Педагогическая технология формирования мотивации "Хочу!" у воспитанников детского дома.
статья по теме

Рудая Елена Ярославна

Консультация для воспитателей детского дома. Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза: хочет или не хочет ученик учиться. Воспитатель детского дома не посторонний наблюдатель как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера воспитанника, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных  приёмов. Программа формирования мотивации учения школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Консультация для воспитателей детского дома.

Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» у воспитанников детского дома.

Мотивация учения – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.

Мотивацию не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на   поверхности и бросается в глаза:

  1. Хочет или не хочет ученик учиться
  2. Так же неверно понимать как «перекладывание» учителем или воспитателем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения.

На самом деле формирование мотивов учения – это создание в детском доме условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Воспитатель детского дома при этом не посторонний наблюдатель как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера воспитанника, а стимулирует её развитие системой психологически продуманных приёмов. 

Формирование мотивации учащихся воспитатель может проводить как на заданиях с не учебным содержанием (головоломки и т.п., это хорошо тем, что будучи незнакомым ребятам, они уравнивают всех воспитанников, сводят к минимуму роль прошлого опыта), так и на заданиях с учебным содержанием.

Другой важной стороной формирования мотивации является обеспечение гуманных отношений между воспитателем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования:

  1.  Надо сравнивать ребёнка не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение.
  2. Важно формировать мотивации не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учеников, но и у каждого, даже внешне благополучного ребёнка.
  3. У воспитателя – оптимистическая убеждённость в возможности другого человека, и высокая терпимость к непохожести человека на других.

Примерная программа формирования мотивации учения школьников:

  1. Приёмы деятельности воспитателя, способствующие формированию мотивации учения в целом:

- формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в группе, включенность воспитанника детского дома в коллективистические формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества воспитателя и учащегося;

- привлечение воспитателем ребят к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки (во время самоподготовки спросить ученика об успехах в школе), после конкурсов, концертов проводить рефлексию;

- формированию мотивации способствует занимательность изложения (занимательные примеры, факты, опыты), эмоциональность речи педагога;

- познавательные игры, ситуации спора, дискуссии, анализ жизненных ситуаций;

- разъяснение общественной и личной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;

- умелое применение поощрений и порицаний.

  1. Специальные приёмы на упрочение отдельных сторон мотивации:

- поощрять готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому;

-  поощрять проявления собственной позиции, стремление самому решить задачу и найти свой путь её решения;

- важно учить ученика грамотному объяснению  своих успехов и неудач, снимать необоснованную тревожность по поводу состояния своих знаний и умений;

- особым видом работы по формированию у ребят адекватного уровня  притязаний (т.е. уровня поставленной цели или достижения) и самооценки является обдуманное поощрение их педагогом. Похвала стимулирует ученика лишь в том случае, когда задания ощущаются учеником как достаточно трудные, и в поощрении педагога  ребёнок прочитывает высокую оценку своих возможностей и способностей. И, напротив, похвала педагога за лёгкое задание может снижать мотивацию учения, ибо он склонен будет думать, что педагог невысоко оценивает его возможности.

- оценка (а не отметка) повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания. И это вызывает возрастание активности  и внутренней мотивации воспитанника (оценивать  педагогу любое дело, задание, даже не школьное).

-  воспитатель сравнивает успехи ученика не с успехами других воспитанников, а с его прежними результатами.

Т.о. похвала и оценка педагога тогда будут стимулировать положительные мотивации, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой работы для данного школьника.

При коррекционной работе с воспитанниками детского дома надо начинать с такой цели, которая может быть достижима за относительно короткое время (недели), что поможет воспитателю и ученику быстро увидеть первые позитивные результаты.

Педагогическая технология формирования мотивации «Хочу!» может осуществляться вовлечением ребят в пред игровую ситуацию различными педагогическими приёмами:

  1. Приёмом побуждения интереса:

- кто из вас хочет быть самым внимательным? Самым умным? Самым смекалистым? И т.д.

  1. Приёмом занимательного вопроса:

- кто может изобразить…

  1. Приёмом заинтересовывающей задачи «Если бы ты был…(учителем, продавцом, волшебником и т.д.)

Эти приёмы обуславливают не только появление мотива «Хочу!», но и его творческую заданность.

Педагогические приёмы для активизации мотивации «Надо!»:

  1. Приём прямого подражания: «делайте, как я»!
  2. Приём выполнения действия по заданному образцу.
  3. Приём поэтапного освоения задачи.

В целом формирование мотивации учения и умения учиться у отстающих учеников включает следующие направления:

  1. Прежде всего восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам и знаниям; для чего следует начинать с решения доступных им задач, поддерживающих их уверенность в успехе, отмечать даже маленькие удачи.
  2. Создавать условия для положительных переживаний успеха.
  3. Часто спрашивать, терпеливо выслушивать.
  4. Привлекать ученика к оценке своих и чужих знаний, и ориентироваться при этом на предыдущие успехи ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Использование современных технологий формирования навыков коммуникативного общения у воспитанников детских домов.

В работе рассматриваются современные технологии формирования коммуникативного общения и их использование в работе воспитателя детского дома, с учетом особенностей личности воспитанников....

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование здоровьесберегающей компетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»

Диссеминация педагогического опыта по теме: «Формирование  здоровьесберегающейкомпетентности воспитанников детского дома посредством валеологии»...

Программа по формированию детского коллектива среди воспитанников детского дома "Мы вместе"

Одной из главных задачь сотрудников детского дома является формирование здорового, слаженного детского коллектива. Ведь психогический комфорт благоприятно влияет на развитие ребенка, воспитанник...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....

Работа социального педагога по формированию социальных компетенций воспитанника детского дома

Главное предназначение работы социального педагога состоит в социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создании и  поддержании условий для самореализа...