Тема урока: "Основы семейного права"
план-конспект урока (9 класс) по теме

Конспект урока по теме :Основы семейног права" в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_semeynogo_prava.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Основы семейного права.  Роль семьи в жизни человека и общества.

Цель: рассмотреть семью как значимую часть социальной сферы общества.

Задачи: образовательная: формировать представление об  основах семейного права,  роли семьи в жизни человека и общества, особенностях семьи, сообщить о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание.

Коррекционно-развивающая: развитие речи, обогащение активного словаря, мышления учащихся, развитие  коммуникативных умений;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним,  воспитывать чувство ответственности перед  своими близкими людьми;

Наглядность: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки, Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, презентация к уроку.

Вид (тип) урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация сведение по теме.

Ребята, мы с вами познакомились с основами гражданского права, где рассматривались взаимоотношения между гражданами, с основами трудового права, где рассматривались взаимоотношения работника и работодателя. А сейчас прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о каком разделе права пойдет речь на нашем уроке.

На что клад, коли в семье лад.

Любовь да совет – так и горя нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья крепка ладом.

Сообщение темы урока: «Основы семейного права.  Роль семьи в жизни человека и общества» (записывают в тетрадь).

Постановка целей и задач:

- Как вы думаете, что изучает семейное право? (семейные отношения)

Учитель: Семейное право представлено правовым документом – Семейным Кодексом, и основывается на  Конституции РФ, которой   12 декабря этого года исполняется 20 лет

(учитель показывает Семейный кодекс, Конституцию РФ).

III. Изучение нового материала.

1. Что такое семья? Просмотр презентации. Беседа по вопросам.      

СЛ.1   Семья - это малая социальная группа в которой проходит основная часть жизни человека. Большинство людей имеют семью. Обычно в семье есть мать, отец, дети, старшие члены семьи - бабушки и дедушки. Человек не имеющий семьи, чувствует себя одиноким: ему не о ком позаботится, о нем тоже никто не проявит заботу. Семья остается той группой, в которой проходит основная часть жизни человека.

- Что такое семья?

- Какие функции выполняет семья? (является опорой в жизни каждого человека)

Работа с текстом статей Семейного кодекса.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

Глава 1. Семейное законодательство

Статья 1. 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Семейное законодательство направлено на укрепление семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Статья 2. 

Семейное законодательство рассматривает  условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

- На что направлено семейное законодательство? (на защиту семьи, материнства, детства, на укрепление семьи)

- Что рассматривает семейное законодательство? (условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи)

2.Создание семьи. Семейные отношения. 

- Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

 Словарная работа: брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи.

 - Каковы же условия брака? Чтобы ответить на этот вопрос  обратимся  к Семейному Кодексу.

Работа с текстом статей Семейного кодекса.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.

Глава 3. Условия и порядок заключения брака

Статья 10. 

1. Признается брак, заключенный только в органах ЗАГС (записи актов гражданского состояния).

2. Права и обязанности супругов возникают со дня заключения брака.

Статья 11. 

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Статья 13. 

1. Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.

Статья 14. 

Заключение брака не допускается между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (братьями и сестрами, родителями и детьми и др);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Супруги имеют право:

Выбора фамилии.

Места жительства.

Совместного решения вопросов воспитания и образования детей и др.

Обязанности супругов:

Строить семейные отношения на основе взаимоуважения и взаимопомощи.

Заботиться о благополучии семьи и своих детей.

- Какой брак признается государством? (зарегистрированный в органах ЗАГС)

- Каковы условия вступления в брак? Во сколько лет можно вступать в брак?

- Как будут называть людей вступивших в брак? (супруги, муж и жена)

- Какое документ получают супруги заключив брак?  (свидетельство о браке)

- Когда брак не допускается (запрещается)?

- Назовите права и обязанности супругов?

ФИЗМИНУТКА.

г) Практическое задание: Решение правовых задач в парах.

1. Дмитриев Сергей Сын священнослужителя, и Марина  Семенова решили пожениться, будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде  в один из населенных пунктов молодожены обратились в местную гостиницу с просьбой о предоставлении им номер на двоих.  Администратор гостиницы,  поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

- Почему администратор сделала такой вывод?

2. Моряк находившийся в длительном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок, Одновременно она просила ответить , согласен ли  он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс, и объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать.

 - Зарегистрируют брак в этой ситуации или нет?

3. При заключении брака Сергей сразу признался жене, что он с детства не любит мыть посуду, и попросил жену взять раз и навсегда эту обязанность на себя. В период эпидемии гриппа жена тяжело заболела, и посуда несколько дней оставалась немытой. На просьбу жены навести порядок, Сергей отвечал, что это не его обязанность, да и не умеет он мыть посуду, поскольку в их семье этим занималась мама.

- Оцените ситуацию с точки зрения личных прав и обязанностей супругов.

