Использование информационных технологий в логопедии.
статья по теме

В данной статье представлен обзор информационных технологий в логопедии, которые служат повышению производительности учебной деятельности и компенсации различных логопедических нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_informacionnyh_tehnologiy_v_logopedii1.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в логопедии.

В процессе развития образования в настоящее время важную роль играют компьютерные информационные технологии, которые позволяют более продуктивно использовать новейшие достижения человечества в  коррекционной работе с детьми, в частности логопедии. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, позволяют значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является очень эффективным, поскольку они помогают осуществлять традиционную деятельность по-новому и выполнять задачи, решение которых традиционными методами было не достаточно результативным. Внедрение компьютерных средств обучения в специальное обучение позволяет учитывать индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка, что способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM. В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему "Видимая речь" на базе персонального компьютера.  В нашей стране освоение компьютерной программы «Видимая речь» началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы.

Данный программно-аппаратный комплекс предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Идея визуального контроля речи и игровой принцип работы позволяет в несколько раз ускорить работу по формированию речевых навыков.

Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации. При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи: речевое дыхание, голосообразование – наличие и отсутствие голоса, голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.

Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» , а также «Дельфа-142» (г. Москва).

Данная программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Технически визуализация звучащей речи в данном комплексе достигается при помощи улавливания звуков микрофоном, преобразовании их в дополнительном устройстве, передаче сигнала на процессор и дальнейшем отображении компонентов звучащей речи на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации.

Этот комплекс позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как: речевое дыхание, голосоведение, фонетическое оформление звучащей речи, темпо-ритмическая организация речи. При этом на экране отображается: длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз, активный, короткий выдох речевой выдох, наличие или отсутствие голоса, сила и высота голоса, громкость и длительность звука, слоговая структура слова, словесное и логическое ударение.

Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей. Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001). Программа включает несколько сотен заданий, предназначенных для развития и обучения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии. Программа  «Мир за твоим окном» посвящена темам, которые присутствует в содержании обучения практически всех категорий детей. Она состоит из пяти частей: «Времена года», «Погода», «Одежда», «Рассказы о временах года», «Календарь». У каждой из них свои задачи в области развития и обучения.

Для профилактики и коррекции нарушений письменной речи, а также развития внимания, памяти, мышления можно использовать "Компьютерный практикум для проведения логопедической работы", разработанный по заказу Управления образования Администрации Калининградской области на основе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере". Упражнения подобраны в полном соответствии с требованиями общеобразовательной программы 1-4 классов, на основе программ и методов, традиционно используемых в логопедии, с учётом данных о развитии речи детей и условий формирования орфографически-правильного письма. Деление материала по разделам, а не по классам позволяет планировать занятия в соответствии с особенностями той программы, по которой ребёнок обучается, и уровнем его речевого развития.

Уникальный комплекс компьютерных программ «Грамотей» разработан для начального обучения детей грамотному письму и чтению, разработанных учителем-логопедом ФГДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 Управления делами Президента РФ» Натальей Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО. Программа рекомендована учёным советом института к внедрению в массовые и специальные дошкольные образовательные учреждения.

С помощью комплекса программ «Грамотей» - дети за более короткий промежуток времени овладевают основными навыками звукового и слогового анализа слов, приобретают умение осознанно выделять согласные и гласные звуки в словах различной слоговой структуры. Умение разбираться в слоговом и звуковом составе слова способствует правильному написанию слов и плавному слоговому чтению.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика. Использование этих блоков позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик: звукопроизношение, просодические компоненты устной речи, фонематический слух и восприятие, лексические и грамматические средства языка,  коммуникативные навыки, артикуляционная моторика, обратные речевые кинестезии, слуховое и зрительное восприятие, внимание, вербальная и зрительная память, воля и мотивация, словесно-логическое мышление. Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. В более короткие сроки помогают решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля, т.е. применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.

Литература:

1. Кукушкина, О.И. Компьютер в специальном обучении: новое средство – новые идеи / О.И.Кукушкина. – М.: ИКПРАО, Утрехт:, 1995.

2. Варченко В.И. ПМК "Радуга в компьютере" – технология игрового обучения в начальной школе. //"Информатика и образование", №3. М.:, 2001

3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.logopunkt.ru/viz.htm

4. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gramotey.ru/complex/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации...

«Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы»

Эффективность использования информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы и учителя начальных классов. Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в пос...

Презентация на тему : "Использование информационных технологий в работе дошкольного учителя-логопеда"

 Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему "Использование информационных технологий в работе дошкольног учителя-логопеда"....

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе", информатика, 9 класс.

Урок по теме "Информационные технологии и общество. Использование информационных технологий в учебном процессе" может быть проведен на уроке информатики в 9 классе, используются материалы &l...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

Презентация на методическом объединении специалистов коррекционной службы "Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"...