Логопедическое занятие "Путешествие по городу родственных слов"
план-конспект урока по теме

Алексеева Ирина Николаевна

 

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся вторых-третьих классов с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»


Районный смотр-конкурс

профессиональных объединений

учреждений образования «Прекрасен наш союз…»,

февраль 2011 г.

Цель занятия: закрепление знаний о родственных словах, расширение словарного запаса.

Коррекционные задачи:

  1. расширить и активизировать словарный запас по типу образования парадигматических связей (родственные слова);
  2. формировать умение составлять простое распространенное предложение;
  3. развивать высшие психические процессы.

Общеобразовательные задачи:

  1. закреплять понятие о родственных словах, корне слова;

Воспитательные задачи:

  1. формировать навыки самоконтроля и самооценки;
  2. формировать умения слушать и слышать обращенную речь;
  3. воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в группе;
  4. целеустремленность в решении учебно-практических и речевых задач.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, предметные картинки, мультимедиапроектор, компьютер.

Ход занятия:

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся


Подготовительная часть.

I. Мобилизирующий этап. 

Задача: эмоциональный настрой.

Даются указания.

  1. Доброе утро! Ребята, улыбнитесь друг другу. Давайте поздороваемся друг с другом и с нашими гостями.


- Ребята, я предлагаю вам сесть таким образом, у кого картинка с ударным первым слогом – садятся за левый стол, а у кого – на второй, те садятся за правый.

II. Вводный в тему.

Задача: сообщение темы, постановка перед детьми задач.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по городу родственных слов. Но для начала давайте объясним нашим гостям, почему слова называются родственными?

Что общего у слов одной семьи?

Что такое корень?

- Молодцы, думаю, вы готовы к путешествию, но сегодня оно будет непростым. Я узнала вчера, что в стране что-то произошло, но что именно не поняла…

Предлагаю вам самим разобраться (команды получают конверты, в которых зашифровано слово ПУТАНИЦА).




- Что значит это слово? Приведите пример, что могло случиться в классе, для того чтобы назвать это путаницей?

- Как вы думаете, что мы будем сегодня делать в городе родственных слов?

- Мы с вами постараемся помочь жителям все исправить, расставим все на свои места и если у нас с вами получиться, то картинка с изображением города станет нормальной. Если что-то не успеем, то обязательно закончим в следующий раз.





Ребята здороваются с гостями.



Дети рассаживаются на места.




Слайд 1.



Дети по очереди отвечают:

-                   .





Первая команда читает слово по определенным слогам, вторая команда – решает пример:

1)

2)

Называют получившиеся слова: ПУТАНИЦА.

Дети рассуждают, фантазируют.


- Распутывать слова, жителей этого города. Слайд 2.







Основная часть.

 

I этап.

Задача: уточнение и дифференциация понятий родственные слова и сходные по значению.

- Ребята, вот первый дом, попробуйте сами определить, что перепутано в этом доме.

- Объясните значение этих слов.

- Похожи эти слова по значению?

- Можем мы назвать их родственными?

- Прочитайте следующие слова, обсудите в команде, кто готов отвечать, поднимайте знак, обозначающий готовность.






Подведение итогов.

 – Удалось нам с вами помочь этим семьям? Что мы узнали? Посмотрите на слайд, на место встала первая часть нашей картинки, мы с вами можем двигаться дальше.



II этап.

Задача: нахождение корня слов по оставшимся частям.


  1. Ребята, на этой улице все семьи остались без своей главной части – корня. Ваша задача определить, какой корень «убежал» из каждого столбика слов, и вернуть его на место.
  2. Подведение итога этапа. Помогли мы семьям родственных слов, нашли хозяина каждой семьи? Оставьте, пожалуйста, каждый у себя эти картинки, они нам еще пригодятся.
  3. Что важное мы узнали о родственных словах, корень пишется одинаково или нет?

- Молодцы! Теперь мы смело можем отправляться дальше.


III этап. Динамическая пауза.

Задача: снятие усталости и напряжения, развитие внимания.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, сейчас мы с вами поиграем в игру, а заодно постараемся распутать еще несколько семеек в нашем городке. Если вы услышите слово с корнем –вод- приседайте, а если услышите слово с корнем -двор- поднимайте растирайте свои ушки.



- А теперь представьте, что мы попали в домик родственных слов, а он очень маленький. Давайте раздвинем стены, отодвинем потолок, пол. Похлопаем себе.

- Посмотрите на экран, еще одна победа.


IV этап. 

Задача: осознание, что не всегда слова, имеющие один и тот же корень, являются родственными.

Приём: проблемная ситуация.

- Ребята, чтобы помочь еще нескольким семьям родственных слов, я попрошу выйти вас к доске, взять карточки со словами и сесть за тот стол, где будет ваш корень.


