Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
рабочая программа по теме
программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в развитии мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnoe_zveno_programma.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 VIII вида» с. Кослан
Утверждаю:
Директор______________.
"_____" "__________________"2014
Согласовано:
Зам. директора по УВР
____________( )
Программа
коррекционно-развивающей работы c воспитанниками
младшего школьного возраста
на развитие познавательных процессов
«Хочу знать»
Основа:
программа Саниной Т.А.
Автор-составитель
педагог-психолог
Лютоев В.В.
с. Кослан, 2014
1. Пояснительная записка
На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей младшего школьного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратил внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.
Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Воспитанник с низкими показателями не может в полном объеме усвоить программу. Не может нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес занятиям. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при адаптации воспитанника к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет быть уверенным в дальнейшей жизни, при дальнейшей соцадаптации к школе и к жизни.Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержке воспитаннику, является одной из самых важных задач, которые психологу приходиться решать в коррекционной школе. Для ее решения мной была подготовлена программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов «Хочу знать» на основе программы Саниной Т.А
Вид программы: – коррекционно-развивающая.
Описание участников программы: программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в развитии мелкой моторики рук.
Цель программы: развить познавательные процессы.
Задачи программы:
1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.
2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3. Развития коммуникативных навыков.
4. Обучение математическим способностям.
5.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.
6. Повышение самооценки.
Основания для программы: при разработке программы были использованы отдельные элементы из программы Саниной Т.А. «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 6 - 12 лет» и другие источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной переработаны и скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности, а затем дополнены упражнениями, разработанными мной в процессе реализации программы.
Наполняемость детей в группе от 2 до 5 человек.
Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 40 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.
В конце каждого занятия проводится рефлексия по поводу того, какое впечатление осталось у воспитанника от занятия.
Это развивает у него умение выражать свое отношение к происходящему, а психологу оценить эффективность и при необходимости вносить коррективы в последующие занятия.
Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:
Занятия проходят в кабинете психолога или в классе. Необходимо место для подвижных игр.
Раздаточный материал для воспитанника.
Необходимое оборудование: рабочая тетрадь; краски и кисточки, цветные карандаши, пазлы, музыкальное сопровождение, стимульный материал (картинки с изображениями части суток), сюжет из картинок.
Методы и приемы: коррекционно-развивающие занятия включают в себя элементы сказкотерапии, упражнения на релаксацию и дыхание, приемы арт-терапии (свободное и тематическое рисование), рефлексию.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
- Повышение самооценки.
- Возрастающий интерес к выполнению заданий.
- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.
- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.
- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.
- Повышение уровня развития познавательных процессов.
Методы оценки:
Результативность участия ребенка в программе оценивается:
По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).
На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).
Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).
Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.
Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.
Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой моторики. Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.
2. Тематический план занятий
Цель занятия | Разминка | Упражнение 1 | Упражнение 2 | Упражнение 3 | Упражнение 4 | Заключение | Время |
Занятие 1 Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и формы, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Доска Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Круги. Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Утро и день, вечер и ночь. Цель: развитие временных представлений | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 2 Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета и формы, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания Метод: пальчиковая гимнастика. | Морковь на грядке. Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Круги и квадраты. Цель: развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики рук | День и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 3 Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие бодрого, активного звука. Метод: пальчиковая гимнастика | Фрукты и круги. Цель: развитие логического мышления, способности к классификации, навыка прямого счета. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Коврики и треугольники. Цель: развитие восприятия формы, цвета, мелкой моторики рук. | Четыре времени года. Цель: развитие мышления, временных представлений, речи. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 4 Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Овощи и фрукты. Цель: развитие логического мышления, способности к классификации и обобщению, мелкой моторики рук. | Два козлика на мостике. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Прямоугольники. Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Запоминалки. Цель: развитие памяти, мелкой моторики рук. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 5 Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Находим и обводим. Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению, восприятие формы, мелкой моторики рук. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Овалы Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук. | Утро и день, вечер и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 6 Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Что во что превратится? Цель: развитие мышления. | Лягушка и цапля. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Геометрические фигуры. Цель: развитие восприятия формы и цвета, мелкой моторики рук. | Четыре времени года. Цель: развитие мышления, временных представлений, речи. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 7 Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания, мелкой моторики рук. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Находим и обводим. Цель: развитие мышления, восприятие формы, мелкой моторики рук. | Спасение птенчика. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Раскраска. Цель: развитие мелкой моторики. | Рядки. Цель: развитие внимания. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 8 Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию. Метод: пальчиковая гимнастика. | Стрелочки. Цель: развитие пространственных представлений, восприятия цвета. | По лестнице ледяжке. Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок. | Четвертый лишний. Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению. | Утро и ночь. Цель: развитие временных представлений. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 9 Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания, плавного, напевного звука, развитие широкого дыхания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Зверята. Цель: развитие пространственных представлений. | Собери картинку. Цель: развитие целостного восприятия. | Коврики. Цель: развитие мышления. | Дорожки. Цель: развитие мелкой моторики рук. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 10 Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи. | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие лёгкого звука. Метод: пальчиковая гимнастика. | Найди то, что не подходит. Цель: развитие мышления. | Фигуры. Цель: развитие внимания, восприятия цвета.. | Коврик. Цель: развитие мелкой моторики | «Запоминалки – слова». Цель: развитие памяти. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Занятие 11 Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи | Приветствие Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания. Метод: пальчиковая гимнастика. | Аппликация из ватных шариков. «Цыплята» Цель: развитие мелкой моторики, умения действовать в соответствии с инструкцией, помочь детям поверить в собственные силы | «Мишуткины покупки» Цель: развитие творческого воображения. | «Как это можно использовать» Цель: развитие творческого воображения. | «Сказочный ералаш» Цель: развитие творческого воображения. | Психомышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания | 40 мин |
Итого | 7 часов 30 мин |
Календарный план коррекционно-развивающей работы по программе
«Хочу знать»
№ занятия | Месяц | Неделя | Тема занятия | Примечание |
1 | октябрь | 1 | Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и формы, речи, мелкой моторики рук | |
2 | октябрь | 2 | Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета и формы, речи, мелкой моторики рук | |
3 | октябрь | 3 | Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук | |
4 | октябрь | 4 | Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук. | |
5 | ноябрь | 1 | Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук. | |
6 | ноябрь | 2 | Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений, | |
7 | ноябрь | 3 | Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания, | |
8 | ноябрь | 4 | Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений | |
9 | декабрь | 1 | Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи | |
10 | декабрь | 2 | Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи | |
11 | декабрь | 3 | Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи |
Планируемый результат:
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
3. Список литературы
1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
2. Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
3. Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
4. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
7. Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.
10. Видеофильмы, электронные издания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....
Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»
От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...
«Добрым быть совсем не сложно». Коррекционное занятие с воспитанниками младшего школьного возраста.
Конспект коррекционного занятия с воспитанниками младшего школьного возраста.с использованием ИКТ...
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащи...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"
Диагностический блок:- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;- Диагностика родителей или лиц их замещающих;- Развивающий блок:-...