Занятие по сенсомоторике 4 класс
план-конспект занятия на тему

Чекушина Надежда Борисовна

Тема: Обобщение, классификация.

Цель: Развивать навыки классификации и обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_sensomotorike_4_klass_.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение, классификация.

Цель: Развивать навыки классификации и обобщения.

Коррекционно-образовательные задачи: Систематизировать знания об овощах и фруктах, животных диких и домашних. Совершенствовать умения делать обобщения, находить лишний предмет, способствовать речевому развитию.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие речевого слуха, мышления, памяти, воображения, зрительного внимания; способствовать развитию эмоциональному восприятию и музыкальных впечатлений, развивать мелкую моторику, цветовое восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:                                 Воспитывать умение работать в коллективе, целеустремлённость, усидчивость.

І. Оргмомент.

- Давайте создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу. Я рада вас видеть. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: Я хочу много знать и уметь! Ведь вокруг нас много интересного, стоит только захотеть увидеть.                                                                                              - Ребята, а вы любите сказки?

ІІ. Сообщение темы.

- Сегодня мы проведём занятие-сказку «Колобок».

- Продолжим учиться называть одним словом несколько предметов, т. е. обобщать, находить лишний предмет.

ІІІ. Основная часть.

Итак, испекла бабка колобок и положила его на окно студиться. Скучно стало колобку лежать. Скатился он с подоконника и покатился по дорожке. Катится, катится колобок по лесной дорожке, а навстречу ему Заяц.

- Колобок,  колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе пригожусь.

- Ну, хорошо, ответил зайчик, тогда выполни задание, а не то я тебя съем.

Задание 1. Разложи по корзинам овощи и фрукты.

-Ребята, давайте поможем колобку, ведь у колобка нет ни ручек, ни ножек, как же он сможет выполнить задание?

- Поможем колобку?

- Давайте вспомним, где растут овощи? Ответ начинайте со слов: Овощи растут …

- Где растут фрукты? Фрукты растут…

- Верно, вы поочерёдно будете подходить, брать картинку, называть цвет овоща или фрукта: Например: красная свёкла.

В жёлтую корзину складываем фрукты, в оранжевую - овощи. Понятно задание? Приступаем.

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Что у нас лежит в жёлтой корзине? (Фрукты)

- Что лежит в оранжевой корзине? ( овощи)

Задание 2. Что лишнее?

- А теперь узнаем, умеете ли вы внимательно слушать.

Я прочитаю стихотворение, а вы определите, что из названного лишнее.

Мама однажды с базара пришла,

Мама с базара для щей принесла:

Картошку, капусту, морковку, банан.

Что лишнее здесь, скажите-ка нам?

Мама тем временем ножик взяла,                                                                                   И во вкусный компот крошить начала:

Яблоко, грушу, морковку, лимон.

Что лишнее здесь, пусть выйдет вон.

Пальчиковая гимнастика.

- Давайте с вами будем варить компот.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок.

Слив положим и песок.

Варим, варим, мы компот,                                                                                                 Угостим честной народ.                                                                                          Молодцы!Справились с заданием, зайчик остался доволен.

- Покатился колобок дальше по дорожке, а навстречу ему волк.

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе пригожусь.

- Подумал волк, и говорит: «Ну, хорошо, помоги мне найти моих друзей. Хотел я с ними в прятки поиграть, а они так спрятались, что я их не могу найти».

Задание 3. Найди животных.

В коробке с крупой спрятаны фигурки животных, дети поочерёдно ищут, находят фигурки, называют животное и его детёныша.

- Ребята, как мы назовем эти фигурки одним словом?

- Посмотрите, какое животное здесь лишнее? Почему?

- Чем отличаются домашние животные от диких?

Задание 4. Раздели животных.

Детям раздаются рисунки животных.

- Все животные питаются по-разному, кто-то ест травку, а некоторые животные едят мясо.  Посмотрите на рисунок, каких животных вы видите? Животные, которые едят мясо, обведите карандашом в кружочек. Каких вы обвели животных?

Животных, которые питаются мясом, называют хищниками, а которые питаются травкой – травоядными.

- Волк, какое животное? А овечка?                                                                          - Могут дружить волк с овечкой и другими травоядными животными?                                                                                Правильно сделали животные, когда спрятались от волка, давайте их опять спрячем в коробочку.

