ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА
календарно-тематическое планирование по теме

Николаева Светлана Михайловна

Даётся пояснительная записка к рабочей программе по логопедии для 1-5 классов школы VIII вида. Указаны основные цели и задачи, темы по классам,  и что должны уметь и знать к концу каждого класса учащиеся. Даётся список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 1-5 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8-го ВИДА

Пояснительная записка

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

     Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах,  включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

       В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

    Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-45 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам.  Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

       При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед  проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные речедвигательные музыкально – ритмические и другие упражнения.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1 -3 классах отводится 4 часа в неделю, а в 4 классах отводится 3 часа в неделю.

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.

Кроме выявленных специфических ошибок, соотносимых с определенным видом дисграфии, у детей при двуязычии отмечаются и другие, как характерные для недостаточно сформированного навыка правильного письма, так и свойственные только этим детям.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

5) совершенствование связной речи.

Коррекция звукопроизношения проводится в I классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных. Каждый период обучения имеет свои характерные цели, задачи, которые определяют с учетом развития речи чувашских детей и методы работы над произношением и обогащением словаря, развитием всех компонентов речи.

  В 1-ом классе основной задачей логопедической работы является развитие фонематического слуха в единстве с выработкой правильного произношения, чтобы обеспечить их взаимосвязь и взаимодействие. В начале связываются эти звуки с картинками-символами, речевыми играми. Гласные звуки обязательно эмоционально окрашенные даются и разным интонированием. 

Ставятся следующие задачи:

развитие общей, мелкой и артикуляторной моторики;

улучшение фонематического слуха;

формирование речевого дыхания;

улучшение вокальной характеристики голоса (высота, тембр, сила);

улучшение ритмико-интонационной стороны речи;

уточнение артикуляция вызывающихся и по подражанию некоторые их отсутствующих звуков, создание базы для успешной постановки звуков;

повышение речевой и эмоциональной активности детей;

совершенствование личностного контакта логопеда и ребенка.

9)обогащение словаря.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптической сходство. В 4 классе также проводится работа по устранению семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 5 классе, и, включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе»

I класс

(4 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование учащихся.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие речевого дыхания и голоса, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.

. Проводится уточнение артикуляции сохранных звуков, постановка и автоматизация:

гласных А,У,Ы,О,И,Э,

губных согласных П, Б, М,

переднеязычных согласных Т, Д, Н,

губно-зубных согласных В, Ф.

         Коррекция произношения свистящих звуков:

постановка и автоматизация звуков С, СЬ,З, ЗЬ , Ц.

слухопроизносительная дифференциация звуков С-СЬ, З-ЗЬ, С-Ц.

        Коррекция произношения шипящих звуков:

постановка и автоматизация звуков Ш, Ж, Ч, Щ.

слухопроизносительная дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ.

         Коррекция произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ:

постановка и автоматизация звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

слухопроизносительная дифференциация звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.

          Коррекция произношения звука Й:

Постановка и автоматизация звука Й.

слухопроизносительная дифференциация звуков ЛЬ-Й.

         Коррекция произношения заднеязычных звуков:

   постановка и автоматизация звуков К, Г, Х.

слухопроизносительная дифференциация звуков К-Г-Х.

На развитие мелкой моторики рук уделяется особое внимание на протяжении всего первого класса.

2 класс

(4 часа в неделю)

УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Обследование учащихся.

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной структуры.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, т-ть, з-зь,

С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.

Буквы А-Я, 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

3 класс

(4 часа в неделю)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (дифференциация фонем)

Обследование учащихся.

Повторение изученного во 2 классе:

развитие анализа структуры предложения,

развитие слогового анализа и синтеза,

развитие фонематического анализа и синтеза,

дифференциация твердых и мягких согласных.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВОНКИХ И ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ.

Работа по формированию звокопроизносительнои дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:

1)предварительный этап работы над каждым из звуков

2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

Звук и буква В. Звук и буква Ф. Дифференциация В-Ф.

Звук и буква П. Звук и буква Б. Дифференциация Б-П.

Звук и буква Т. Звук и буква Д. Дифференциация Т-Д.

Звук и буква С. Звук и буква 3. Дифференциация С-3.

Звук и буква К. Звук и буква Г. Дифференциация К-Г.

Звук и буква Ш. Звук и буква Ж. Дифференциация Ш-Ж.

Оглушение звонких согласных.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ФОНЕМ, ИМЕЮЩИХ АКУСТИКО-АРТИКУ-ЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО.

Дифференциация С-Ш, 3-Ж, СЬ-Щ, С-Ц, Ч-Т, Ч-Ш, Ц-Ч, Ш-Щ, Ц-Т.

Подведение итогов: написание детьми диктанта логопедический утренник.

Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:

1.Определить звуки по беззвучной артикуляции

Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.

Чтение слов, запись слов под диктовку.

Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.

Определить место звуков в словах.

6. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.

Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.

