доклад "Педагогические приемы, стимулирующие положительные эмоции учащихся на уроках при развитии творческих способностей".
статья (8 класс) по теме

Кузьменко Ольга Васильевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_ped_priemah.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Педагогические приемы, стимулирующие положительные эмоции учащихся на уроках при развитии  творческих способностей».

                     

                         Составила:

                                        учитель русского

               языка

                                  Кузьменко О.В

Ст. Медведовская

        Потребность в творчестве – сложная духовная потребность.         Процессы, происходящие в обществе, требуют творческой самоотдачи от каждого человека. Задача учителя состоит в том, чтобы развивать заложенную в каждом ребенке способность к творчеству, воспитывать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать или  как исполнитель, или  как творец.

       Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
      На уроках русского языка однообразие видов работ создает скуку, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, учитель должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний, развития речи учащихся.
      На уроках русского языка можно проводить разнообразные виды письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение и сочинение.          

       Творческое списывание можно усложнить заданиями, связанными с развитием речи. Задания: списать текст, вставляя пропущенные прилагательные; подобрать синонимы к прилагательным или другим частям речи; заменить в тексте часто встречающееся существительное местоимением.
      Одним из видов творческого диктанта является составление текста по опорным словам. После знакомства с новым правилом, учащиеся самостоятельно составляют текст по опорным словам. Например, поход, снег, мороз, резкий, ветер, варежки.
      Свободный диктант способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность, связь. Он подготавливает к более сложному виду работы – изложению. При изложении текста ученик должен целиком запомнить его и изложить в логической последовательности.
      Наиболее трудным видом творческих работ является сочинение. Творческие сочинения разнообразны по видам и характеру заданий: сочинения по пословицам и опорным словам, по личным наблюдениям и впечатлениям, по картине. При написании сочинений почти у всех детей возникают трудности. Учащиеся не умеют и не любят писать сочинения. Прежде всего, детям должен нравиться такой вид работы. Для этого надо давать темы, которые будут интересны ребятам.
     Еще одним интересным видом творческой работы является отгадывание и сочинение загадок, составление кроссвордов. Эту работу можно проводить  при работе над словами с непроверяемым написанием. . Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При этом развивается и обогащается речь детей, загадки способствуют формированию интеллектуальных качеств, побуждают к творчеству. Дети упражняют свой ум, рассуждают, доказывают.
    Особая роль в формировании образной речи детей отводится пересказу с творческим заданием. Например, детям предлагается придумать свое развитие сюжета сказки, концовку.

Пример.

Умение составлять сюжетный рассказ.

1. Представь, что ты превратился в домашнее животное: собаку, попугайчика, хомячка или кошку. Попробуй представить, как протекает твоя жизнь:

  1. Что ты ешь?
  2. Чем занимаешься днём?
  3. Кто твой хозяин и как он к тебе относится?
  4. Где ты спишь?
  5. Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

Составь от имени выбранного животного рассказ на тему “День и ночь моей жизни”.

2. Попробуй составить рассказ об одном из предметов домашнего обихода. Выбери сам такой предмет. Он может жить на кухне, в комнате или в ванной. Тебе помогут составить рассказ вопросы, которые задаёт этот предмет:

  1. Что со мной происходило до того времени, как я попал в дом?
  2. Как я попал в дом?
  3. Что я могу делать или что со мной можно делать?
  4. Кто меня больше всех любит, и кого я больше всех люблю?
  5. Какие интересные истории со мной происходили?
  6. С какими предметами я дружу?
  7. Кого я не очень люблю?

     В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения.

Пример.

Умение находить причину событий, устанавливать причинные связи между событиями.

1. Придумай рассказ, объясняющий причину возникновения следующей ситуации:

  1. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга.
  2. Во всём доме внезапно погасли все электрические лампы.
  3. Окна всех школьных кабинетов распахнуты настежь.

При поиске возможных причин не стоит отбрасывать причины маловероятные, необычные.
Например: ситуация, когда речка могла выйти из берегов и затопить окрестные луга, могла произойти как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что космический корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил её, образовав запруду.

