Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения
статья по теме

Титова Татьяна Григорьевна

В статье описаны некоторые активные методы работы с учащимися с легкой умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.cht_.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов обучения на уроках по литературному чтению.

Школьники с легкой умственной отсталостью имеют ряд нарушений в развитии. Это проявляется в особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала, в отсутствии самостоятельности, низком уровне познавательного интереса, мотивации к получению знаний. С целью коррекции нарушений и преодоления трудностей, активизации деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью на уроке  необходимо искать эффективные методы обучения.

Основная цель уроков литературного чтения - помочь школьнику стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова, обогатить читательский опыт. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове

Идеи активности личности высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей активности личности относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Г. Гегеля, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и других.

Выделяют 3 уровня активности:

* Активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

* Активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

* Творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов

Использование активных методов  на уроках способствует развитию   коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения

 

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

взаимное обогащение учащихся в группе;

организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

распределение начальных действий и операций;

коммуникацию, общение;

взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

рефлексию.

Игра как активный метод обучения выполняет ряд функций:

- развивает познавательные интересы, толерантность,

- творческие способности,

- коммуникативную,

- способствует повышению самооценки .

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

• Функция социализации.

Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

• Функция межнациональной коммуникации.

Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».

• Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики».

Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.

• Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра — деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

• Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях.

• Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

Как известно, игра - любимое и привычное занятие для ребёнка. Каждый учитель знает, что включение в урок игровых моментов значительно активизирует познавательную активность  школьника. Нестандартные уроки, а к ним относятся урок-игра,  помогают формировать навыки учебной работы, которые, в свою очередь, определяют успешность в обучении.

На практике широко используются игры на формирование умения анализировать:

найди пару: например, для героя положительного или отрицательного;

найди лишнее: после прочтения текста можно предложить ребятам выбрать из списка событий то, которого не было в произведении;

загадки

Одним из видов игровых активных методов является кроссворд Работа с кроссвордами возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна она при закреплении материала.  

Включение в урок дидактических, ролевых игр значительно активизирует познавательную деятельность младшего школьника. Игры используются и как метод обучения, и как средство организации учащихся на всех этапах урока. При отборе игровых методов следует учитывать , что игра  должна соответствовать учебно-воспитательным целям урока, быть доступной игры для учащихся данного возраста, а также  необходимо регламентировано использовать игры  на уроках.

На уроках можно использовать такие методы и приемы, как:

  • нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;
  • сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;
  • подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;
  •  подобрать пословицы и поговорки по различным темам.
  •  выразительное чтение произведения и драматизация;
  •  разгадывание кроссвордов.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через различные внеклассные мероприятия, литературные праздники.

Таким образом, использование активных методов на уроках литературного чтения  в классах для учащихся с легкой умственной отсталостью способствуют созданию на уроке неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свои возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения на уроках информатики

ВведениеI. Активные  методы обучения информатики1.1.Что скрывается за понятием активные методы обучения?1.2. Классификация активных методов обучения.1.3. Обоснование возможности и целесообр...

Использование активных методов обучения на уроках.

«Проведенный опрос педагогов из различных регионов России показал, что среди главных проблем сегодняшней школы они выделяют низкую мотивацию, как учителей, так и учеников. Одной из ключевых прич...

Использование Активных методов обучения на уроках и во внеаудиторной работе в СПО

Системное и целенаправленное использование АМО обеспечивает решение образовательных задач в разных аспектах; в первую очередь, формирует положительную учебную мотивацию обучающихся, позволяют достичь ...

Мастер-класс "Использование активных методов обучения на уроке английского языка"

Мастер-класс "Активные методы обучения на уроке английского языка"...

"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"

Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...