Обучение детей с расстройствами аутического спектра в условиях специальной коррекционной школы.
статья на тему

Осипова Ружена Евгеньевна

Данная статья посвящена вопросам обучения ребенка с аутическими расстройствами на уроках ритмики в специальной коррекционной школе. Автор статьи детиться своим первым опытом работы с таким ребенком, хотя, как утверждает статистика, их количество в последнее время возросло во много раз. Но почему-то специалисты ПМПК избегают ставить этот диагноз, несмотря на то, что у ребенка налицо характерные признаки РАС. Может быть, это происходит потому что, специальных учебных заведений для таких детей не предусмотренно госудрственной программой образования. Чаще всего такие дети либо переводятся на надомное обучение, либо направляются в СКШ с диагнозом "умственная отсталость". Специалистов по работе с такими детьми тоже у нас в городе нет. Вот и приходится находить информацию самому по крупицам, ведь как-то обучать такого ребенка надо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

В сентябре 2012 года в Областную специальную коррекционную школу   города Павлодара поступила новая ученица – Жануарова Данагуль. Она прибыла из Иртышского района по направлению Экибастузской  ПМПК. Возраст: 10 лет. Диагноз: Легкая умственная отсталость. Отсутствие речи в связи с особенностями интеллектуального развития.

При первом знакомстве с Данагуль сразу бросилась в глаза неадекватность её поведения: она избегала прямого контакта с учителем, отводила в сторону глаза, вздрагивала от прикосновения и отстранялась, игнорируя  слова и просьбы, обращенные к ней. Поначалу подумалось, что это первая реакция ребенка, попавшего в незнакомую обстановку. Такое очень часто наблюдается у вновь прибывших детей. И хотя учителя и воспитатели стараются с первых же дней пребывания ребенка в школе-интернате расположить его к себе, установить контакт, после нескольких неудачных попыток пришлось оставить её на некоторое время в покое, предоставив, таким образом, ей время на адаптацию в новом коллективе. Но время шло, а поведение девочки не менялось.

К концу первой четверти  удалось добиться, чтобы на  уроке ритмики Данагуль вместе с остальными детьми выполняла организационное построение, то есть становилась в шеренгу на указанное ей место. Но как только начинался урок, она отстранялась от детей, отходила в сторону и становилась у стенки, отказываясь выполнять какие бы то ни было действия или  задания

Надо сказать, что Дана отказывалась общаться не только со взрослыми, но и со своими сверстниками, постоянно замыкаясь и уходя в себя. После первой четверти уже стало понятно, что мы имеем дело с проявлением редкого психического отклонения – расстройствами акустического спектра (РАС). Учителя-дефектологи, работающие с Данагуль, впервые столкнувшись с подобным отклонением, принялись изучать эту проблему с  тем, чтобы найти наиболее эффективные способы её преодоления. Изучение современной педагогической литературы помогло восполнить пробел. Оказывается, по современным статистическим данным проявление РАС у детей в данное время не является таким уж редким, а напротив, аутистов становится в обществе все больше и больше. По статистике, двадцать лет назад рождался один ребенок с таким диагнозом на 1600 детей, а сейчас -  один на 110. Судя по этим данным, современное общество вообще стремится к аутизации. Резко уменьшилось количество речевого общения, общения между родителями и детьми, ушла культура дворовых игр.

Аутизм — это болезнь развитых стран и крупных городов, где объем информации провоцирует уход во внутреннюю изоляцию.  Если раньше ребенок группы риска мог выправиться с помощью речевого общения со сверстниками во дворе, в садике, в семье в достаточном объёме, которое давала ему среда, то теперь этого не происходит.

Обнадеживающими стали сведения о том, что человеческая психика и компенсаторные возможности мозга наиболее пластичны в возрасте до 10-12 лет Поэтому именно до этого возраста надо максимально интенсивно работать с ребенком. Специалисты-практики утверждают, что при правильной коррекции дети с расстройствами аутистического спектра нарабатывают навыки коммуникации, социализируются, учатся самообслуживанию.

Для поведения Данагуль характерно отстранение от окружающих, она постоянно замыкается в себе, у неё нет контакта со   сверстниками и взрослыми. Наблюдается также отсутствие речи (мутизм), хотя мама утверждает, что в семье она общается. Такое поведение характерно для аутистов.

