Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»
план-конспект занятия по теме

Гуськова Алевтина Александровна

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogorod._ovoshchi.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в  подготовительной к школе логопедической группе

Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

Программно-образовательные задачи

Коммуникативная область:

- развитие свободного общения логопеда и детей;

- развитие диалогической и монологической форм речи;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Восприятие художественной литературы:

- формирование навыка связного последовательного пересказа;

- формирование целенаправленного восприятия и анализа текстов.

Коррекция недостатков речевого развития:

- активизация и обогащение словаря по лексической теме «Овощи»;        

- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;

Познавательно-исследовательская деятельность:

- развитие операций мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти.

Двигательная деятельность:

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.

Подготовительная работа:

- изучение лексической темы «Овощи»;

- чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической теме;;

- знакомство с иллюстрациями.

Ход образовательной деятельности

  1. Пальчиковая гимнастика «Загадки на грядке»

Лето щедрою рукой (Хлопки)

Одарило нас с тобой (Руки вперед)

И на каждой грядке (Показываем указательным пальцем)

Выросли загадки (Пожимаем от удивления плечами)

Крепкие, зеленые, (Руки сжимаем в кулачки)

Хорошие, соленые, (Ударяем кулачками по столу)

Ах, загадки-молодцы, (Пожимаем от удивления плечами)

С нежным хрустом огурцы. (Хлопки)

  1. Дыхательная гимнастика

«Овощи – толстячки и  овощи-худышки»

И. п. – основная стойка.

1 – на вдохе втянуть щеки (овощи-худышки).

2 – на выдохе надуть щеки (овощи-толстячки).

Упражнение повторить 3-4 раза.

«Тянем морковь»

И. п. ноги слегка расставлены.

1 – наклонить туловище вниз, вдох носом.

2 – «тянем морковку», на выдохе произносим: «У-у-у-х!»

Упражнение повторить 3-4 раза.

«Большая тыква»

И. п. – основная стойка.

1 – сед, руки округлить перед собой, вдох носом.

2 – на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!».

Упражнение повторить 3-4 раза.

  1. Загадки

Прежде чем его мы съели

Все наплакаться успели  (Лук)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен.

Нужен только красный нос. (Морковь)

Как одела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

Летом в огороде

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке

Желтые, соленые. (Огурцы)

  1. Первичное чтение текста        Я. Пинясова «Огурчик»

Ребята помогали бабушке сажать в огороде горох, морковь, капусту. Интересно было наблюдать, как растут и цветут растения. Однажды Наташа с подружками поливала из бутылочки огурчики. Девочка торопилась и забыла на грядке бутылочку. Лежала бутылочка горлышком к золотистым цветочкам. Разъехались скоро ребята в лагеря. В августе вернулись домой. Сколько созревает плодов на огороде! Вся листва переплелась. Увидела Наташа забытую бутылочку. В ней поселился огурчик. Как он влез в узкое горлышко? Сорвали его с грядки и поместили в комнате. Сидит хитрец, не говорит. А вы догадались?

  1. Содержательный анализ текста

Что помогали сажать ребята бабушке?

За чем наблюдали ребята?

Из чего поливала Наташа огурчики?

Что забыла на грядке Наташа?

Куда горлышком лежала бутылочка?

Куда разъехались ребята?

Что увидели ребята в огороде, когда приехали?

Что увидела Наташа в бутылочке?

Куда поместили этот огурец?

Как оказался огурец в бутылочке?

  1. Развитие координации речи, моторики, ритма и темпа движений «Огород»        

На огород мы все пойдем

И овощей там наберем. (Ходьба друг за другом)

Дорога коротка, узка,

Идем, ступая мы с носка (Ходьба на носках)

По бордюру мы идем,

И приседаем мы на нем. (Ходьба с приставным шагом с приседанием)

Потом обходим деревца (поворот вокруг себя)

И пробежимся мы слегка. (Обычный бег)

У огорода отдохнем

И снова вместе мы пойдем. (Ходьба друг за другом)

  1. Лексико-грамматические игры

«Назови ласково»

Огурец – огурчик

Морковь – морковочка

Капуста – капусточка

Бутылка – бутылочка

Грядка – грядочка

Горло – горлышко

Цветок - цветочек

  1. Составление предложений со словами из текста

Бабушка

Огород

Огурец

Бутылочка

Грядка

Лагерь

Цветочек

Сажать

Помогать

Поливать

Забыть

Лежать

Разъехались

Вернулись

Переплелась

Золотистые

Забытая

  1. Повторное чтение текста. Деление текста на части и подбор опорных картинок

Опорная картинка «Огород» - Ребята помогали бабушке сажать в огороде горох, морковь, капусту. Интересно было наблюдать, как растут и цветут растения.

Опорная картинка «Девочка поливает из бутылки огурцы» - Однажды Наташа с подружками поливала из бутылочки огурчики. Девочка торопилась и забыла на грядке бутылочку. Лежала бутылочка горлышком к золотистым цветочкам.

Опорная картинка «Дети на отдыхе» - Разъехались скоро ребята в лагеря. В августе вернулись домой.

Опорная картинка «Огурец в бутылке» - Сколько созревает плодов на огороде! Вся листва переплелась. Увидела Наташа забытую бутылочку. В ней поселился огурчик. Как он влез в узкое горлышко? Сорвали его с грядки и поместили в комнате. Сидит хитрец, не говорит. А вы догадались?

  1. Пересказ текста по опорным картинкам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в ДОУ «ТУГАН ЯККА КЫШ КИЛДЕ»

Кар күп булса- иген уңар. (Если много будет снега- урожай будет хороший.)         Кышкы кар – көзге икмәк. (Зимний снег – осенний хлеб.)   ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Методическая разработка. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Старшего дошкольного возраста. Тема: «Наша одежда. Пересказ рассказа В.Чаплиной «Белка»».

Уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей: потребность в одежде присуща только людям. Учить дифференцировать одежду по сезонам. Дать понятие о национальное одежде и привести примеры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...