Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.
статья по теме

Акимова Нина Константиновна

 Из опыта работы. Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях школы VI вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА VI ВИДА»

Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Прежде всего, выделяются два компонента профессиональной компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.

Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.

Коррекционная школа-интернат – это особая образовательная среда, в которой актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: учителей, логопедов, психологов, воспитателей, инструкторов ЛФК,  врачей.

При этом логопед так варьирует методическую инструментовку занятий, чтобы они во-первых наиболее полно соответствовали индивидуальным коррекционно-речевым программам детей, а во-вторых могли быть использованы другими специалистами ( учителями, воспитателями). Это один из критериев педагогического мастерства учителя-логопеда.

В качестве примера приведу работу по коррекции просодической стороны речи, нарушения которой  не дают возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, вызывают семантические и синтаксические нарушения, что приводит к дисграфическим  ошибкам на письме, да и просто затрудняют коммуникацию.

Единой методики по коррекции просодии нет, поэтому при составлении коррекционной программы я использовала несколько методик. Некоторые приемы работы вполне могут быть использованы педагогами (как на занятиях по коррекции нарушенных функций, так и на уроках ритмики, развития речи, на музыкальных занятиях и т.д)

Повышение профессиональной компетентности учителя-логопеда как специалиста не может ограничиваться  только расширением специальных знаний, приемов ведения логопедической работы. Огромное значение имеет социально-личностная составляющая.

Личностный компонент формирования профессиональных качеств учителя-логопеда как специалиста включает в себя, прежде всего, умение общаться. Ведь профессиональная деятельность учителя-логопеда — это процесс непрерывного общения его как с детьми, так и с коллегами. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность логопедической работы. Коммуникативный компонент профессиональной компетентности  рассматривается широко и включает в себя как коммуникативные воздействия педагога на детей, так и умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, умение вырабатывать стратегию, технику и тактику взаимодействия с коллегами, организовывать совместную деятельность. Учитель - логопед, как впрочем и любой учитель должен владеть “педагогической техникой”, которая помогает глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться максимальных результатов в обучении и воспитании при минимуме затраченных сил, средств и времени.

 Ее элементы:

- умение педагогического общения, эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
- техника речи;
- выразительные показания чувств и отношений с помощью мимики;
- внешний облик;
- саморегуляция психических состояний;
- умение видеть себя со стороны.

Остановимся на таком элементе, как техника речи.

А.П.Чехов говорил: “Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!” Каждое слово учителя должно нести оттенок художественности, быть выразительным и неистертым.

На образность речи огромное влияние оказывает способность учителя к ясному произношению, приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают внимание на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.

Понаблюдайте, как окружающие вас слушают? Не напрягаются ли без видимого повода? Если да, то происходит следующее. Все мы так устроены, что слушая другого, как бы проговариваем его речь. Копируем не только слова, но и интонации. И если речь человека говорящего низким, мягким голосом нам приятно «копировать», то голос резкий и неестественно высокий, заставляет наш голосовой аппарат напрягаться, и мы ощущаем дискомфорт. Все это происходит на неосознанном уровне и с детьми.

Неестественная высота голоса, впрочем как и длительное повышение громкости, вызывает запредельное торможение коры головного мозга слушающего. А при нажатых тормозах далеко не уедешь

Сильное повышение громкости подавляет качественные параметры речи и делает монотонным интонационный рисунок. К.С.Станиславский говорил: «Как бы ни был силен голос, он должен быть ниже той силы, которая его оживляет». Учитель должен уметь варьировать силу голоса  в  зависимости от условий коммуникации. Контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам - это хороший способ привлечения внимания.

Если вы постоянно говорите тихо, слушающие Вас люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать.

 Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно.

Быстрый темп речи —  признак  быстроты мышления, но окружающие будут просто не в состоянии  успевать   усваивать ваши мысли.

При использовании  коротких  "м-м'   или   "э-э"   речь   приобретает   оттенок нерешительности и  сомнений.  

Если  часто  использовать  интонацию  с   подъемом,   это   будет восприниматься так, словно Вы хотите услышать подтверждение.

Речь  лучше  слушается  благодаря  правильно  подобранному  темпу,  уместным паузам, разработанной артикуляции и так называемой подвижности голоса.

Подвижностью  голоса  принято  называть  его  способность   без   напряжения меняться  по  силе,  высоте,   темпу.   Эти   изменения      должны   всегда преследовать определенную цель.            

 Эмоциональная окраска голоса, мелодичная интонация способствуют закреплению знаний. Первое, что схватывается, правильность интонационная, потом фонетическая.

Обычно зрительные впечатления воспринимаются быстрее, но  память  удерживает лучше слуховые впечатления.

Развивать слуховую память помогают такие задания:

1) учитель тихо произносит правило, громче выделяя ключевые понятия, затем просит повторить правило, соблюдая ту же интонацию, и подумать, почему именно на эти падает логическое ударение;

Грамотная, логичная, лексически и интонационно богатая, живая и образная речь учителя на уроке и вне его, обращенная к детям, родителям и коллегам, позволяет решать многие важные учебно-воспитательные задачи.

Культура речи педагога неотделима от отработанной техники речи, доведенной до  автоматизма.

Постарайтесь критически «услышать» свой голос и, при необходимости, подкорректировать его. Это возможно.

Важно помнить, что только ориентировка учителя-логопеда на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами работы с детьми, постижение секретов общения способствуют формированию личности учителя-логопеда как профессионально-грамотного, успешного, конкурентноспособного специалиста образовательного пространства школьного детства.

В связи с вышеизложенным, позвольте дать несколько советов педагогам

Советы специалисту  для успешной работы с детьми

  • Систематически совершенствуйте свой стиль работы, анализируйте и устраняйте недостатки, ищите новые, более рациональные формы и методы деятельности.
  • Авторитет специалиста определяется его компетентностью и деловитостью, общей культурой, в том числе и культурой речи, способностью показать другим пример в работе.
  • Развивайте, формируйте способность располагать к себе людей. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниями, доброжелательным, уважительным, ровным и справедливым отношением к людям, умением помочь им в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ Дютиной М. Г.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня  учителя-логопеда МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ Дютиной М. Г....

Представление опыта работы на РМО учителей-логопедов по теме:«Нейропсихологические приёмы в практике учителя-логопеда, применяемые в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного ...

Из опыта работы совместной деятельности учителя-логопеда и учителя русского языка и литературы . Учет специфических ошибок при оценивании работ учащихся с дисграфией и дислексией.

В настоящее время в школе достаточно велик процент учащихся с дисграфией и дислексией. Дисграфия связана с нарушением письма, но не  связана нарушением  интеллекта, она не является результат...

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности учителя-логопеда

Тема самообразования. «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала»...

Участие в работе круглого стола, в рамках комплексных курсов повышения квалификации учителей-логопедов «Профессиональная компетентность учителя-логопеда в условиях стандартизации»

Участие в работе круглого стола,в рамках комплексных курсов повышенияквалификации учителей-логопедов «Профессиональная компетентностьучителя-логопеда в условиях стандартизации»...