- Посмотрите, пожалуйста, на карточки на столах, что особенного?

- А теперь прочитайте по очереди слова те, кто сидят за первым столом, за вторым.

- Как вы думаете, можно только по корню понять родственное слово или нет. Русский язык очень богат и в нем есть много слов имеющих один и тот же корень, но не являющихся родственными.

- Как же нам быть, как собрать семьи родственных слов?

Итог этапа.

- Смогли мы помочь родственным словам на этой улице?

- Какие выводы мы можем сделать?

- Молодцы, улица распутана, и мы можем двигаться дальше.


IV этап. 

Задача: подбор родственных слов к тексту.

- Сейчас каждая команда получит лист с заданием. Вам необходимо прочитать текст и вставить недостающие родственные слова. Затем цветным карандашом выделите корень в этих словах и поставьте ударение.

- Прошу выйти первую команду и поочередно по одному предложению прочитать свой текст.


Подведение итогов данного этапа.




На слайде домик со словами:

морозный, холодный, мороз;

Объясняют.

- Да.

- Нет, потому что у них разные корни.

Дети по очереди рассуждают и доказывают свой ответ.

Слова для обсуждения: смелый, храбрый, смелость;

быстрый, быстрота, скорость; радость, счастливый, радостный; больной, больница, нездоровый.



Ответы детей.








Команды получают карточки и картинки-корни, определяют местоположение корней, обсуждая в группе. Затем по очереди выходят к доске и зачитывают свои слова.



- Гласный в корне родственных слов пишется одинаково.

Слайд 3.






Слова для физминутки: водный, водица, водяной, вода, подводный, водовоз, водоем, наводнение, водопой, водопад, дворец, дворовый, дворняжка, дворцовый, дворецкий, дворик, придворный, заводить, добренький.



Выполняют соответствующие движения.




Ребята получают карточки со словами: нос, вынос, носик, переносить, носильщик, переносица, носовой, носилки.

На столах появляются карточки с корнями –нос-.

Дети рассаживаются за столы в соответствии со своими карточками.


- Корни одинаковые.


Читают по очереди. Рассуждают, правильно ли сели.

- Нет.

Слушают.



Рассуждают, рассаживаются за столами.


Да.


Слайд 4.




Получают лист и, работая в группе, вписывают недостающие слова.



Дети выходят к доске, зачитывают полный текст. Проговаривают корень, называют слова где корень под ударением, затем без ударения.


Заключительная часть.

I этап.

Задача: подвести итог занятия, обобщить знания об изучаемом материале.

- Понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Давайте вспомним все секреты родственных слов.

  1. Чему учились сегодня на занятии?
  2. Всем ли удалось? Оцените сами свою работу, нарисуйте себя на лесенке достижений, обоснуйте.

Подведение итога этапа.

II этап.

Домашнее задание: 

- Дома предлагаю нарисовать дом из года родственных слов и записать вокруг дома семейку родственных слов. На следующем занятии каждый представит свою семью родственных слов.


Подведение итога всего занятия, оценивание успехов, работоспособности, старательности учащихся, рекомендации и пожелания.





Обобщают знания о родственных словах.


 

Рисуют человечка (себя) на одной из трёх ступенек, делятся впечатлениями.




Слушают и уточняют домашнее задание.





Эмоциональный настрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое логопедическое занятие по теме: "Родственные слова. Употребление родственных слов в речи"

Методическая разработка группового логопедического занятия с учащимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Открытое логопедическое занятие для 2-го класса "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч. Родственные слова".

Групповое логопедическое занятие для 2 класса. Дифференциация Ц-Ч. Родственные слова...

Урок в коррекционной школе I-II вида 5 класс II вида II ступени «Родственные слова и формы слова»

Урок в коррекционной школе  I-II  вида5 класс II вида  II ступени «Родственные слова и формы слова»Цель: обобщение и углубление представлений учащихся о составе с...

Однокоренные или родственные слова и формы слова

Цель урока: обобщение и углубление представлений учащихся о составе слова•Задачи урока:Обучающая:- ввести в активный словарь учащихся понятия: состав слова, основа слова, окончание, корень, прист...

Конспект логопедического КВН по теме: «Состав слова. Родственные слова»

Материал включает подробный конспект занятия, презентацию, приложение- наглядный материал. КВН был разработан для учащихся 5-6 классов с ИН лёгкой степени. Может быть проведён для учащихся 3-4 классов...

Конспект логопедического занятия. Тема "Родственные слова."

Цели: -Закреплять знания о родственных словах.-Задачи:Образовательные:   - Повторить  общие  сведения  о  родственных  словах.  Закрепить  термин - корень,...