отчет и занятия по теме: "Воспитание семейных ценностей и работа с родителями воспитанников в период реабилитации"
рабочая программа по теме

Кудабаева Надежда Самигуаловна

Воспитвтельно-коррекционная работа по направлению: "Воспитание семейных ценностей и работа с родителями воспитанников в период реабилитации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГСКУ АО «СРЦ для несовершеннолетних, Камызякский район, Астраханская область»

ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ: «РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ВОСПИТАННИКОВ В ПЕРИОД РЕАБИЛИТАЦИИ»

Выполнила: воспитатель Кудабаева Н. С.

п. Волго-Каспийский

2012 г.

Актуальность проблемы

В силу особенностей нынешней экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание и развитие своих детей, резко сократилось.

Наш Центр и школа являются единственно возможной сферой для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками, возможны реализация творческих способностей подростков, раскрытие их талантов, дарования. В этом смысле все большее значение приобретает организация воспитательного процесса в Центре.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы в Центре способствует социализации ребенка, расширяет его контакты, корректирует его самооценку в условиях жизни детского коллектива. Центр является также учреждением, в котором возможна непосредственная практическая организация работы с семьями подростков. Рост числа детей из неблагополучных и неполных семей отражается в определении целей и задач работы с семьями на год.

Цель:

 Координация совместной работы Центра с подростками и их семьями.

Задачи:

  - привлечение родителей для совместной организации досуговой

            деятельности детей и подростков.

           - выявление особенностей взаимоотношения между родителями

             детьми.

           - разработка основных правил семейного воспитания.

           - создание положительной мотивации у родителей в содействии

             Центру, воспитателям, своему ребенку.

           - всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

           - способствовать созданию комфортных условий в семье для развития

             личности ребенка.

           

Основные направления реализации программы « Семья»

  1. Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края:

     - сбор материалов об обрядах и обычаях;

     - традиционные фольклорные игровые программы для родителей и

       детей («Рождественские посиделки», «Масленица» и др.);

     - проведение семейных праздников в Центре («Наша родословная»,

       «Наши семейные традиции»), интеллектуальных игр «На море и на

       суше», «Как бы мы жили без книг»), праздников: «Праздник  дво-

        ра», «Весну встречаем» и др.

  1. Формирование семейных ценностей:

- творческие семейные выставки;

- выполнение праздничных семейных творческих заданий.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как союзники, делились своей добротой, опытом, знаниями. Жизнью доказано, что отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своего ребенка- главные ошибки семейного воспитания.

Хорошо, когда родители понимают, что, несмотря на все семейные проблемы нельзя отнимать детство и радость у своих детей. Когда же этого понимания нет, на помощь детям приходим мы - воспитатели, и в этом главный смысл нашей деятельности.

 

                          СЕМЬЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ

Цель: продолжать формировать представления о жизненном идеале семьи,

           навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации,

           продолжать учить вырабатывать собственную тактику принятия ре-

           шений и способность видеть фактом явление жизни.

      Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль  в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

  Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:

  1. Что для тебя означает понятие Дом?
  2. Как сохранить тепло Дома?
  3. Какая семья считается счастливой?
  4. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
  5. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?

Основные понятия:

         Конфликт - противоборство, столкновения, серьезное разногласие.

         Эмоции - волнения, реакция на внутренние и внешние раздражители.

                         Имеют ярко выраженную субъективную окраску и связаны с

                         переживаниями, волнениями.

Подготовительный этап:

Используемый реквизит: листы бумаги, ручки, рисунки «кирпичики», детали

                                            атрибутов, наградные жетоны.

Оформление стены. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться «кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»

Алгоритм деятельности:

- послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром,- еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника баском - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

- О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

( Дети предлагают свои варианты ответов.)

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

          - А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях,

            сложившихся в ваших семьях. (Рассказы детей).

      В современной  песне поется:

      Родительский дом- начало начал,

      Ты в жизни моей надежный причал.