Игра в лото.

Диктанты.

Вставка пропущенных букв в тексте.

Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.

12.Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

4 класс

(3 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

Обследование учащихся

Повторение изученного во 2-3 классах:

развитие анализа структуры предложения,

развитие слогового анализа и синтеза,

развитие фонематического анализа и синтеза,

дифференциация твердых и мягких согласных,

дифференциация звонких и глухих согласных,

дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

обозначение мягкости согласных на письме.

3. Дифференциация фонем, имеющих акустикоартикуляционное сходство

Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Звуки Р, РЬ. Буква Р. Дифференциация Л-Р.

Звук и буква К. Звук и буква X. Дифференциация К-Х.

Звук и буква Г. Дифференциация Г-К-Х, Звук и буква 0.

Звук и буква У. Дифференциация О-У.

4. Устранение оптической дисграфии и дислексии.

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство П-Т, Б-Д, О-А.

Приемы работы: развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса. Формирование буквенного гнозиса. Развитие зрительной памяти. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Устранение семантической дислексии

Коррекционная работа на лексическом уровне. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов. Безударные гласные.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.

Занятия проводятся групповые и подгрупповые.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

1        класс.

Учащиеся должны уметь:

различать на слух и в произношении звуки,

слушать небольшую сказку, загадку, рассказ,

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения,

придумывать слова на заданный звук.

2        класс.

Учащиеся должны уметь:

анализировать слова по слоговому и звуковому составу,

различать гласные и согласные звуки,

различать твердые и мягкие согласные,

придумывать слова  из 3-5 букв.

3        класс.

Учащиеся должны уметь:

анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,

различать звонкие и глухие согласные

-        различать свистящие и шипящие согласные.

4        класс.

Учащиеся должны уметь:

различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

различать буквы, имеющие кинетическое сходство,

ставить ударение,

строить слого-ритмическую схему слова,

выделять родственные слова из текста.

5 класс

(2 часа в неделю)

КОРРЕКЦИЯ        НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.

КОРРЕКЦИОННАЯ        РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

1.        Обследование учащихся.

2.        Повторение изученного во 2-4 классах:

развитие языкового анализа и синтеза,

формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),

устранение оптической дислексии и дисграфии,

устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при
помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование
имен существительных, и прилагательных, дифференциация воз
вратных и  невозвратных глаголов.

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ

развитие языкового анализа и синтеза,

устранение оптической дислексии и дисграфии,

устранение семантической дислексии,

образование слов при помощи приставок и суффиксов,

корень слова, родственные слова.

Овладение навыком подбора многозначных слов, антонимов, синонимов и способов их употребления.

Понятие о предлогах и способах их использования, дифференциация предлогов и приставок. Предлоги: В, НА, ПОД, ИЗ-ПОД,, С, ИЗ, ЗА, ИЗ-ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ВОЗЛЕ, ОКОЛО, К, ОТ, ПО.

Практическое усвоение словосочетаний. Словосочетание и предложение. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словосочетания, образованные по способу управления (винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, предложный падеж, творительный падеж). Закрепление падежных форм.

Совершенствование связной речи.

Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной: речи -необходимо выполнение учащимися следующих упражнений:

-        различать свистящие и шипящие согласные.

5        класс.

Учащиеся должны уметь:

пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,

выполнять морфемный анализ и синтез слов,

выделять родственные слова из текста.

ЛИТЕРАТУРА

1.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.

Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.

Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.

Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15-

        

  Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает в Фурмановской специальной (коррекционной) школе VIII вида логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

     Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) логопед увязывает с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах,  включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

       В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми. В начале учебного года обследуются все вновь принятые дети и учащиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года). Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается в условиях индивидуального обследования традиционными логопедическими приемами. Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости, общения ребенка. Занятия бывают индивидуальные и групповые.

    Занятия каждой группы и индивидуальные проводятся 2-4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится 20 минут на каждого ученика, на занятия с группой 20-45 минут. Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке или коррекции звуков. Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных или смежных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 ученика. При необходимости логопед производит перераспределение обучающихся по группам.  Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

       При завершении логопедических занятий логопед инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время(через тетрадь взаимосвязи. В конце учебного года логопед  проводит речевой утренник, на котором дети демонстрируют свои успехи. В системе коррекционной работы по преодолению всех видов речевых нарушений полезны занятия по логопедической ритмике. Основным материалом для таких занятий являются разнообразные речедвигательные музыкально – ритмические и другие упражнения. Некоторые занятия проводятся логопедом совместно с учителем музыки и ритмики. В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необх...

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...

Программа логопедической коррекции для 1-7 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах - 3 часа в неделю, в 6-7 ...

Программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Рабочая программа "Чтение и развитие речи" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составлена на основе  Программы специ...

Программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Рабочая программа "Русский язык" для 5 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида рассчитана на 5 часов в неделю и составлена на основе  Программы  спе...