Задача педагогов коррекционной школы - научить  Данагуль  не бояться внешнего мира, не относиться к нему враждебно. Мы должны по максимуму социализировать особенного ребенка именно в школе, потому что в Казахстане, в отличие от Запада, нет специальных программ по   социализации аутистов. Там дети могут раз в неделю работать в «Макдоналдсе» на какой-нибудь простой операции, либо обрабатывать информацию на компьютере в какой-нибудь фирме. Это очень важно именно для детей-аутистов, потому что они не могут самостоятельно адаптироваться в социуме.

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа: 1 этап – установление эмоционального контакта, 2 этап – преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.  Как советуют специалисты-практики, преодоление  негативизма  Данагуль в  общении со взрослыми мы начали проводить ненавязчиво, исподволь, со смягчение её эмоционального дискомфорта.

Взрослому необходимо при этом помнить о пяти «НЕ»:

- не говорить громко;

- не делать резких движений;

- не смотреть пристально в глаза ребенку;

- не обращаться прямо к ребенку;

- не быть слишком активным и навязчивым.

Для установления контакта мы старались найти такой подход, который бы соответствовал её возможностям, чтобы вызвать её на взаимодействие со взрослым на доступном в данный момент уровне. Общение строилось на поддержании элементарных, даже не соответствующих возрасту аффективных проявлений и стереотипных действий ребенка посредством игры. Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увлеченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка, например, раскрашивать картинку, собирать мозаику и т.д.

Вначале требования к ребенку были  минимальны. Успехом можно считать уже то, что Дана соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями взрослого. Если она не выполняла задание, её внимание старались переключить на более легкую или приятную задачу, ни в коем случае нельзя настаивать, доводить ребенка до негативной реакции или крика. По окончании задания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.

 Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшался путем постоянного контроля. Одним из основных показателей такого состояния является моторика (надо постоянно следить, насколько ребенок скован, зажат), а также сдавленность и громкость голоса, усиление стереотипных движений ребенка. Смягчению страхов также способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации. Страхи   можно предупреждать, объясняя ребенку, что сейчас произойдет, предваряя появление различных шумов.

Задачи второго этапа — преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его социальным нормам поведения, развитие его способностей. Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Для детей с аутизмом чрезвычайно трудна целенаправленная деятельность. Они быстро пресыщаются, устают, отвлекаются даже от интересных и любимых занятий. Предупреждению этого - способствует частая смена видов деятельности и учет желания и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая доставляет ему приятные сенсорные ощущения, то есть взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются его стереотипы.

Во время обучения педагог должен  находиться позади ребенка, оказывая незаметно необходимую помощь, создавая у него ощущения самостоятельного выполнения действий. По мере увеличения активности ребенка взрослый убирает свои руки, лишь направляя, побуждая к выполнению того или иного действия: взять карандаш, надеть рубашку и т.д.

По опыту можно сказать, что Данагуль нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом необходимо дозировать. Достаточно одобрительного покачивания головой, поглаживания по голове. Одобрительные слова следует переносить  на те операции, которые еще требуют освоения. Такие слова следует ограничивать, чтобы не вырабатывалась зависимость от подсказки взрослого. Нужно помнить, что конечной целью является добиться самостоятельного выполнения заданий. Учитывается и то, что неадекватная реакция ребенка может означать его переутомление или недопонимание поставленной задачи. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

В результате такой работы, к концу года у Данагуль наметилась положительная динамика. Удалось преодолеть тот барьер отстраненности, который был у неё по началу. Сейчас она включается в общую работу класса, в коллективную деятельность и даже игру. И хотя делает она это еще очень робко и не эмоционально, тем не менее, на её губах уже можно уловить подобие улыбки. Её прямой открытый взгляд обнадеживает и сигнализирует о том, что мы находимся на правильном пути.

Многие интересуются, как удалось преодолеть барьер в общении с таким непростым ребенком? Просто надо представить, что ты мать,  а перед тобой твой ребенок, и все — с этого момента начинается контакт. И сразу все становится на свои места, сразу вся его сложность, непонятность, все воспринимается по-другому. Проблемы перестают пугать, ведь они возникают в любой семье — разве бывают простые дети?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы

Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости  проекта3.4.J                     Ожидаемые   результаты   и  э...

Особенности обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях школы.

В последние годы, среди детей с ограниченными возможностями здоровья, значительно возросло количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). По данным Всемирной организации здравоохранен...