- Покатился наш колобок дальше по лесной дорожке, катится, катится, и прикатился на лесную полянку и услышал он странный звук, осмотрелся по сторонам и увидел красивую полянку: кругом растут цветы, течёт ручеёк, поют птицы, и захотелось колобку  отдохнуть на этой полянке. Давайте и мы отдохнём вместе с колобком.

Релаксация:                                                                                                                                        - Давайте представим себе, что мы находимся на лесной полянке. Вы можете закрыть глаза. Представьте огромный цветущий луг, на нём много растений, зелёная трава, вы слышите, как журчит ручей, поют птицы, чувствуете, как дует нежный свежий ветерок. Вдохните по глубже свежий воздух. Вы чувствуете, как в вас входят новые силы, вам хорошо здесь.

- А теперь откройте глаза, медленно оглядитесь вокруг себя, и сохраняя свежесть и бодрость посмотрите на меня.

- Мы с вами немного отдохнули, продолжаем дальше наше занятие-сказку.

- Катится колобок дальше, а навстречу ему медведь:

- Какой ты аппетитный, колобок! Я тебя съем!

- Не ешь меня, я тебе пригожусь?

- Помоги мне выполнить задание, один я не справлюсь.

Задание 5. Четвёртый лишний.

Детям раздаются листочки с набором слов, нужно подчеркнуть лишнее. Назвать одним словом остальные слова. Некоторым детям это задание даётся в картинках.

Берёза, осина, рябина, ёжик -

Собака, кошка, коза, волк-                                                                                             Кровать, стул, стол, стакан -

Платье, юбка, майка, шкаф -

- Ребята, что-то наш Мишка заскучал, давайте его развеселим.

Пальчиковая гимнастика:

Пять весёлых братцев гуляли по двору,

Пять весёлых братцев затеяли игру:

Шлёпали как рыбки шлёп, шлёп, шлёп.

Топали как Мишки топ, топ, топ.

Прыгали как зайки прыг, прыг, прыг.

Рычали как лайки рык, рык, рык.

-Молодцы, справились с заданием медведя, попрощался колобок и покатился  дальше, но тут дорогу ему преградила Лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочёчек, я тебя съем!

- Не ешь меня, я выполню любое твоё задание.

Задание у лисы сложное, и без вашей помощи Колобок не    справится. Вы поможете ему?

Задание 6. Найди предметы на рисунке.

Надо внимательно посмотреть на рисунок, найти предметы, которые здесь изображены, лишний предмет раскрасить.

Понятно, как выполнять задание, если у кого возникнут трудности, позовите меня.

- Ребята, вы справились и  с этим заданием, колобок остался целым и невредимым, и в этом ему помогли вы.

Задание 7. Игра с мячом.

- Ребята, колобок прикатился к нам на занятие, чтобы сказать вам спасибо. А ещё он хочет с вами поиграть. Он у нас сегодня будет мячиком.

-Я буду называть слово, бросать вам мячик, а вы определяете, к чему относится этот предмет. Например: яблоко – фрукт т. д.

Ромашка, сосна, лиса, коза, помидор, апельсин, волк, чайник и т. д.

ІV. Заключительная часть.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Колобок прощается с вами, он обещал к нам заходить на занятие.

- Чему мы учились на занятии?

- В какой сказке побывали?

- Какие задания выполняли?

- Какое задание вам понравилось больше?

Вы сегодня хорошо работали, колобок передал вам небольшие призы. Это раскраски овощей и фруктов.

- До свидания! Я вас жду завтра на занятие.

        

Тема: Развитие тактильно-зрительного восприятия и термической чувствительности.

Цель: Формировать умения различать по форме и величине предметы на ощупь, развивать термическую чувствительность в окружающей обстановке.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения, учить определять температуру воды, связывать температуру с определённым явлением окружающего мира. Способствовать речевому развитию и слуховому восприятию.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развивать тактильно- зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, способствовать развитию эмоционального восприятия и музыкальных впечатлений. Развивать память, воображение, внимание, ассоциативное представление, мыслительные операции.

Коррекционно- воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к труду, умение работать в коллективе.

І. Оргмомент.

