Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте
статья по теме

Мичеева Елена Геннадьевна

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда

Скачать:


Предварительный просмотр:

                МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»       

Коррекционная      работа  

учителя-логопеда  на школьном логопункте  

 

         (сообщение для родителей )

Подготовила: учитель-логопед  

                Мичеева Елена Геннадьевна

     

              февраль 2012         

                                                                                                                          


Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Речевые умения являются составной частью коммуникативной культуры. Для детей младшего школьного возраста она предполагает, в частности, общение с родителями, учителями, товарищами, незнакомыми людьми. В понятие «коммуникативная культура» входит также и коммуникативно-целесообразная речь, как устная, так и письменная, характеризующаяся точностью, образностью, выразительностью. Задача начальной школы – сформировать такую речь.

    По данным последних научных исследований, ежегодно увеличивается количество детей с речевыми недостатками (за последние 20 лет  наблюдается увеличение в 6 раз - это составляет 26% от всех поступающих в 1 класс).  Происходит усложнение речевой патологии; увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. Для данной категории детей характерны бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия.

 Чаще речевое недоразвитие стало сопровождаться органическими  и психическими расстройствами в виде дизартрического компонента (смазанность, невнятность, «каша во рту»), ММД (минимальная мозговая дисфункция), синдромом двигательных нарушений

 ( гиперактивность), нарушения  ЦНС, эпилепсия и т.д.

   Перечисленные речевые расстройства оказывают отрицательное влияние и на психическое развитие детей, на успешность  адаптации ребёнка в школе и, конечно, на образовательный  процесс.

        При поступлении в 1 класс  в течение сентября все дети проходят экспресс-обследование учителем-логопедом, где выявляются дефекты звукопроизношения и фонематическое восприятие (выделение, различение звуков). Выявленные ребята проходят углублённое обследование устной речи (лексико-грамматическая сторона и связная речь). Нуждающиеся зачисляются на  логопункт, где с ними  сначала проводятся индивидуальные занятия по постановке звуков. По окончании 2 четверти обследуется письменная речь. И в начале 3 четверти ребят группируем в подгруппы по 5-6 человек в зависимости от уровня речевых недостатков. Дети с  ФН зачисляются на 6 месяцев, С ФФН – на 2 года, с ОНР – на 3 года. Вся коррекционная работа проводится в 4 этапа:

  1. Подготовительный (1, 2 четверть). Сюда входит работа по исправлению нарушенных звуков, система занятий, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, слуховой памяти, внимания, расширение и обогащение словарного запаса, формирование пространственных и временных представлений, освоение грамматических категорий. Одним словом, на подготовительном этапе, который рассчитан на первое полугодие, включены занятия, помогающие первокласснику легче адаптироваться  к школьной системе.
  2. 1 этап  коррекционной работы, который продолжается и во 2 классе. Здесь идёт работа над понятиями «звук», «буква», «слог». Продолжается работа по развитию лексико-грамматических категорий, но на конкретных звуках и буквах, их дифференциации, включая коррекцию дислексии и дисграфии. Формируется звукобуквенный и слоговой анализ слов, умение сравнивать и обобщать предметы и явления анализировать слова и предложения различной структуры.
  3. 2 этап обучения начинается в 3 четверти и продолжается в 3 классе.  Здесь ведётся работа над обогащением словарного запаса при помощи подбора родственных слов, антонимов, синонимов, многозначных слов. Уделяется особое внимание способам словообразования при помощи приставок и суффиксов. Подробно даётся употребление предлогов и дифференциация предлогов и приставок. Включаются темы по согласованию и управлению.
  4. 3 этап  начитается  в 3 четверти и завершается по окончании учебного года. Сюда включается работа по развитию связной речи в несколько этапов:

- работа над предложением (составление предложений различных структур, восстановление деформированного предложения.)

- работа с текстом ( тема, заголовок, главная мысль, структура, план типы текстов.)

- обучение рассказыванию, пересказу, написанию изложений и сочинений разных типов.

        

        Для того, чтобы коррекционный процесс давал наибольший эффект, вся работа строится на интересе и наглядности. К каждому занятию в кабинете имеется наглядный дидактический материал: различные игры, таблицы, карточки, перфокарты, схемы, картинки и т.д. Разработано много занятий с использованием компьютера.

        Исходя из особенностей развития детей, занятия строятся на принципах доступности, системности, многократных повторений. Чтобы избежать переутомления, использую различные виды практической деятельности, тем самым обучая ребят переключаемости внимания: игры, чтение, письмо, работа у доски, групповая и индивидуальная деятельность. Помимо речевой коррекции на занятиях постоянно включаю игры и упражнения на развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Часто использую различные виды письма: зрительные диктанты, записывание слов, предложений и коротких текстов по памяти, графические диктанты.

        Занятия стараюсь организовать так, чтобы дети не сидели постоянно, а двигались - это работа у доски, в группах, игры. Часто использую на занятиях разгадывание ребусов, шифров, кодов, загадок, что активизирует мыслительную деятельность и настраивает на дальнейшую работу на занятии.

        Для того, чтобы ваши дети пришли в школу подготовленными и владели прекрасной речью, необходимо уже сейчас серьёзно задуматься об этом. Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки, не путает ли их в речи (палка-балка, Саша - шаса и т.д.), умеет ли выделять звуки в слове, определять 1-й, последний звук, находить общий звук в словах,  владеет ли обобщающими понятиями  («Транспорт», «Мебель» и т.д.),  может ли красиво составлять предложения, правильно ли образовывает слова, подбирает ли слова-признаки, слова-действия, как  использует предлоги («взял книгу из подоконника»), умеет ли пересказывать и составлять рассказы по картинке и серии картин. Все эти составляющие являются основой успешного обучения в школе. Если вы заметили недостатки в развитии речи вашего ребёнка, обратитесь за советом к логопеду, учителю, воспитателю. Развивайте у своих детей интерес к обучению, не заставляйте из-под палки выполнять какие-либо задания, читать. Постарайтесь превратить развитие ребёнка в увлекательное путешествие в Страну Знаний. Общайтесь с ребёнком, используя каждый момент близости с ним (по дороге в д/с и обратно, в магазине, на кухне, в ванной, на даче, в огороде, в гостях.) Читайте больше ребёнку, даже если ребёнок уже читает сам, обсуждайте прочитанное, увиденное, услышанное. Тогда и результат не заставит вас долго ждать.  Ваш ребёнок будет уверенным, любознательным, весёлым, коммуникабельным и здоровым! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к ф...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Модель коррекционной работы учителя-логопеда

Материал предназначен для учителей-логопедов и позволяет планировать кореционную деятельность в соответствии с ФГТ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...