Статья на тему "Особенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи"
статья на тему

Мухаметзянова Рафиса Рафисовна

это статья исследовательская деятельгность на тему  тему особенности памяти и внимания у детей с онр дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи

Учитель – логопед  Мухаметзянова Рафиса Рафисовна

У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) страдает развитие высших психических функций, связанных с речью: памяти, внимания, мышления, восприятия. Неполноценная речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи накладывает отпечаток на формирование у них сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой сферы.

Целью исследования было изучение особенностей памяти и внимания у детей старшего дошкольного возраста c ОНР. Исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении №105 Московского района города Казани в марте 2010 года.

В круг исследования было включено 20 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальную группу составили 10 детей, имеющих заключение медико-психолого-педагогической комиссии: общее недоразвитие речи III уровня. Контрольную группу составили 10 детей, развитие речи которых соответствовало возрастной норме.

В исследовании применялись следующие методики: методика Баскаковой Н.Л. «Определение типа внимания»[1], методика Пьерона – Рузера[3], направленная на исследование продуктивности и устойчивости внимания, возможностей его переключения и распределения, методика Немова Р.С «Найди и вычеркни»[2], направленная на выявление уровня развития устойчивости и продуктивности внимания, методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия[3], направленная  на выявление объёма долговременной и кратковременной памяти, методика  «Запомни рисунки» (исследование кратковременной зрительной памяти) и «Узнай фигуры» (исследование развития узнавания) Р.С.  Немова[2].

По результатам исследования типа внимания выяснилось, что большинству детей с общим недоразвитием речи (70%) и детей без речевой патологии (60%) характерно зрительное внимание (Таблица 1).

Таблица 1

Определение типа внимания

Тип внимания

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Зрительный

7

70

6

60

Слуховой

1

10

2

20

Смешанный

2

20

2

20

 Слуховой  тип внимания характерен для 10 % детей с общим недоразвитием речи и для 20% детей без речевой патологии. У 20% детей и той и другой группы преобладает смешанный тип внимания.

Далее мы исследовали уровень развития устойчивости внимания, возможностей его переключения и распределения[3] (Таблица 2).

У большинства детей контрольной группы (60%) развитие устойчивости внимания, возможностей его распределения и переключения  на высоком уровне, дети быстро понимали инструкцию, выполняли задание в быстром темпе. Дети с общим недоразвитием речи показали низкий уровень развития внимания (70%), плохо понимали инструкцию, работали медленно и часто обращались к образцу. 30% экспериментальной и 40% контрольной группы показали средний уровень развития внимания.

Таблица 2

Уровни развития устойчивости внимания, возможностей его переключения и распределения

Уровень оценки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

0

0

6

60

Средний

3

30

4

40

Низкий

7

70

0

0

Внимание мы исследовали и с помощью других методик[2]. Следующая методика, которую мы применяли в своём исследовании, направлена на определение устойчивости и продуктивности внимания (Таблица 3).

Таблица 3

Уровни развития устойчивости и продуктивности внимания

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

0

0

5

50

Средний

2

20

4

40

Низкий

8

80

1

10

Высокопродуктивное выполнение задания продемонстрировали 50% детей без речевой патологии, что свидетельствует о высоком уровне развития устойчивости и продуктивности внимания. Средний уровень развития внимания свойственен 20%  детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы, кривая полученная при исследовании свидетельствует о несколько сниженной устойчивости и среднем уровне продуктивности внимания.80% детей с ОНР показали низкий уровень развития внимания. Это свидетельствует о среднепродуктивном и крайне неустойчивом внимании. У детей без речевой патологии этот показатель свойственен 10% детей.

Таким образом, по результатам диагностики внимания можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня нарушения развития внимания  намного больше, чем у детей без речевых нарушений.

Следующим этапом нашего исследования была диагностика памяти. По результатам исследования уровня развития узнавания[2], можно сделать следующие выводы: 30% детей с ОНР показали высокий уровень, 50% средний уровень  и 20% низкий уровень развития узнавания. Трудности у них вызывали картины, содержащие в себе два элемента. Все дети контрольной группы справились с этим заданием на высоком уровне, что свидетельствует о значительном отставании уровня развития узнавания у детей с общим недоразвитием речи.

  По результатам исследования кратковременной зрительной памяти[2] мы получили следующие результаты: 80% детей без речевой патологии и 60%  детей с ОНР показали высокий уровень развития кратковременной зрительной памяти, средний уровень – 20% детей без речевой патологии и 40% детей  с общим недоразвитием речи (Таблица 4). При этом следует отметить, что детям с ОНР  требовалось несколько раз повторять задание.

Таблица 4

Уровень развития кратковременной зрительной памяти

Уровень развития

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Высокий

6

60

8

80

Средний

4

40

2

20

Низкий

0

0

0

0

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети с ОНР при зрительном подкреплении запоминают материал легче, зрительная память оказывается более развитой.

По результатам исследования объёма кратковременной памяти было выявлено, что объём кратковременной памяти всех детей без речевой патологии и 60% детей с ОНР соответствует возрастной норме (Таблица 5).

Таблица 5

Объём кратковременной памяти

Объём памяти

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Ниже нормы

4

40

0

0

Норма

6

60

10

100

Объём долговременной памяти был исследован через час после основного эксперимента. 60% детей с ОНР и 20% детей без речевой патологии воспроизвели 4 – 5 слов из 10, что свидетельствует о низком уровне объёма долговременной памяти. У остальных детей  объём долговременной соответствовал возрастной норме (Таблица 6).

Таблица 6

Объём долговременной памяти

Объём памяти

Экспериментальная группа

Контрольная группа

количество человек

%

количество человек

%

Ниже нормы

6

60

2

20

Норма

4

40

8

80

По результатам всего проведённого исследования можно сделать следующие выводы: у детей с общим недоразвитием речи в наибольшей степени страдает внимание, зрительная память является более сохранной, чем слухоречевая память. Недоразвитие памяти и внимания ведёт за собой отставание других психических функций, что может сказаться на обучении ребёнка. Во избежание отставания ребёнка от школьной программы необходимо включать в работу различные игры и упражнения способствующие развитию внимания и памяти.

Список использованной литературы:

1. Баскакова Н.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / Н.Л. Баскакова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 62с.

2. Немов Р.С. Психология /Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – С.88-93.

3. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки и развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго. – М.: Айрис – пресс, 2007. -48с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях у детей с общим недоразвитием речи"

Статья написана с целью самообразования и для того чтобы поделится опытом, выслушать рекомендации и советы других логопедов по этой теме....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

В разработке представлены этапы, направления и упражнения работы по развитию диалогической речи у учащихся с ОНР....