Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З
план-конспект занятия по теме

Галий Людмила Ивановна

Групповое логопедическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-z.docx196.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация согласных по принципу

звонкости-глухости: С - З»

2 занятие по теме

Цель: продолжать учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные С - З.

Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного  анализа, продолжение работы над расширением словарного запаса, закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине, формировать способность изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Послушайте чистоговорки. Какой звук чаще других повторяется в них?

ДоСтает из Сумки СтаС 

ПаСтилу и Сладкий кваС.

Сладким кваСом С паСтилой

УгоСтит СтаС наС С тобой.

Закрыт Зоопарк на Замок:

ВнеЗапно биЗон Занемог.

Живот Заболел у биЗона,

На Завтрак он съел полгаЗона.

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [С] – [З].

II. Основная часть.

  • уточнение артикуляционного уклада [C] и [З]
  • характеристика звуков [C] и [З]
  • сходство и различие звуков [С] и [З]
  • обозначение звуков [C] и [З] буквами.

  1. Запись слогов.

- Послушайте слова. Запишите их в три столбика.

С

З

С З

ПИСТОЛЕТ

ВЫСТАВКА

КАСТРЮЛЯ

ЛЕЗВИЕ

ЭКЗАМЕН

ПОЗВОНОК

БЕСКОЗЫРКА

ВОЗГЛАС

ЗАНАВЕСКА

     2. Определите какой звук по счёту.

- Посмотрите на картинки. Назовите профессии людей. Определите,  какой по счету звук [С] в этих словах.

[С]: ФУТБОЛИСТ,  ФОКУСНИК, СПАСАТЕЛЬ, ДАНТИСТ, ХОККЕИСТ, ПИСАТЕЛЬ, СТРОИТЕЛЬ

Проверка: 8, 5, 1-4, 6, 6, 3, 1.

- Являются ли следующие слова профессиями? Что они называют?

[З]: ПРОКАЗНИК, БЕЗОБРАЗНИК, ОЗОРНИК, ЗАЗНАЙКА, БЕЗДЕЛЬНИК, КАВЕРЗНИК

Проверка: 6, 3-8, 2,1-3, 3, 6.

  1. Четвёртый лишний.

- Прочитайте слова. Добавьте пропущенную букву. Подчеркните «лишнее» слово. Почему оно «лишнее»? Запишите «лишние» слова в столбик, подбирая к данным словам подходящее по смыслу слово-признак.

_ЕРКАЛО,   ВА_ЕЛИН,  ВА_ИЛЁК,  ПУ_ЫРЁК

КРА_ОТА,  ОБЕ_ЬЯНА,  _ЛОВО,  _ОЛОВЕЙ

_ВЕ_ДА,  _О_КА,  _А_ВЕНЕЛ,  _АНО_А

_ТАМЕ_КА,  _О_НА,  _О_ТАВИТЬ,  ВО_МЕ_ДИЕ

    4. «Чей хвост?»

- Назовите животных. Подбери каждому животному его хвост. Запишите.

У лисы лисий хвост. и т.д.                      

  1. Ответь на вопросы.

- Прочитайте вопросы. Самостоятельно дайте на него письменный ответ.

1) Что учат наизусть?

2) Что капает из глаз?

3) Что делают зимой стрекозы?

4) Где смотрят картины и статуи?

5) Кто из зверей не спит зимой?

6) Что издают в издательстве?

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?

Тема: «Дифференциация согласных по принципу

звонкости-глухости: С - З»

1 занятие по теме

Цель: учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные С - З.

Задачи: развитие фонематического слуха, развитие звукобуквенного  анализа, продолжение работы над расширением словарного запаса, закрепить знание о способах проверки слов с парными согласными в конце и в середине, формировать способность изменять форму слова, подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание корня, развивать орфографическую зоркость.

Оборудование: рабочие тетради, ручки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Отгадайте загадки. Назовите первые звуки в словах-отгадках

Что за зверь лесной,  

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы. ЗАЯЦ

Человечек не простой

Появляется зимой,

А весною исчезает

Потому что быстро тает. СНЕГОВИК.

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [С] – [З].

II. Основная часть.

  • уточнение артикуляционного уклада [C] и [З]
  • характеристика звуков [C] и [З]
  • сходство и различие звуков [С] и [З]
  • обозначение звуков [C] и [З] буквами.

1. Повторение слоговых рядов.

- Внимательно слушайте слоговые ряды, запоминайте и повторяйте.

ЗАС-ЗУС-ЗИС

ЗАС-ЗОС-ЗУС

ЗОС-ЗИС-ЗЕС

ЗОС-ЗУС-ЗЫС

ЗУС-ЗЕС-ЗОС

ЗУС-ЗЫС-ЗЕС

ЗИС-ЗАС-ЗУС

ЗЫС-ЗЕС-ЗАС

ЗЕС-ЗИС-ЗАС

ЗИС-ЗАС-ЗО

2.Замени звук.

- Я буду говорить слова .Замените в них звук З на С ,а звук С на З

КОСА-КОЗА

РОСА-РОЗА

ЗАД-САД

ЗАРЯД-СНАРЯД

3. Запись слов.

- Сейчас я покажу картинки, а вы назовёте их и запишите в 2 столбика.

С                                  З

Куст                       Берёза

Осень                     Наказание

Оса                         Глазурь  

Кисть                      Зима

Усы                         Роза

Сушки                    Узор

Сено                       Зебра

4. Вставь букву.

- Прочитайте слова, добавляя букву З или С.

...ХЕМА ...АЙКА ...ИМА И...МОРО...Ь

...ЛОН ПРО...ТОКВАША МОРО...Ы  О...ЕРО

КО...ТЬ КО...ТЮМ ...НЕЖИНКА ГО...ТИ

КО...ЛИК ГРУ...ОВИК ЛИ...ТОПАД ГЛА...ОК

5. Найди слово.

- Посмотрите на доску. Прочитайте, найдите в ряде букв слова. Запишите их в 2 столбика

МОРЗЧЕСОЛНЦЕПЛЧУДЕЧУДЕСНЫЙПЁСЫДЗАНОСОКОСМОСЗЕМЛЯЗАЙКА

З                                      С

МОРОЗ                  СОЛНЦЕ

ЗАНОС                  ЧУДЕСНЫЙ

ЗЕМЛЯ                  ПЁС

ЗАЙКА                  СОК

КОСМОС

III. Итог занятия.

- С какими звуками мы сегодня работали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация согласных, твердость и мягкость которых обозначается буквами А-Я.

Цели: Коррекционно-образовательный аспект:формировать умение сравнивать согласные по твердости-мягкости и обозначать их на письме буквами “А” и “Я” на уровне слога, слова и словосочетания;закреплять н...

Дифференциация согласных по принципу звонкости-глухости: С - З

Групповое логопедическое занятие для учащихся, имеюших нарушение чтения и письма....

Дифференциация согласных по принципу акустико-артикуляционному сходству: Р – Л

Учить детей различать на слух и обозначать буквами на письме согласные Р-Л...