логопедическая работа в коррекционных классах
книга по теме

Ложникова Кристина Валерьевна

 

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-224с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lalaeva_r.i._uprazhneniya_po_razvitiyu_dyhaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах:Кн. для логопеда.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-224с.

Развитие дыхания

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Воспитывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание. С целью контроля рука логопеда кладется на область диафрагмы ребенка, а рука ребенка ощущает дыхательные движения логопеда.

Приведем некоторые игровые упражнения для развития дыхания.

Пилка дров

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

Погреться на морозе

Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

Надуй игрушку

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

Листья шелестят

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к "ветке". По сигнау "Подул ветерок" дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

Бабочки

Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

Задуть свечу

Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу "Тихий ветерок" дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу "Сильный ветер" дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с "огоньком" из тонкой красной бумаги.

Покатай карандаш

Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.

Костер

Логопед кладет перед детьми картинку (или макет) костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается

раздувать угасающий костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Чайник закипел

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1—1,5 см. По сигналу "У Саши чайник закипел" один из детей (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

Снежинки летят

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу "Снежинки летят".

Вертушка

Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

Развитие речевого дыхания и голоса

После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения. Обращается внимание детей на различную силу, высоту, тембр голоса. С этой целью можно использовать, например, такие игровые упражнения.

Эхо

Детей распределяют на две группы. Одна из групп — "эхо". Первая группа детей громко произносит вместе с логопедом гласные звуки (а, о, у) или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи). Вторая группа ("эхо") тихо повторяет. Затем группы меняются ролями.

Вьюга

Перед детьми сюжетная картинка "Вьюга". По сигналу "Вьюга началась" дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу "Сильная вьюга" дети громко произносят: У-у-у... По сигналу "Вьюга затихает" дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу "Вьюга кончилась" замолкают. Речевые сигналы можно сопровождать движениями руки логопеда: горизонтальное движение руки — дети говорят тихо, движение руки вверх— усиление голоса, движение руки вниз— уменьшение силы голоса.

Дует ветер

Дети ведут хоровод. Логопед сопровождает движения рассказом. "Утром дети идут в школу. Светит солнце. Дует тихий ветерок: в-в-в (произносится тихо). Как дует тихий ветерок? (Дети останавливаются и повторяют тихо: в-в-в.) Окончились уроки. Дети идут домой. Подошли к дому. И вдруг подул сильный ветер: в-в-в (произносится громко). Как дует сильный ветер?" Дети громко повторяют.

В лесу

Детям предлагаются картинки "Дети в лесу", "Мальчик заблудился", "Поезд", которые логопед использует в процессе рассказывания. "Дети пошли в лес. Мальчик Петя нашел большой гриб и говорит: о-о-о! Как говорит Петя? (Дети длительно повторяют.) Петя шел по лесу, искал грибы и заблудился. Петя стал кричать: ау-ау-ау! Давайте поможем Пете. (Дети повторяют.) Ребята услышали Петю и прибежали к нему. Много грибов набрали ребята. А потом они поехали на поезде домой. Поезд гудел: у-у-у! (Дети повторяют.)

С целью развития голоса, речевого дыхания, подражательности, а также слухового восприятия на предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения проводятся игры на звукоподражание.

Приведем некоторые из них.

Лесенка

Перед детьми на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

"На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. (Дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав.) На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. (Дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу -мяу -мяу.) На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: ку-ка-ре-ку. (Дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку.) На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: ж-ж-ж. (Дети произносят низким и тихим голосом: ж-ж-ж.) На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: з-з-з. (Дети произносят тихим и высоким голосом: з-з-з.)

Корова и телята

Детям предлагается сюжетная картинка "На лугу". Дети распределяются на две группы. Логопед обращается к первой группе: "На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они зовут их?" Дети первой группы произносят низким голосом: му-му-му. "Коровам отвечают телята. Как они отвечают?" Логопед обращается к детям второй группы. Дети отвечают высоким голосом: му-му-му. Затем группы меняются ролями.

Аналогично проводятся игры на звукоподражание другим животным.

Закрепление правильного дыхания в процессе речи

С целью развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе даются специальные речевые упражнения. Приведем некоторые из них.

Цветы

Логопед ставит в вазу букет знакомых детям цветов. Дети называют их. Затем по очереди вынимают какой-либо цветок, нюхают его и на одном выдохе произносят заданную фразу. Фразы постепенно усложняются. Например: Хорошо пахнет. Роза хорошо пахнет. Роза очень хорошо пахнет.

Добавление фразы

Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.

Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения 3. Александровой, С. Маршака, А. Барто, М. Ивенсен и др. При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.

Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных и др.). Доступными для умственно отсталых школьников первого класса являются такие диалоги, как "Лис и мышонок", "Медведь и лиса", "Куда, Миша, едешь?"

Лис и мышонок

  1. Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
  2. Землю копал.
  3. Для чего землю копал?
  4. Норку делал.
  5. Для чего норку делал?
  6. От тебя, лис, прятаться.
  7. Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
  8. А у меня в норке спаленка.
  9. Кушать захочешь, вылезешь.
  10. У меня в норке кладовочка.
  11. Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.
  12. А я от тебя в оторочек — и был таков.

Медведь и лиса

  1. Ты куда идешь, медведь?
  2. В город елку присмотреть.
  3. Где поставишь ты ее?
  4. В дом возьму к себе, в жилье.
  5. А зачем тебе она?
  6. Новый год встречать пора.
  7. Что ж не вырубил в лесу?
  8. Жалко, лучше принесу.

Рекомендуется воспроизведение инсценировок по известным детям коротким сказкам, например "Три медведя", "Колобок", "Теремок" и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Статья "особенности работы в коррекционных классах"

Статья "особенности работы в коррекционных классах"...

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида

Материал к семинару логопедов  "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г....

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В данной презентации раскрыты особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Направления логопедической работы в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида

Данные материал позволяет определить направления логопедической работы в 6 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО...

Особенности логопедической работы обучающихся коррекционных школ с СНР тяжелой степени (вариант -II)

Особенности логопедической работы обучающихся коррекционных школ с СНР тяжелой степени (вариант -II)На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и по...