      Родительский дом! Пускай много лет

      Горит в твоих окнах добрый свет.

     Думаю, что вы все согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Предлагаю вам поиграть в «строителей».

Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые « приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это …(крепость, очаг…)

Задание для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют «фундамент» Дома (записать на « кирпичиках»).

Взаимопонимание…(Что еще вы можете предложить для крепости семейных отношений?)

Задание для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье. Ведь их тем больше, чем индивидуальные люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа  себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.

Итак, что можно…

Что нельзя…

А теперь, когда наш « строительный материал» готов, построим Дом. «Прораб» каждой бригады «защищает свой проект. Допускаются дополнения. Группа  «социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными жетонами.)

    2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Приятная остроумная беседа, непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но главную роль все, же играют хозяева Дома.

(«Строительные бригады» назначаются хозяевами.) Вы должны нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.

  1. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос»

          Ход игры: распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу  - тапочки и нарисованный телевизор, маме бигуди и зеркало, бабушке -кухонное полотенце и фартук, дедушке- очки и газету, сыну -нарисованный компьютер, старшей сестре -телефон.

          Каждый из играющих должен « вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

          Проблемная ситуация №1.

          Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

          Папа – лежа на диване у телевизора, мама -  у зеркала после принятия ванны, дедушка – в кресле с газетой в руках, бабушка – на кухне за приготовлением вечернего чая, сын – за игрой на компьютере, сестра – у телефона.

          Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

          а) агрессивном,

          б) неуверенном,

          в) уверенно – достойном.

          - днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

          - что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить – помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

( Обсуждение.)

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа и наблюдения.

  1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать на такие вопросы:

« Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»

( Развивается способность самоанализа.)

     2. Подумайте, почему противоречат иногда между собой Поступок и   Же-

          лание?

         ( Развивается способность принимать причины действия других.)

  1. У тебя есть человек, который тебе не нравится?

Подумай, в чем причина этого неприятия?

( Анализ по аналогии.)

  1. Вырабатывайте у себя привычку наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей. Подведение итогов.

Анализ проведенного занятия:

  1. Было проведено комплексное занятие на тему «Семья». Занятие соответствовало поставленным целям и возрастным особенностям детей.
  2. Были использованы:

- игровые приемы,

- наглядный  материал.

      3. Поставленные цели были достигнуты.

      4. Были использованы следующие методы:

          - беседа;

          - коллективное обсуждение,

          - игры.

      5. В конце занятия подвели итоги и оценили результаты совместной     ра-

          боты (участие в играх, ответы на вопросы.)

  1. Все дети активно участвовали, отвечали на вопросы, внимательно слу-

шали, живо дискутировали. Многие мечтают вернуться домой, чтят обычаи и традиции своей семьи. Но есть ребята, которые даже после того, как их родители изменились бы в лучшую сторону, не хотят туда возвращаться. Особенно мне понравилось рассуждение  Ряшина Ю., Комарова А., Линева А.

  1. Использование игр заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями воспитанников интерната

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов обучения и воспитания р...

Анкета "Семейные ценности и традиции" для родителей

Цель: Выяснить о трдициях и семейных ценностя обучающихся...

«Формирование семейных ценностей у детей и родителей посредством использования метода активного обучения в системе ДОД»

Тренинг «Традиции моей семьи»Цель: Создать условия для осознания ценности семьи, и семейных  традиций, объединяющих родных и близких.Задачи: - способствовать укреплению взаимоотношений учащи...

Разнообразие форм работы с родителями воспитанников

Отчёт воспитателя о взаимодействии с родителями воспитанников. Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) ш...

План работы с родителями воспитанников

В программе расписано кратко план работы и мероприятия проводимые с родителями...

Отчет по самообразованию классного руководителя по теме: «Особенности воспитательной работы с учащимися в адаптационный период».

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Одной из актуальных проблем в современной школе можно считать адаптацию выпускников начальной школы к обучению и новым отношениям...