4. Мужчина и женщина проживали вместе без регистрации брака, у них родился ребенок. После рождения ребенка, отец умер. На квартиру, которая была его собственностью, стали претендовать ближайшие родственники – родители и братья умершего.

- Смогут ли мать ребенка и ребенок оставить квартиру у себя?

3. Права и обязанности родителей.  

- С рождением ребенка муж и жена становятся родителями для своих детей.

- Послушайте выдержку из Семейного кодекса:

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

- Как вы думаете хорошие родители, это какие родители?-

- Какого ребенка воспитают хорошие родители?

Задание: Послушайте Стихотворение, и скажите, какие чувства оно вызвало у вас?

В не раз уже заштопанном халате

Из яркого цветного волокна

В больничной переполненной палате

Стоит старушка, плачет у окна.

Ее уже никто не утешает -

Все знают о причине этих слез.

Соседок по палате навещают,

А ей, лишь раз, сынок халат привез.

Про тапочки забыл, сказал смущенно:

- Я завтра привезу… Потерпишь, мать?

- Конечно, потерплю. Я ж на перинке

И в шерстяных носках могу лежать.

Куда мне тут ходить? Простора мало.

Покушать санитарки принесут.

Меня болезнь настолько измотала,

Что мне б лишь полежать, да отдохнуть.

Вздохнул сынок, отвел глаза в сторонку:

- Тут… Понимаешь… Дело есть к тебе.. .

Все это очень путано и тонко.. .

Но ты не думай плохо обо мне!

Квартира у тебя стоит пустая,

И мы с женой подумали о том,

Что ты то там, то тут… Одна… Больная.. .

Поправишься - к себе тебя возьмем!

И внуки будут рады, ты же знаешь!

Они души в тебе не чают, мать!

Все! Решено! Ты к нам переезжаешь!

Твою квартиру будем продавать!

Достал бумаги, молвил без сомненья:

- Я все продумал, мне доверься, мам.. .

Как только мы увидим улучшенья,

Отсюда сразу жить поедешь к нам.

Что скажешь тут? Он сын ей, кровь родная.. .

А внуки - ради них и стоит жить!

И подписала, не подозревая,

Как все на самом деле обстоит.

Проходят дни, проходят и недели. .

Сынка все нет. И вряд ли он придет.

Старушку утешали и жалели.. .

Но кто же и чего тут не поймет?

А с каждым днем старушка все слабеет

И по ночам все чаще снится сон,

Как кашку по утрам сыночку греет,

Но плачет и не хочет кушать он.

И первые шаги сынка-малышки,

И слово, что сказал он в первый раз,

И первые царапины и шишки,

И детский сад, и школа - первый класс.. .

Врачи молчат, стараясь что есть силы

Хоть как-то ей страданья облегчить.

А родственники строго запретили

Старушке про диагноз сообщить.

Она не знает, что больница эта -

Не городской простой стационар,

Что шансов на поправку больше нету.. .

Но, для нее незнанье - не кошмар.

Табличка "Хоспис" на стене у входа

Ей ни о чем плохом не говорит.

На странные слова давно уж мода

И нужно ли кого за то винить?

Она не знает, что сынок исправно

Звонит врачам, в неделю раза два:

- Вы ж говорили - умирает?! … Странно.. .

Что до сих пор она еще жива.. .

Она жива. Она все ждет и верит,

Что сын придет, обнимет, объяснит,

Откроются сейчас палаты двери,

Она же все поймет и все простит.

С последних сил встает она с кровати.

Держась за стенку, подойдет к окну.

Насколько ей еще терпенья хватит

Так верить безразличному сынку?

Она готова до конца стараться.

И сил, что нет, она должна найти.

Вдруг он придет? Она должна дождаться!

Придет… Ну как он может не придти?

Стоит и плачет… Ждет от сына вести.. .

На небо лишь посмотрит невзначай

И теребит рукой нательный крестик -

Мол, подожди, Господь, не забирай!

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Как вы думаете есть ли обязанности у детей перед своими родителями?

- Да есть: Статья 87 СК РФ.  Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

- Какие вы дети? Что полезного для своей семьи делаете вы? (работа по  карточкам)

IV. Первичное закрепление материала.

- Какие законы регулируют семейные отношения?

- Какова роль семьи в жизни человека и общества?

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Какую тему изучали на уроке?

- Есть вопросы по теме?

VI. Домашнее задание. Написать мини-сочинение по теме: «моя семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: "СЕМЕЙНОЕ ПРАВО"

Презентация включает информацию о создании семейного права, из истории приведены факты изменений в семейном праве....

конспект урока в 11 классе по теме "Семейное право"

Урок предъявления и изучения нового материала в форме лабораторно-практического занятия...

Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Семейное право"

Презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме "Семейное право"...

Игра по семейному праву "По лабиринту семейного права"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания и права в 9-11 классах....

урок обобщения по теме семейное право "Калейдоскоп семейного права"

Обобщить знания учащихся об основах семейного права; Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;Способствовать формированию ответственного отн...