Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"
план-конспект занятия по теме

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изучении лексической темы «Овощи». Игры-презентации разработаны учителем-дефектологом Яковлевой Л.Г.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изучении лексической темы «Овощи».

Занятие 1. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи"

Задачи:

  1. Активизировать пассивный и расширить активный словарь по теме: “Овощи”
  2. Учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
  3. Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.
  4. Развивать пространственный  гнозис, внимание и мышление.
  5. Развивать мелкую, общую моторику.
  6. Воспитывать познавательный интерес, обще-учебное поведение.

        Оборудование:  компьютер, проектор, наборное полотно картинки с изображением овощей и фруктов, корзинка, свежие овощи, таблица для коррекции зрения, пластилин,  доски для лепки, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови ласково. Овощной магазин», мультимедийная дидактическая игра-презентация «Повар и овощи» (приложение).

        Ход занятия.

  1.  Организационный момент.
  1. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление).

2. Игра «Сядет на свое место тот, кто правильно ответит на вопрос».

-Назовите овощи, которые вы знаете.

II.  Основная часть.

  1. Дидактическая игра “Что лишнее” (проводится с использованием проектора).

Картофель, свекла, груша, помидор;

Морковь, лиса, огурец, капуста

- Что лишнее? (Лисичка; груша.)

- Почему? (ответы детей)

- Сегодня мы поговорим об овощах.

- Где растут овощи? (На огороде)

2. Рассказ педагога по новой теме с элементами беседы.

-В огороде много гряд

Тут и репа и салат. 

Тут свёкла и горох

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород

Нас прокормит целый год.

(Выставляются картинки овощей.)

- Овощи на огороде растут по-разному:

- У моркови, свёклы, картофеля, репы - плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли над землёй;

- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле;

- У помидора, гороха, перца, баклажанов плоды растут на веточках (наглядное пособие “Как растут овощи”)

-Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредить. Ребята, где в нашем городе можно взять овощи? (Правильно можно купить в магазине или на рынке).

-По пути в детский сад я зашла в овощной магазин и купила свежие овощи.

(Свежие овощи на подносе).

3. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Назови ласково. Овощной магазин».

        Цель игры: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогатить словарный запас.

        Речевой материал: помидор – помидорчик, огурец – огурчик, лук – лучок, чеснок – чесночок, капуста – капусточка, баклажан – баклажанчик,.

        Ход игры: «Маленькая девочка со своей мамой решили сварить суп. Ребята, что нужно для того, чтобы сварить суп? (Овощи). Посмотрели в холодильник, но оказалось, что овощи закончились. Пошли они в овощной магазин. Как называется магазин, где продают овощи? (Овощной). Когда они пришли туда, начали выбирать овощи. Мама клала в корзину большие овощи, а девочка – маленькие. Ребята, какие овощи купили мама и маленькая девочка? Как они называются? Как назвать ласково помидор, огурец, лук и т.д.?».

4. Физкультминутка.

В огород пойдём

Урожай соберём,

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый сочный, очень вкусный

Щавеля нарвём немножко

И вернёмся по дорожке.

5. Развитие пространственного  гнозиса.

- Посмотрите на доске картинки овощей и фруктов, нужно собрать только овощи в корзину, что находится справа от вас.

(Дети выходят по цепочке и собирают овощи в правую корзинку)

6.  Мультимедийная дидактическая игра-презентация “Повар и овощи”.

        Цель: образование относительных прилагательных от существительных.

        Ход игры: «Собрали овощи в корзину, приготовим из них что-нибудь вкусное. Сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (Получится овощной салат). Салат из капусты? (Капустный).  Из свёклы? (Свекольный). Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая). Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное). Из помидор сделаем сок - томатный сок. Много вкусных блюд можно приготовить из овощей».

 7.  Гимнастика для глаз (с использованием таблицы).

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз – вправо. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

8. Развитие мелкой моторики.

А сейчас поработаем с пластилином, разомнём наши пальчики. Сегодня будем лепить овощ, а какой вы узнаете, если доскажите словечко -

- Ох,ох,ох - слепим мы…      (горох)!

- Положите горошины на салфетки.

III. Итог занятия.

- О чём мы говорили на занятии?

- Что вы нового узнали об овощах?

-Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, вы работали на занятии очень активно, молодцы!

- Дома обязательно обратите внимание, какие блюда мама или бабушка готовят из овощей, а на следующем занятии по развитию речи мы это обязательно обсудим.

-Занятие закончено, спокойным шагом идём в групповую комнату.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «Назови ласково. Овощной магазин»

Слайд 2

Цель игры: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Ход игры: «Маленькая девочка со своей мамой решили сварить суп. Ребята, что нужно для того, чтобы сварить овощной суп? (Овощи). Посмотрели в холодильник, но оказалось, что овощи закончились. Пошли они в магазин. Как называется магазин, где продают овощи? (Овощной). Когда они пришли туда, начали выбирать овощи. Мама клала в корзину большие овощи, а девочка – маленькие. Ребята, какие овощи купили мама и маленькая девочка? Как они называются? Как назвать ласково помидор, огурец, лук и т.д.?».

Слайд 3

Маленькая девочка со своей мамой решили сварить суп. Ребята, что нужно для того, чтобы сварить овощной суп?

Слайд 4

Посмотрели в холодильник, но оказалось, что овощи закончились и холодильник пуст.

Слайд 5

Тогда они пошли в магазин. Как называется магазин, где продают овощи? Овощной

Слайд 6

Когда они пришли туда, начали выбирать овощи. Мама клала в корзину большие овощи, а девочка – маленькие. Давайте посмотрим и назовем, какие овощи выбрали мама с дочкой.

Слайд 7

картошка картошечка Как называется этот овощ? Как назвать его ласково? Который из них в свою корзину положила мама, а который – дочка?

Слайд 8

помидор помидорчик

Слайд 9

перец перчик Как называется этот овощ? Как назвать его ласково? Который из них в свою корзину положила мама, а который – дочка?

Слайд 10

огурец огурчик

Слайд 11

лук лучок Как называется этот овощ? Как назвать его ласково? Который из них в свою корзину положила мама, а который – дочка?

Слайд 12

баклажан баклажанчик

Слайд 13

чеснок чесночок Как называется этот овощ? Как назвать его ласково? Который из них в свою корзину положила мама, а который – дочка?

Слайд 14

капуста капусточка

Слайд 15

Девочка с мамой набрали целую корзину овощей и пошли домой .

Слайд 16

Соедини цвет и овощ, скажи, какое получилось сочетание : Красный Зеленый Белый Желтый фиолетовый

Слайд 17

Пришли они домой и сварили из овощей вкусный суп. Как называется суп из овощей? Овощной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт": "Как купить машину".

Конспект занятия  по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи  в подготовительной группе для детей с ОНР по...

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект фронтального интегрированного занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: "Овощи" в старшей группе для детей с ОВЗ.

Коррекционное занятие активизирует пассивный и активный словарь по теме: “Овощи”. Учит  составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану. Учит образовывать относител...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

КОНСПЕКТ НОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»

КОНСПЕКТ НОДПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКАИ РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»...