Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.
статья по теме

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к формированию эмоционального опыта обучаемых. В первую очередь, это – родители, воспитатели и логопед. Только этот «триумвират» способен быстро и с наибольшей эффективностью решать поставленные перед ними образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Привлечение к занятиям родителей является особенно значимым и актуальным при развитии связной речи детей по таким темам, с которыми ребенок знакомится в семье практически постоянно в течение всего года: «Мой дом», «Моя семья», «Времена года» и др. Участие родителей при изучении таких тем не только желательно, но и абсолютно необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к формированию эмоционального опыта обучаемых. В первую очередь, это – родители, воспитатели и логопед. Только этот «триумвират» способен быстро и с наибольшей эффективностью решать поставленные перед ними образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Привлечение к занятиям родителей является особенно значимым и актуальным при развитии связной речи детей по таким темам, с которыми ребенок знакомится в семье практически постоянно в течение всего года: «Мой дом», «Моя семья», «Времена года» и др. Участие родителей при изучении таких тем не только желательно, но и абсолютно необходимо. Без этого личный эмоциональный опыт детей останется задействованным лишь частично, а логопед и воспитатель будут вынуждены тратить дополнительные силы и энергию, объясняя ребенку с ОНР явления и предметы, которые к тому времени он уже вполне освоил практически вместе со своей семьей. Взять хотя бы такой классический пример, как составление связного рассказа по теме «Зимние забавы». Часто педагоги используют сюжетную картину с изображением детей, лепящих снеговика.

Детям, имеющим проблемы с предметно–логическим мышлением и установлением причинно–следственных связей, часто бывает нелегко объяснить, почему дети лепят три снежных кома, разных по величине, и почему большой ком должен располагаться ниже других и т.д. При использовании же собственного практического и эмоционального опыта ребенка, логопедическое занятие наполняется для него живыми красками воспоминаний и эмоций.

Например, рассказ Алеши Д. по сюжетной картине «Саша и снеговик» выглядит следующим образом:

Мальчик вышел на улицу и увидел снеговика (затрудняется продолжить).

Мальчик вышел на улицу и увидел снеговика (затрудняется продолжить).

Логопед задает вопросы: А кто слепил снеговика?

Алеша: Не знаю, наверное, какие–то другие.

Логопед: А может, это Саша слепил снеговика?

Алеша: Не знаю. Уже снеговик целый стоит.

А вот как звучит рассказ Алеши Д. по фотографии, на которой изображены Алеша на санках, рядом лопатка с ведерком и папа рядом со снеговиком:

Мы с папой пошли гулять. Там было много снега. Папа говорит: «Давай, слепим снеговика». Мы начали катать кружки из снега. У папы получился такой большой–большой ком. А у меня не такой большой, как у папы, я ведь маленький еще. Папа мой маленький комок поставил на свой, и почти получился уже снеговик. Но еще не было головы. Папа искал глазки, а я делал голову. И потом получился такой снеговик (показывает на фотографию). Мы пришли домой, и я рассказал бабушке, что на площадке теперь стоит наш снеговик.

Как видно из приведенных примеров, рассказ ребенка во втором случае стал более связным. Малыш на практике, на собственном опыте понимает причинно–следственную связь между событиями. Его рассказ более живой и эмоциональный. На сюжетной же картинке он видит лишь результат некоторого действия и в силу возрастных и психических особенностей не способен пока восстанавливать последовательность действий, приведших к этому результату.

Проанализировав рассказы детей на занятиях и вне их, мы пришли к выводу о необходимости использования как дополнительной наглядности семейных фотографий, которые помогают эмоционально обогатить занятие и повысить интерес к ним детей.

Семейные фотографии для ребенка с общим недоразвитием речи – это далеко не абстрактный материал, где ему нужно делать дополнительное усилие, соотнося абстрактное с конкретным. Говоря философским языком, движение здесь идет вполне естественным путем – от конкретного к абстрактному. Дело в том, что конкретное конкретному – рознь, и для 4–5 летнего ребенка нет ничего более понятного и осязаемого, чем он сам.

Социальное мышление в этом возрасте развито еще очень слабо. И не использовать в работе столь богатый в эмоциональном плане материал, как семейные фотографии было бы, на наш взгляд, непростительным упущением.

Эта особая, «эмоциональная», наглядность могла бы быть с легкостью использована и самими родителями.

Кроме того, по рассказу ребенка, составленного по фотографии, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает логопеду при работе с родителями.