2. Придумай рассказ, связав между собой следующие события:

  1. Белка, сидя на дереве, уронила шишку. – Самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.
  2. Собака погналась за курицей. – Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Например:

Белка, сидя на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, сидевшего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Водитель самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофёр заблудился в лесу, и самосвал с грузом не пришёл по назначению вовремя.

Умение объяснять образное сравнение.

1. Объясни, что это означает:

  1. Мальчик, как медведь
  2. Учитель, как грозовая туча
  3. Человек, как стена
  4. Деревья, как богатыри
  5. Воздух, как стеклянный.

Умение подбирать слова, противоположные по значению.

1. Подбери слова, противоположные по значению:

  1. Свежий хлеб – …
    свежий ветер – …
    свежая рубашка – …
  2. Чёрная ткань – …
    чёрная работа – …
    чёрные мысли – …

2. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их.

  1. На тарелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
  2. У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
  3. Было у одной вдовы две дочери: одна красивая и работящая, а другая сварливая и злая.

    Задача учителя русского языка состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка, используя такие педагогические приемы, которые стимулировали бы выработку положительных  эмоций у учащихся. То есть раскрывали бы  в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, вели к формированию  умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Приложение

  1. Прослушайте загадку:

Всюду, всюду мы вдвоем

неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

вниз по лестнице сбегаем,

вдоль по улице шагаем

Но чуть вечер на порог,

Остаемся мы без ног.

А безногим – вот беда! –

Ни туда и ни сюда.

Что ж, полезем под кровать,

будем там тихонько спать.

А когда вернутся ноги,

вновь поскачем по дороге!

                   /К.Чуковский./

Выделите в этом тексте слова, обозначающие движение.

  1. Прочитайте глаголы. Поставьте ударение. Составьте с несколькими  глаголами предложения.

               Облегчить, ободрить, предложить, положить, начать, упростить.

Составить  предложения

  1. Что хорошо, а что плохо? Записать антонимы, как показано в образце.

Лениться, трудиться; ссориться, мириться; чистить, пачкать; терять, находить; плакать, смеяться; грустить, веселиться; дружить, враждовать; печалиться, радоваться; любить, ненавидеть; заболеть, выздороветь.

Образец:

Хорошо:                Плохо:

трудиться            лениться

Хорошо:                Плохо:

мириться            ссориться

чистить              пачкать

находить            терять

смеяться            плакать

веселиться        грустить

дружить            враждовать

радоваться        печалиться

любить              ненавидеть

выздороветь     заболеть

  1. Разгадайте  кроссворд.

По  горизонтали:

Домашнее  животное  с  носом – пяточком?

Неразлучные  товарищи?

Животное – кривляка?

Наряд  деревьев

По  вертикали:

Зимующие  маленькие  птички?

  1. Отгадай последние слова в этих строчках.

1. Пришли морозные деньки,        2. Нужны нам лыжи и коньки  

3. Солнце светит целый день,           4. От жары я прячусь в тень.

  1. Сочини сам.

В пустые   “окна” вставьте нужные слова.    

1. Мальчик                 с земли упавшее яблоко.

2. Мать                    детей обедать.

3. На дом учитель  задал несколько                .

4. Девочка                  интересную

С       В      И      Н       Ь      Я

О

о

ь

Ь

Д       Р       У      З       Ь      Я

О       Б      Е        З     Ь       Я      Н       А

Л       И       С     Т       Ь       Я

взял

упражнений

Зовёт

книгу

читает


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий. Презентация

Обобщение опыта работы по методической теме "Формирование положительной мотивации учащихся на уроках математики с использованием информационно коммуникативных технологий".Презентация к докладу "Обобще...

Опыт работы педагога по воспитанию положительных качеств учащихся на уроках географии.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания и развития. Эффек...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Что ценнее всего для человека?«Здоровье», – не задумываясь, скажет каждый, а мне хочется добавить: «Мысль». Насколько удивительна, заманчива, всесильна наука математика. И каждый урок мы, матема...

Выступление на педсовете на тему: Различные формы и приемы обеспечения надлежащего поведения учащихся на уроке и внеурочное время.

Проблема дисциплины на уроке часто самая серьёзная проблема. Кажется, всё сделал, чтобы урок прошёл содержательно, живо, интересно, а нет, не клеится дело, да и всё. Не слушают, пересмеиваются, ...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...