- Сегодня у нас на занятии будут присутствовать гости.

Поздоровайтесь. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем себе удачи.

ІІ. Сообщение темы.

- Сегодня мы продолжим говорить о руках, будем на ощупь определять  поверхность, форму и величину предметов.

ІІІ. Основная часть.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришла одна сказочная героиня (учитель демонстрирует рисунок Золушки). Вы узнали её? Кто же это?

- Да, это Золушка. Она пришла к нам за помощью.

Ей очень хочется попасть на бал, но злая мачеха дала ей столько много заданий, что бедная Золушка просто не успеет выполнить всю работу. Вот она и пришла к нам за помощью.

- Ребята, поможем Золушке выполнить задания мачехи?

- Молодцы, я знала, что вы не откажите в помощи.

Задание 1.Наведём чистоту в доме.

- Ребята, Золушка принесла метлу, давайте наведём порядок в доме, а заодно подготовим наши ручки к работе.

Выполняются движения метёлкой вперёд-назад, вправо-влево, круговые движения правой, а затем левой рукой.

- Молодцы, навели порядок в доме.

Задание 2. Разобрать крупу.

-Нужно помочь Золушке перебрать крупу (детям предлагаются ёмкости с крупой: горох, фасоль, гречка, нужно отделить горох и фасоль от гречки в пустые тазики).

-Выполняем задание, пока звучит музыка, посмотрим, у кого из вас самые быстрые ручки.

Молодцы, хорошо справились с заданием.

- Давайте уточним свойства крупы, фасоль у нас какая? (крупная, овальная, гладкая)

- Горох какой? (круглый) Гречка какая? (Мелкая, колючая).

Задание 3. Угадай начинку.

Золушка угощает нас пирогами, давайте на ощупь, определим начинку пирожков. Все возможные начинки у вас на столе.

- Молодцы, все правильно определили начинки.

Руками мы можем определить на ощупь - мелкое, крупное, круглое, овальное, гладкое.

Задание 4. Подбери заплатку.

- Ребята, всем известно, какая Золушка рукодельница, она так искусно может пришить заплатку, что её никто не заметит.

-Давайте поможем Золушке подобрать заплатку.

Ребёнку дают образцы тканей, он их трогает, ощупывает, запоминает ощущение руки от ткани, затем ему закрывают глаза, дают образец ткани, к которой он должен подобрать заплатку.

- Молодцы, все хорошо справились с заданием.

- Так, что же ещё могут наши ручки? Они могут на ощупь определять тонкое и толстое, гладкое и ворсистое, плотное и прозрачное.

Физминутка. Под музыку «Золушка».

- Ребята, пока Золушка пришивала заплатки, она задремала и снится её сон, что она на балу.

 - Давайте и мы отправимся на бал.

Задание 5. Найди мочалку.

- Ребята, у Золушки на кухне всегда порядок, все кастрюли и сковородки блестят, как зеркала. А помогают ей в этом различные мочалки. Золушка их хранит вот в этом мешочке.

- Давайте поможем Золушке отыскать нужную мочалку.

В непрозрачном мешочке находятся мочалки. Второй набор находится на столе перед ребёнком. Предлагается на ощупь найти в мешочке такую же мочалку, как та, на которую указал педагог.

- Молодцы, все справились с заданием.

- Так, что же могут наши ручки? Они на ощупь могут определять различные поверхности материалов: мягкая, грубая, пружинящая, колючая.

Задание 6. Холодно-тепло-горячо.

- Золушка принесла воду для стирки, пока её несла, всю перепутала. Давайте, определим, температуру воды на ощупь (три бутылочки с водой разной температуры, ребёнок трогает бутылочки, определяет температуру воды).

На доске висят картинки: речка в весенний день, речка летом, чайник.

-Ребята, посмотрите на картинки, где могла набрать Золушка воду?

Значит, наши ручки могут на ощупь определить горячее, холодное, тёплое.

Задание 7. Постираем и посушим платочки.

-Давайте выльем в тазик воду с холодной и горячей водой.

- Какая у нас получилась вода?

- Такая - же,  как в бутылочке?

- Сейчас мы будем стирать платочки. Давайте их намочим и отожмём.

- А теперь развесим их сушиться, не забывайте закреплять прищепками.