Ребенок проводит в воспитательном учреждении большую часть дня, общаясь с воспитателем и сверстниками. Однако каким бы положительным ни был этот опыт – он все же не сможет заменить эффективность общения в семье и не имеет такого мощного положительного заряда, который ребенок получает от самых близких ему людей – отца и матери. Многие вещи, предметы и явления, конечно, можно изучать наглядно с воспитателем на прогулке и в группе. Однако более эффективным в эмоциональном плане будет, без сомнения, общение с родителями. Понимая это, логопед и воспитатель должны довести до родителей понимание той роли, которую они играют в становлении речевой деятельности и личности собственных детей. «Если вы, педагог, мать, отец, – писал В.А.Сухомлинский – сумеете научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств. Я открывал детям глаза на красоту мира и в то же время стремился донести до детского сердца музыку слова, чтобы слово несло свою радость и грусть.

Музыка, пейзаж, природа неповторимостью своей заставили учащенно биться детское сердечко, заставили выразить свои чувства в рисунке, танце, словах, поступках». На мой взгляд, в этих великолепных словах содержится основная суть подготовительной работы, предшествующей логопедическому занятию, на котором, в сущности, не создается, а обобщается опыт самого ребенка, что, в значительной степени, облегчает чувственно–вербальное освоение им действительности.

Многие явления и изменения в природе ребенок познает на прогулках с родителями, при посещении музеев и театров. Важно, чтобы родители при каждом удобном случае приучали ребенка наблюдать за окружающей действительностью и делать соответствующие обобщения и выводы. Например, на прогулке зимой, зачерпнув лопаткой снег, нужно обратить внимание ребенка на качество снега. Пусть он накапливает словарный багаж, рассказывает о снеге: он белый, холодный, пушистый, а родители пусть добавляют – легкий, воздушный, искрится на солнце. Можно вместе послушать, как скрипит снег под ногами. А придя домой, пускай ребенок расскажет о увиденном маме или бабушке.

 В связи со сказанным необходимо отметить еще один важный педагогический момент: как уже отмечалось, объем накопленного ребенком опыта в семье к тому или иному возрасту – это не простая сумма энциклопедических данных, сохраненных в его ячейках памяти, а сложный комплекс эмоциональных переживаний, который чрезвычайно важен для каждого ребенка, поскольку именно этот эмоционально–мировоззренческий опыт помогает ему ориентироваться в окружающем мире, принимать некоторые решения об адекватности, правильности или неправильности совершаемых им поступков. Этот опыт – бесценное богатство ребенка и непринятие его во внимание воспитателем или логопедом – грубая психолого–педагогическая ошибка.

Чрезвычайно большое значение имеет принцип деятельностного познания, который существует со времен Древней Греции. «Греки учили, что всякое познавание есть припоминание». Не создав условий для опытного переживания новых преподносимых ребенку фактов и понятий, или же в недостаточной степени актуализировав его собственный опыт, воспитатель рискует не достичь желаемого результата. Чем выше уровень эмоционального переживания событий жизни ребенком, тем более высока вероятность того, что при нормальном физиологическом развитии, ребенок быстрее сможет с помощью логопеда оформить свой опыт в речи. . Чем ниже уровень вовлечения этого опыта в процессе обучения – тем хуже результаты, тем менее эффективен процесс воспитания. Большую помощь в преодолении этого недостатка могут оказать логопеду семейные фотографии.

Еще одним важным положительным моментом использования семейных фотографий на логопедических занятиях (в отличие от занятий, основанных на типовых тематических картинках) является более творческий характер составляемых детьми рассказов, поскольку, несмотря на типовой характер тем, индивидуальных ситуаций, представленных на семейных фотографиях – великое множество. В этом случае при однотипных ключевых речевых образцах количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.                                                                                                                      

         Правильно подобранные семейные фотографии могут использоваться и для обучения детей применению грамматических слов – предлогов и частиц. Можно, к примеру, подобрать фотографии, помогающие ребенку с ОНР грамотно использовать предлоги места, направления движения: «Мы спрятались под столом», «Мы поехали в горы» и т.д. И дело вовсе не в том, что он не может произнести аналогичную фразу по абстрактной для него картинке «Медведь спит в берлоге», «Птицы улетают на юг» – просто для него пока легче рассказывать о себе самом, о пережитом, о членах своей семьи, таких родных и

любимых.

         Анализ логопедических занятий – как фронтальных, так и индивидуальных, проведенных с использованием семейных фотографий, дает нам право рекомендовать логопедам и воспитателям этот метод использования наглядности как дополнительный. Мы также можем рекомендовать родителям чаще просматривать семейные альбомы, параллельно ведя беседу с ребенком о том, что они увидели на фотографиях и том счастливом мгновении, которое  они пережили все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Мастер-класс для педагогов «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...