игра-драмматизация как средсто развития интонационной выразительности детей5-6лет в системе логопедической работы.
рабочая программа на тему

Теплых Наталья Валерьевна

Система работы, представленная через игру-драмматизацию в условиях логопункта. Художественное творчество и коммуникация-интеграция образовательных областей. Представлен алгоритм формирования интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_logopunkte.docx298.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-драматизация как средство формирования интонационной выразительности  речи у детей 5-6 лет в системе логопедической работы

Исполнитель:

Учитель-логопед  МКДОУ №146

Теплых Наталья Валерьевна.

Актуальность.

Для успешного обучения ребенка в школе необходима: физическая, психологическая, речевая готовность, коммуникативная компетентность, обеспечивающие полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогами и детьми. Коммуникативная компетенция представляет собой умения, позволяющие осуществлять обмен информацией, проявление рефлексивного поведения. Характерной особенностью сформированности коммуникативной компетенции детей 5-6 лет является:

- установление контакта;

-обмен информацией;

-поддержание обратной связи;

-ориентировка на партнера и учет его личностных особенностей.

Одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности у ребенка является интонационная выразительность речи.

Однако, в результате наблюдений и диагностирования детей 6-7 лет психологи отмечают проблемы недостаточной сформированности комунникативной компетентности.

У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей отмечается недостаток интонационных средств оформления речи:

- слабое владение комплексом структурных компонентов, входящих в интонацию,

- отсутствие потребности использования интонационной выразительности в собственной речи,

- отсутствие самостоятельности в интонационном оформлении экспрессивной речи,

- трудности в подборе необходимой интонации.

Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью учителя – логопеда, а пути преодоления этих расстройств у детей дошкольного возраста заслуживают пристального внимания специалистов.

Однако распространенность нарушений компонентов интонационной выразительности, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость создания условий для развития интонационной выразительности речи по средством игры-драматизации.

Цель:  Создать условия способствующие формированию интонационной выразительности речи детей 5-6лет в системе логопедической работы. (Осуществление коррекционного - развивающего  процесса, который включает в себя работу с детьми, родителями и педагогическим коллективом)

                                                    ребёнок

                              педагог                       родители

Задачи:

  1. Формирование навыка восприятия и применения средств интонационной выразительности
  2. Развитие  умения применять средства интонационной выразительности
  3. Развитие коммуникативных навыков посредством партнёрских взаимоотношений

Только при комплексном решении всех поставленных задач можно достичь цели – сформированности коммуникативной компетентности дошкольника и развития речевых навыков в соответствии с их возрастными возможностями.

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

- темп  (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);

- ритм (чередование ударных слогов);

- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);

- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);

- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы).

Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Главной задачей педагога является – научить детей  интонационной выразительности речи, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.  Повышение эффективности логопедической работы достигается путем использования приемов:

- с включением зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых и слуховых ощущений,

- соотнесение  основного тона высказывания с наглядным изображением ситуации.

Отработка интонационной конструкции имеет следующую последовательность:

1. усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы;

2. произнесение предложений с изменением силы голоса;

3.  отработка интонации на материале междометий:

- выражающих радостные чувства и положительную оценку фактов действительности (Ай-ай-ай! О! Браво! Вот это да!);

- выражающих удивление (Ой! Ух, ты! Ах!);

- страх (Ой-ой! Ух! Ужас!).

4. сопряженное проговаривание  с логопедом предложений, повторение  фраз за логопедом;

5. произнесение предложение с нужной интонацией по сигналу педагога, самостоятельно;

6. работа с короткими рассказами, историями, стихами, сказками.

При выполнении всех упражнений использовались средства паралингвистического выражения эмоций: мимика, жесты, пантомимика.

7. элементы игры-драматизации по произведениям.

Технология игры-драматизации.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. А игра – драматизация является средством всестороннего развития личности ребенка. Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:

•  метод моделирования ситуаций, предполагающий создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

•  метод творческой беседы, предполагающий введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

•  метод ассоциаций, дающий возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Необходимо отметить, что общими приемами руководства игрой – драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

Игра-драматизация по произведению включает в себя от трех до десяти занятий в зависимости от характера и длины произведения и от возраста детей.

Игра – драматизация имеет поэтапное развитие.

Этапы игры-драматизации:

Подготовительный этап:

- знакомство с произведением;

- распределение по ролям.

Основной этап:

- освоение произведения по эпизодам;

- проигрывание всего произведения целиком.

Заключительный этап:

- показ зрителям;

- сочинение писем в сказку (рефлексия).

Самоценностью игры-драматизации является продукт детской деятельности, обладающий качеством видимости, что само по себе важно для всех людей и тем более значимо для дошкольников, не умеющих читать и писать.

Для расширения игрового опыта детей по освоению игры – драматизации педагогу необходимо использовать различные игровые задания – упражнения с постепенным усложнением.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Организация игры – драматизации строится с учетом основных принципов.

  • Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
  • Принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь игры – драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
  • Принцип импровизационности, предполагающий свободную атмосферу взаимодействия взрослого и ребенка, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
  • Принцип интегративности, предполагающий целенаправленную, систематическую работу в целостности педагогического процесса.

Таким образом,  правильная технология организации игры – драматизации является средством  развития интонационной выразительности речи детей, их самовыражения и самореализации в разных видах детского творчества. Применение данной технологии игры – драматизации в коррекционно – развивающем процессе работы учителя - логопеда является наиболее эффективным средством развития речи детей.

Для развития интонационной выразительности речи детей необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса и  создание условий, в которых каждый ребенок мог бы использовать средства интонационной выразительности, передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

В своей работе по развитию у детей интонационной выразительности речи у меня сложилась определенная система взаимодействия с педагогами и родителями детей.

