, я встал и спросил:

  1. За что вы обидели сегодня Валю? В классе стало тихо.
  2. А что? Посмеяться нельзя? - донесся до меня голос Малышева.
  3. Мы ее не били, - добавил Коля.

А. Пастухов

Обсуждение рассказа.

Вопросы:

  1. Почему случай в 6 « В» классе назван «чрезвычайным происше ствием»?
  2. Как вы оцениваете поступок одноклассников по отношению к Вале?

Вывод дети делают сами.

Итог занятия.

А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или отличником. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе. И, конечно же, не забывайте соблюдать правила поведения. Кто может их напомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука поведения

Цели: Приучать детей быть воспитанными, добрыми, вежливыми.            Работать над развитием и коррекцией речи учащихся....

Азбука поведения для учащихся

Авторское пособие для учащихся  "Азбука поведения" включает в себя основные правила этикета, представленные в алфавитном порядке. Может быть использована на классных часах в 4-6 классах...

конспект"Азбука этикета."

Внеклассное занятие проводилось с учащимися ОВЗ. Мероприятие сыграло большую роль в формирование нравственных качеств воспитанников....

Азбука поведения в природе

Поведение в природе....

Классный час "Азбука поведения"

Классный час "напоминалочка" о правах и обязанностях учащихся...

Азбука поведения 6-7 класс

Азбука поведения 6-7класс...