программа кружка "Разноцветная Фантазия"
рабочая программа по теме

Малышева Татьяна Васильевна

программа и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_malysheva_t.v.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка.

        Гуманистическая направленность воспитания  обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Работа в кружке «Разноцветная фантазия» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Планирование работы в кружке выстроено так, чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном,  природным материалом,  ракушками и песком, пластилином, цветными нитками, тканью, скорлупами, бумагой, пластиковыми бутылками, макаронами, ватными палочками и дисками.. Работу кружка организую с учётом опыта детей и их возрастных и психофизических особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, фольгой и другими материалами необходимо начинать с более простых поделок.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

    Программой предусматривается годовая нагрузка 40 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу. Практические занятия составляют большую часть программы.

            Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности, развивать ручную умелость.

                                  Задачи программы:

1. Развивать умение организовать свой труд, умение концентрироваться на задании, сопоставлять результаты с заданием.

2. Развивать умение общаться, способность управлять своими эмоциями, поведением.

3. Развивать творческое воображение.

4. Воспитывать личность творца; реализовывать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников; развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.

5. Обучение нетрадиционным способам деятельности, формирование умений и навыков детей.

6. Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач.

7. Вооружать детей знаниями в изучаемой области, вырабатывать необходимые практические навыки и умения.

8. Воспитывать художественно-эстетический вкус, трудолюбия, аккуратность. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

                        Принципы, лежащие в основе программы:

  •  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  •  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
  •  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанника в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  •  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  •  «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

                                  Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

 наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

 групповой – организация работы в группах;

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню подготовки воспитанников:

     В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами воспитанники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

                              Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе воспитанники:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом,  ракушками, пластилином, цветными нитками, тканью, макаронами; пластиковыми бутылками, ватными палочками и дисками.

– научатся следовать устным инструкциям

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе

                                      

                  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

 Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

     

                            Тематическое планирование.

                    Тема занятия

Примечания

1-3

Аппликация из природных материалов «Осень» (засушенные листья, цветы, ягоды)

4-5

Поделка из овощей. «Дама с собачкой» (тыква, кабачок, пластилин, нитки)

6-8

«Ёжик» (пластилин, кора березы, еловые ветви, ягоды)

9-10

Аппликация из семян.

11-12

Ваза с цветами (ракушки, песок, пластилин, семена тыквы)

13-16

Работа с бумагой. Изготовление новогодних украшений.

17-20

Работа с тканью (аппликация, шитьё). Коллективное панно.

21-24

Работа с тканью. Подушка из помпонов.

25-28

Аппликация из ниток. Коллективное панно.

 

29-30

Поделки из пластиковых бутылок, ватных палочек и  ватных дисков.

31-34

Аппликация из макарон.

35-40

Пластилинография.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Воздушные фантазии" для младших школьников

Игровая программа "Волшебные фантазии" для детей младшего школьного возраста. Можно воспользоваться трафаретами для поделки "Смешарика"...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Реализация образовательной программы "Музыкальные фантазии"

"Музыкальные фантазии" - образовательная программа художественно-эстетического направления...

Рабочая программа "Музыкальные фантазии"

Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....

Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...