Целью взаимодействия с педагогами является повышение уровня их  профессиональной компетентности. Для этого использую различные формы:

  1. Консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
  2.  Совместное проведение занятий, досугов.
  3. Мастер-класс.

Целью взаимодействия с родителями является их педагогическое просвещение. Для этого использую такие формы:

  1. Тренинги, консультации, беседы, семинары, конференции.
  2. Участие родителей в совместных организованных мероприятиях.
  3. Дни открытых дверей, педагогическая гостиная, «телефон доверия».
  4. Презентации.
  5. Информационные бюллетени.

 В ходе продуктивного взаимодействия с родителями удалось повысить их мотивацию к участию в коррекционно - развивающей  и профилактической работе.

Для развития речи детей при тесном взаимодействии участников образовательного процесса созданы условия:

  1.  в группах - уголки  для игры-драматизации, как самостоятельной деятельности детей, «театральные уголки», где находятся "сундучки" (со сказочными костюмами и атрибутами, масками, украшениями, ширмы);
  2. в книжном уголке – ярко иллюстрированные книги с любимыми сказками;
  3. в музыкальном уголке – детские музыкальные инструменты (металлофоны, барабаны, дудки, и. т. д.).

Мониторинг динамики речевого развития.

В процессе целенаправленной, систематической и комплексной работы педагогов и специалистов удалось достичь достаточно хороших результатов развития речи детей и сформированности коммуникативной компетенции.

 

- в мотивационной сфере появилось желание выполнить упражнения правильно, без ошибок; повысилась потребность в речевом общении; наблюдалось повышение активности, инициативности, настойчивости;

- в волевой сфере повысилась работоспособность, улучшились функции восприятия, внимания, памяти, сенсорных реакций, мыслительных операций (анализа и синтеза);

- в сфере саморегуляции появилось умение регулировать свое поведение и речевое общение в зависимости от места и функции деятельности; развился самоконтроль и самооценка.

На основе полученных результатов планирую дальнейшую работу с каждым ребенком и подгруппами детей. Для этого на каждого ребенка разработан индивидуальный коррекционный маршрут. В соответствии с изучаемой темой моделирую образовательное пространство логопедического кабинета, для создания мотивации и заинтересованности детей включаю в учебный процесс игровые моменты, проблемные ситуации, использование ТСО – компьютерные презентации, слайды, аудиозаписи, микрофон.


Перспектива опыта

Данная работа указывает на:

  1.  Перспективы совершенствования коррекционно-развивающей системы обучения детей имеющих различные речевые нарушения.
  2. Внедрение опыта по развитию коммуникативной компетенции в практику работы педагогов.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду / Т.И. Бабаева. Л.: Союз, 1990.
  2. Бабина Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учеб. пособие/ Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. -М.: Книголюб, 2005. 96 с.
  3. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков,- М.: Педагогика, 1977.
  4. Брызгунова Е.А. Интонация / Е.А. Брызгунова //Русская грамматика. — Т. 1.-М., 1963.
  5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи/ Е.А. Брызгунова. М., 1972.
  6. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией/ Г.А. Волкова. СПб.: Изд - во РГПУ им. А. И. Герцена,1993.  
  7.  Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. — М.: Владос, 2002.  
  8. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. — М.: Владос, 2002.  
  9. Волкова Л.С. Нарушения детской речи и их устранение в учебно — воспитательном процессе/Л.С. Волкова// Педагогические сочинения / под ред. А. Земитана. Рига, 1969.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. М.: АПН РСФСР, 1961
  11. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации /В.В. Гербова. М.: Мозаика - Синтез, 2005.
  12. Грибова O.E. Технология организации логопедического обследования/ O.E. Грибова. М.: Айрис - пресс, 2005.
  13. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка/М.М. Кольцова// Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности. — М.: Педагогика, 1973.
  14. Левина P.E. Основы теории и практики логопедии/Р.Е. Левина. — М., 1968
  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи/Н.В. Нищева. — СПб.: Детство — Пресс, 2004.
  16. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О.С.Ушакова, Е.М. Струнина. М.: Владос, 2004.
  17. Ушакова О.С. Развитие речи детей на занятиях/О.С. Ушакова// Дошкольное воспитание. — 1980. № 10.
  18. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филиева. М.: РИЦ Альфа, 2001.  
  19. Филичева Т.Б. Основы логопедии/ Т.Б. Филичева, H.A. Чевелева, Г.В. Чиркина. -М.: Просвещение, 1989.

Приложение.

1.Работа с родителями.

2. Работа с педагогами.

3. Игры и упражнения по развитию мимической и интонационной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Консультация для воспитателей, родителей. Рассматриваются вопросы развития выразительности речи у детей, этапы работы, основные принципы. приводятся примеры занятий, игр....

Сборник "Чтения у камелька" (развитие интонационной выразительности речи при знакомстве с классической литературой)

Для развития интонационной выразительности речи необходимо создание таких условий, в которых человек мог бы не стесняться слушателей. Это очень важно: нередко люди, даже не имеющие проблем с речью, на...

Семинар-практикум для воспитателей: Развитие интонационной выразительности речи дошкольников.

Предлагается материал для проведения семинара-практикума с педагогами....

Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников.

Цель:- учить детей передавать интонацией различные чувства( радость, безразличие, огорчение)Воспитатель называет предложени : « Дождь идет». Дети должны повторить его с разной интонацией -...

"Развитие интонационной выразительности речи"

quot;Развитие интонационной выразительности речи"...

Развитие интонационной выразительности речи у обучающихся с ТНР и ЗПР

Вследствие каких либо факторов, внутренних и внешних, в последние годы достаточно большое количество детей страдают различными нарушениями речи. Причины этих нарушений различны, и, к сожалению, за пос...