- Пока мы стирали, некоторые платочки успели высохнуть, давайте поможем Золушке собрать платочки, а то вдруг дождь пойдёт и намочит их (дети поочередно, с закрытыми глазами ощупывают платочки, ищут сухие, снимают их).

Наши ручки на ощупь могут определить сухое и мокрое.  

ІV. Заключительная часть.

- Мы помогли Золушке выполнить работу, её ждёт карета, она прощается с нами. Золушка желает, чтобы ваши ручки не боялись работы, чтобы вы помогали своей маме или воспитательнице выполнять домашнюю работу и тогда девочки станут прекрасными, трудолюбивыми принцессами, а мальчики успешными принцами.

- Вы сегодня хорошо работали, выполнили все задания, Золушка передала вам небольшие подарочки (носовые платочки).

- Давайте, вспомним о чём мы говорили на занятии?

- Что же могут ваши ручки? – определять тёплое и холодное, мягкое, гладкое и шершавое, крупное и мелкое, сухое и мокрое и т. д.

- Какие задания мы выполняли?

- Может, какое задание вам показалось трудным?

- Какое задание вам понравилось больше?

- Наше занятие закончилось, я буду ждать вас завтра, до свидания.

Самоанализ занятия для 2 класса.

Тема: Развитие тактильно-зрительного восприятия и термической чувствительности.

Цель: Формировать умения различать по форме и величине предметы на ощупь, развивать термическую чувствительность в окружающей обстановке.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять представления о величине и форме предметов через дидактические игры и упражнения, учить определять температуру воды, связывать температуру с определённым явлением окружающего мира.                                          Коррекционно- развивающие задачи:

Развивать тактильно- зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, способствовать развитию эмоционального восприятия и музыкальных впечатлений. Развивать тактильную память, воображение, концентрацию внимания Коррекционно- воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к труду, умение работать в коллективе.

По календарно-тематическому планированию этой теме отводится 3 часа. Сегодняшнее занятие было последним, обобщающим. Эта тема относится к блоку сенсорного развития.

Занятия проводились с детьми 2 класса, подгруппой.

Занимались дети  8 – 9 лет, одной девочке Ане  13 лет, все они имеют диагноз «олигофрения в степени дебильности». Все они имеют почти одинаковый уровень развития сенсомоторных процессов. Им присуще неполное восприятие предмета и окружающей действительности.

Тактильное ощущение предметов даёт возможность познать форму, величину, упругость, плотность, тепло или холод, характерные для предмета. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств предмета. Ребёнок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается. Развивать тактильную чувствительность нужно для полноты и правильности воспринимаемого предмета.

Перед занятием проводилась предварительная работа: чтение сказки «Золушка», разучивание музыкальной физминутки и упражнения для развития кистей рук.

Чтобы вызвать интерес к выполнению упражнений на занятии, был введен приход сказочной героини Золушки.

Дети «помогали» Золушке на протяжении всего занятия.

Все задания строились с постепенным усложнением процесса обследования.

Дети перебирали крупу с открытыми глазами, зрительно и тактильно воспринимали свойства круп.

Задание «Найди заплатку», выполняли без зрительного анализатора, с закрытыми глазами, где обучались специальным обследующим движениям (поглаживание, ощупывание, разминание, сжимание).

Упражнение «чудесный мешочек», где дети находили на ощупь объёмные предметы, опираясь на зрительное восприятие, а затем переносили это восприятие в тактильное ( выбор из 5 предметов).

Упражнение на термическую чувствительность, где дети определяли температуру воды на ощупь и соотносили с явлениями окружающего мира.

Последнее упражнение на определение одинаковых предметов на ощупь с закрытыми глазами, где единственным признаком отличия было свойство предмета: сухое, мокрое.

На занятии были использованы упражнения на развитие мелкой моторики – упражнения с «метлой», работа с крупой, отжимание платочков, пристёгивание прищепок, отвинчивание крышек у бутылочек.

Каждое упражнение развивало концентрацию внимания, тактильную память, восприятие предмета, пространственную ориентировку.

 На занятии решались и воспитательные задачи: уважительное отношение к труду, умение работать в коллективе.

  В целом  цель коррекционного занятия была достигнута, задачи реализованы.

