Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида
статья по теме

Стрельникова Наталья Валерьевна

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или классного руководителя), а также врача, психолога и родителей ребенка.

 Логопедическая работа  начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Логопедическая работа проводится в соответствии с программой логопедической коррекции, рецензированной в ККИДППО.

 Закрепление речевых навыков, приобретенных на занятиях, происходит во время речевых игр и логопедических минуток, в ходе выполнениядомашних заданий и подготовки к утренникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pererabotat.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ  ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

 Специфика нарушений речи и их коррекция у учащихся школы 8 вида определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У учащихся  отмечается недоразвитие высших форм психической деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и её качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Нарушения речи  характеризуются стойкостью симптоматики.

          Система логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продлённого дня, учителя начальных классов (или классного руководителя), а также врача, психолога и родителей ребёнка.

          Логопедическая работа с ребёнком начинается с первых дней пребывания ученика в школе. Все учащиеся, прибывшие в школу,  обязательно проходят логопедическое обследование. Уже на этом этапе логопед работает в тесном контакте с родителями и врачом, что позволяет собрать анамнестические данные и точно выставить речевой диагноз в соответствии с заключением врача. Результаты обследования фиксируются в речевой карте, представляются на школьный психолого-медико-педагогический консилиум, в соответствии с решением которого ребёнок, нуждающийся в логопедической помощи, зачисляется на логопедические занятия.

          Система оказания логопедической помощи ребёнку в условиях нашей школы подразумевает:

  -  проведение занятий логопедической коррекции, то есть обучение ребёнка по специальной программе,

  - отслеживание динамики обучения ребёнка посредством посещения уроков других педагогов и режимных моментов в группе продлённого дня,

  - работу логопеда в тесном контакте с родителями ребёнка, осуществляемую через  тетрадь взаимосвязи,

  - выполнение воспитателем группы продлённого дня заданий логопеда,

 - систематическое ежегодное проведение логопедических утренников как итог всей логопедической работы в течение года.

          Программа логопедической коррекции была разработана в нашей школе. Поскольку у учащихся коррекционной школы 8 вида нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическся сторона, лексика, грамматический строй и связная речь, целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех её компонентов.

          Программа состоит из следующих разделов:

  - коррекция звукопроизношения,

  - коррекция фонематических процессов,

  - коррекционная работа на лексическом уровне,

  - коррекционная работа на синтаксическом уровне,

  - совершенствование связной речи.

          Коррекция звукопроизношения проводится в первом классе и состоит из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки свистящих, шипящих звуков, соноров Р и Л, заднеязычных согласных, а также уточняется артикуляция сохранных звуков. В ходе предварительного этапа проводится развитие общей и ручной моторики, развитие слухового  восприятия, внимания, памяти.  

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование  слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л,  заднеязычных согласных,   а также букв, имеющих оптическое сходство( 4 класс). В 4 классе также проводится работа по  устранению семантической дислексии.

                  Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 4 – 6 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

  На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа над синтаксической стороной речи, проводимая в 6  - 7 классе и включающая в себя следующие разделы: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде»,  «Словосочетания, образованные по способу управления». Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает  работу над текстом (контекстной речью).

  Программа логопедической коррекции предполагает усвоение учащимися знаний в следующем объёме:

1 класс. Учащиеся должны уметь:

 - различать на слух   в произношении звуки,

 - слушать небольшую сказку, рассказ,

 - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

2 класс. Учащиеся должны уметь:

 - анализировать слова по слоговому и звуковому составу,

 - различать гласные и согласные звуки,

 - различать твёрдые и мягкие согласные.

3 класс. Учащиеся должны уметь:

 - анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,

 - различать звонкие и глухие согласные,

 - различать свистящие и шипящие согласные.

4 класс. Учащиеся должны уметь:

 - различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,

 - различать буквы, имеющие кинетическое сходство,

 - ставить ударение,

 - строить слого-ритмическую схему слова.

5 класс. Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,

 - выполнять морфемный анализ и синтез слов.

 - выделять родственные слова из текста.

6 класс. Учащиеся должны уметь:

 - согласовывать слова в словосочетании и предложении,

 - пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи,

  • различать предлоги и приставки.

                7 класс. Учащиеся должны уметь:

 - определять тему и основную мысль рассказа,

 - составлять план связного высказывания,

 - конструировать повествовательное сообщение.

         Большую роль в повышении результативности логопедической помощи  играет работа в тесном контакте с учителями и воспитателями группы продлённого дня. Закрепление речевых навыков, приобретенных на занятиях, происходит во время логопедических игр и логопедических  минуток, в ходе  выполнения домашних заданий и совместной подготовки к утренникам.

Логопедический утренник – праздник для детей, который проводится в нашей школе систематически в течение многих лет. На утреннике учащиеся декламируют стихи и произносят скороговорки, отгадывают загадки и играют в речевые игры, что способствует формированию положительной учебной мотивации,  закреплению навыков правильного звукопроизношения, уточнению и расширению словарного запаса.  

ЛИТЕРАТУРА

1.Логопедия под ред.Волковой Л.С. М., 2008 г.

2.Олигофренопедагогика. Алышева Т.В., Васенко Г.В и др. М., 2009

3.Логопедическая работа в коррекционных классах. Лалаева Р.И. М., 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Конспект урока в 5 классе "Сборка деталей с помощью шурупов " для специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Конспект урока в 5 классе "Сборка деталей с помощью шурупов " для специальной (коррекционной) школы 8 вида....

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...

Использование метода проектов в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования  речевой деятельности. ...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

«Способы организации трудового обучения учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида в рамках ФГОС»

Комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями жизнедеятельности является актуальной проблемой для России и требует постоянного совершенствования. Очень мало пишется и говор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...