Урок чтения в 6 классе По С. Алексееву "На берегу Невы"
видеоурок по теме

Предоставлен план урока с сопровождающей каждый этап презентацией,которая делает урок занимательней, помогает детям запомнить новые слова, активно работать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_beregu_nevy.rar2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «По С. Алексееву «На берегу  Невы».

Цели:  Учить правильному беглому чтению, подробному пересказу;

              Развивать умение отвечать полно, словами из текста,

              Корригировать процессы памяти, мышления;  обогащать словарный запас учащихся;

              Воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за свою великую Родину.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Тип  урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности детей к уроку.  Слайд 1
  1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 2.

1). Речевая разминка. Слайд 3

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

  1. Какие звуки  повторяются в скороговорке?
  2. Назовите слова, в которых звук «ч» находится в начале слова? В середине слова? В конце слова.
  3. Назовите слова, в которых звук «у» находится в начале слова? В середине слова? В конце слова.

2). Вступительная беседа. Слайды 4 -9

Пётр I родился 9 июня 1672 года в царской семье. Мальчик рос любознательным и трудолюбивым. Ещё с детства его интересовали разные ремёсла, которыми  позже он  владел, как настоящий мастер. Пётр I считал, что, если ты хочешь знать, как что-то делается, нужно сделать это самому. Все навыки, приобретённые им за годы юношества, пригодились ему, когда он стал царём.

После смерти отца,  трон занял его брат Иван, а на самом деле правительницей была его сестра Софья. Пётр I  с матерью отправился в с. Преображенское.

Всё свободное время Пётр проводил вдали от дворца — в сёлах Воробьёве и Преображенском. С каждым годом у него увеличивался интерес к военному делу. Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. Сам Пётр служил барабанщиком.

В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Потешный полк стал называться Преображенским, по месту своего расквартирования — селу Преображенское под Москвой.

В Преображенском, против дворца, на берегу Яузы был построен «потешный городок». При постройке крепости Пётр сам деятельно работал, помогал рубить бревна, устанавливать пушки. Тогда же, в 1686 году, появились на Яузе первые потешные суда — большой шняк и струг с лодками. В эти годы Пётр заинтересовался всеми науками, которые были связаны с военным делом. Под руководством голландца он изучал арифметику, геометрию, военные науки.

 «Потешных» уже было два полка: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Построенная «потешная» крепость уже совершенно походила на настоящую.  С 7 октября 1689 года государством стал править Пётр I.

Этот великий человек очень много сделал для России, он понимал, что если Россия не будет иметь флот и выход к морю, она никогда не станет сильной и могущественной державой. Поражением русской армии закончилась попытка захватить крепость Нарву. В ноябре 1700.

Однако Пётр, наскоро организовав армию по европейскому образцу, возобновил боевые действия. Уже в 1702 году  Россия захватила крепость Нотебург  а весной 1703 года — крепость Ниеншанц в устье Невы.

 Здесь 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга. Выход к Балтийскому морю был пробит.

  1. Изложение нового материала.

1). Постановка проблемного вопроса.

  1. Как назывался остров, на котором заложили камень для строительства крепости Санкт-Петербург?

2). Чтение текста учителем.

3). Ответ на проблемный вопрос.

4). Словарная работа. Слайды 10, 11

Устье реки – место реки, где она впадает в море.

Ботфорты – высокие сапоги.

Санкт-Петербург – город святого Петра.

5). Чтение текста учащимися.

  1. Кто является главным героем рассказа?
  2. О чём идёт речь в рассказе? Какова его тема?
  3. Какова основная мысль рассказа?

              6). Физкультминутка. Слайд 12.

       7). Чтение текста учащимися, беседа по вопросам, составление плана для пересказа. Слайд 13.

  1. Почему на берегах Невы  было и проехать трудно, и жить негде?
  2. Почему это место было важным?
  3. Какое событие произошло в мае 1703 года?
  4. Для чего Петру I необходимо было захватить эту крепость?
  5. О чём этот отрывок? Как его можно озаглавить?  (Берега Невы 300 лет назад).

  1. С кем отправился Пётр к устью Невы?
  2. Кем был Александр Данилович Меншиков для Петра?
  3. Где  высадились Пётр с Меншиковым?
  4. Как выглядел остров? Прочитайте.
  5. Почему остров не понравился Меншикову?
  6. О чём этот отрывок? Как его можно озаглавить?  (Поездка  Петра I и Меншикова в устье Невы).
  7. С какой целью на этом острове решил обосноваться Пётр I?
  8. Как Пётр I доказал Меншикову, что жить на этом острове можно?
  9. О чём этот отрывок? Как можно озаглавить его?  (Заячий остров).
  10. Как вы думаете, о чём думал Пётр, на берегу моря?
  11. Как Пётр I оценил значение острова?          
  12. Как вы думаете, почему Пётр I решил строить город на берегах Невы, вблизи Балтийского моря?
  13. О чём этот отрывок, как его можно озаглавить?   (Решение Петра I  строить город).

  1. Когда началось строительство Санкт-Петербурга?  Слайд 14.
  2. Как называют Санкт- Петербург сейчас? Сколько ему лет?

8). Гимнастика для глаз. Презентация.

9). Пересказ по составленному плану. Слайд 15.

             10). Работа с иллюстрацией в учебнике.

  1. Посмотрите на иллюстрацию в учебнике (страница 59).
  2. Кто изображён на ней?
  3. Как выглядит Пётр I? Меншиков?
  4. Найдите и прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.

11). Чтение по ролям.

  1. Разговор Петра I с Меншиковым на острове.

             12).Знакомство с  Санкт-Петербургом.  Слайды 16 - 23

  1. Домашнее задание. Слайд 24.
  1. Страница 57 – 60 читать, пересказывать по составленному плану, читать отрывок по ролям.

       5.  Итог.    Слайд 25.

  1. Ребята, сегодня на уроке я немного рассказала вам о великом человеке, сумевшем сделать из России великую и могущественную Империю.  Пётр  I стал первым русским Императором, а Россия  - Великой Империей. К сожалению, я рассказала вам не о всех деяниях этого русского царя в интересах России, но из услышанного от меня, из прочитанного вами, какие чувства у вас возникают при упоминании имени Петра I? Слайд 26.
  2. И закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А.С. Пушкина из поэмы «Медный всадник»:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко…

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Открытый урок по ручному труду с элементами урока чтения, в классе для детей с глубокой умственной отсталостью.

Тема урока: поделка из яичной скорлупы «Цыпленок».Цель урока:  учить изготавливать поделку «Цыпленка»Задачи:- продолжить развивать практические умения в технике  изготовления поделки и...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Т."

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»

Тема: «Государство на берегах Нила»Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.Задачи урока:выяснить местоположение и природные условия Древнего Египтапо...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Методическая разработка урока английского языка.Урок чтения 6 класс.

В данной методической разработке вы узнаете поэтапный ход урока, на котором мы с ребятамии читали иразбирали очень интерсное на мой взгляд произведение....