        

Самоанализ занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе. Учитель Чекушина Надежда Борисовна.

Тема: Сравнение, обобщение, классификация предметов.

Цель: Развивать навыки сравнения, классификации и обобщения.

Коррекционно-образовательные задачи: Систематизировать знания об овощах и фруктах. Совершенствовать умения делать обобщения, находить лишний предмет, способствовать речевому развитию.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развитие мышления, памяти, воображения, зрительного внимания, речь учащихся; способствовать развитию эмоционального восприятия и музыкальных впечатлений, развивать мелкую моторику, цветовое восприятие, пространственную ориентировку представление о форме, цвете и величине предметов.

 Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитывать чувство дружбы и           взаимовыручки.

Занятие проводилось с учащимися 4 класса в возрасте 10-11 лет. На занятии присутствовали 3 детей: Кузюрин Дима, Кшукин Серёжа и Шароватов Саша. Данным учащимся свойственны нарушения мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, конкретизация, сравнения). В результате коррекционной работы, все эти мыслительные операции могут успешно развиваться.                                                             Тема занятия: Сравнение, классификация и обобщение предметов

По календарно-тематическому планированию этой теме отводится 3 часа. Данное занятие было вторым. Эта тема относится к блоку коррекция психических процессов, направлена на формирование процессов мышления.

Перед занятием проводилась предварительная работа: чтение сказки  «Репка», разучивание упражнений на развитие мелкой моторики, а также движения для физминутки. Что бы поддержать интерес к выполнению заданий использовалась сказка «репка», где дети «помогали» героям сказки выполнять задания. На протяжении всего занятия шло развитие таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение и классификация.

Занятие построено от простого к сложному.В начале занятия, при обобщении дети использовали предметную наглядность в виде картинок – путаниц, картинок овощей и фруктов, в дальнейшем задания усложнялись, задания воспринимались на слуховом уровне, развивалось словесно-логическое мышление. Дети работали по мультимедийной установке, где все задания были представлены наглядно, дети с охотой выполняли предложенные задания, находили лишний предмет, устанавливали последовательность событий, искали недостающие предметы.

 В процессе занятия развивались представления о форме и цвете, пространственное восприятие. Развивалась мелкая моторика, применялись пальчиковые гимнастики, развивалась координация движений при игре с мячом. Для снятия утомления и напряжения проводилась музыкальная физминутка. При выполнении заданий развивалась память, внимание, воображение, речь учащихся.

На занятии решалась и воспитательная задача: воспитывалось чувство дружбы и взаимовыручки, умение работать в коллективе.

В целом цель коррекционного занятия была достигнута, задачи реализованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционного занятия (ГПД, внекл.занятие) 4-5 класс

Конспект коррекционного занятия. Игровое занятие на основе развивающих  игр и упражнений.Цели:  Формирование способности к индивидуальному интеллектуальному  усилию. Коррекция  инд...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:«КОНТРОЛЬНО-ИГРОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ДЕТСКОЙ ПИЖАМЫ»

С большой радостью приходят учащиеся на контрольно-игровые уроки, которые проводятся в конце каждой четверти.Начинается урок , как и любой с повторения. Они заполняют инструкционную карту, фланелеграф...

Конспект занятия по сенсомоторике

Конспект занятия по сенсомоторике на материале лексической темы " Транспорт"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Коррекционное (дефектологическое) занятие в 3 классе Тема занятия: Развитие пространственной ориентировки и объяснительной речи.

Цели занятия: Познакомить с новыми предметами и соотносить их с ситуацией, по возможности называть их, отвечать на вопросы.Задачи:  1.Коррекционно-обучающие:развивать пространственную ориентировк...

Конспект фронтального занятия во 2 классе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению.Тема занятия: Весна. Автоматизация звуков Ц. Дифференциация звуков Р – Л.

Цели:1.Вырабатывать умение различать текст по предложениям  опознавать знакомый и незнакомый речевой материал по теме  «Весна», различать неречевые звуки. 2. Автоматизироват...

Путешествие с Мышонком (Методическая разработка занятия по сенсомоторике)

Как рассказать маленьким детям о взрослых профессиях? Игра – самый действенный способ научить дошкольников! Использование игровой технологии на учебных занятиях и во внеклассной работе помогает ...