"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.
рабочая программа на тему

Хабирова Гульнара Хикметулловна

Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков внеклассного чтения, факультативных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_invalida.odt102.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Образ инвалида в мировой художественной литературе»

для учащихся 5-9 классов

коррекционных образовательных учреждений.

Пояснительная записка.

Инвалидов в нашем обществе воспринимают по-разному: одни к ним абсолютно равнодушны, другие жалостливы, но  пассивны, третьи активно участливы. Зачастую восстановить  утраченное здоровье невозможно, речь может идти только об обучении, о приспосабливании, о подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Одна из основных задач обучения детей-инвалидов состоит в искоренении из их сознания  стереотипа потребительского отношения к людям, комплекса жалости к себе.

Главная цель — научить преодолевать собственную ущербность, формируя все — от навыков самообслуживания до способности разрешать житейские проблемы и находить выход из разных ситуаций, от накопления знаний и приобретения навыков до их практического применения.

Стимулом учения служит яркий побудительный мотив. Программа «Образ инвалида в мировой художественной литературе»  направлена на изучение произведений, герои которых, преодолевая физические недостатки или тяжелую болезнь, активно и полноценно участвуют в жизни общества. Многие известные писатели в своих этапных произведениях сумели отразить жизненные коллизии, с которыми сталкиваются инвалиды. Системное изучение подобных произведений становится для детей с аномалиями нравственной поддержкой, духовной опорой,  помогает им  найти свое место в общественной жизни. Разумеется, внимание детей не следует фиксировать исключительно на инвалидной тематике. Поэтому в содержание программы включены произведения, герои которых не имеют никаких дефектов, но оказываются в трудных, нестандартных ситуациях,проявляют силу и упорство и решают сложные реальные проблемы.

Программа разработана для детей, по состоянию здоровья обучающихся индивидуально ( при школе либо на дому) по программе СКОУ VII и VIII вида, и включает как программные произведения для более глубокого изучения, произведения, рекомендованные для внеклассного чтения и обсуждения, так и  дополнительную художественную, автобиографическую, художественно-документальную прозу.

Реализация программы  начинается с 5 класса. Сознание ребенка восприимчиво к различным влияниям, поэтому героика преодоления трудностей литературными персонажами воздействует в этом возрасте на мировоззрение больше, чем когда бы то ни было. Следовательно, в этот период можно добиться наилучших результатов в социально-эстетической абилитации ребенка-инвалида. Программа призвана воспитать в ребенке доброту, волю, трудолюбие, оптимизм, чувство ответственности. Через предлагаемые произведения дети знакомятся с реальной жизнью, что поможет им в будущем избежать некоторых тяжелых разочарований. Сравнивая свои жизненные трудности с судьбой литературного персонажа, ребенок учится взыскательнее относиться к себе и терпимее — к окружающим.

Содержание курса

5 класс (17 часов)

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)

«Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека. (4 ч.)

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные произведения Робинзона Крузо. Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.(4 ч.)

Владислав Крапивин. Краткий рассказ о писателе.

"Та сторона, где ветер". Образы подростков. Истинная дружба. Свои и чужие чувства. Взаимопомощь и взаимовыручка. (5 ч.)

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише». Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни народа. (4 ч.)

6 класс ( 17 часов)

Алесандр Степанович Грин.  Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. (4 ч.)

Ханс Кристиан Андерсен.  Краткий рассказ о писателе.

«Стойкий оловянный солдатик». Воплощение  несгибаемого мужества, стойкости и упорства. Твердость духа. «Маленькое оловянное сердечко»- символ любви, верности и бесстрашия. (4ч.)

Алан Маршалл. Рассказ о писателе.

«Я умею прыгать через лужи». Автобиографический рассказ.  Страдания и упорство маленького мужественного человека. Мудрость, трудолюбие, душевное богатство. (5 ч.)

Антуан де Сент-Экзюпери.  Краткий рассказ о писателе.

«Маленький принц». Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая истина. Утверждение всечеловеческих истин. (4 ч.)

7 класс (17 часов)

Андрей Платонович Платонов.  Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей,  душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка- незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. (4 ч.)

Владимир Галактионович Короленко.

«Слепой музыкант». Повесть о доброте, любви и сострадании. Выбор жизненного пути. Отношение к людям и к миру. Нелегкий путь к счастью. (5 ч.)

Алексей Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Русский характер». Герои — представители русской нации. Вечные человеческие ценности — любовь, духовность, верность, гордость. Внутренняя сила и красота. ( 4 ч.)

Мигель де Сервантес Сааведра.  Краткий рассказ о писателе.

«Дон Кихот» (главы). Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. (4 ч.)

8 класс (17 часов)

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«Парадокс». Художественный очерк. Главный герой — Ян Залуский. Добро и счастье. Проблема смысла жизни и назначения человека. Нравственные и социальные проблемы. (4ч.)

Борис Полевой.  Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о настоящем человеке».  Судьба прототипа главного героя повести. Мужество и сила воли. Живой образец для подражания. Проблемы гуманизма и истинного патриотизма. (9 ч.)

Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. ( 4 ч.)

9 класс (17 часов)

Эдуард Асадов:  личность, творчество, судьба.

Стихи о любви. Стихи о войне. Стихи о животных. Особое чувство красоты мира и человеческих отношений. Миниатюры. Эпитафии. Статьи, посвященные Э.Асадову. Великое служение народу, любовь к Родине, Земле. (8 ч.)

О Генри. Краткий рассказ о писателе.

«Последний лист». Главный шедевр мистера Бермана. Подвиг самопожертвования. Вера и надежда — спасение от безысходности. (4 ч.)

 

Николай Островский. Рассказ о  писателе.

«Как закалялась сталь». Автобиографический роман. Новый человек. Новые представления о жизни. Новая мораль. (5 ч.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы круглого стола на тему:«Системная работа по социализации детей-инвалидов в коррекционно-образовательном учреждении»

В данном материале представлены рабочие документы по проведению круглого стола и отчет о прведенном мероприятии...

Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений  МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  РАЗДЕЛА ...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»....

Рабочая образовательная программа по Мировой художественной культуре 10- 11 класс (базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая образовательная программа составлена на основе:- приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089   «Об утверждении федерального компонента го...