Консультация для родителей "Когда обратиться к логопеду"
консультация по теме

Гильманова Елена Алексеевна

Материал содержит рекомендации учителя-логопеда  для родителе и педагогов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ 

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит 

К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке. 

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком 

К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания  и слоги, подражая интонации говорящего. 

К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения. 

К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения. 

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа». 

К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов. 

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку».  Не узнает  близких на фотографии. 

К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький». 

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия. 

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения. 

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих. 

В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня,  просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.  Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух. 

           Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш: 

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                          детский сад №11 общеразвивающего вида                                                      Кировского района ГО г. Уфа РБ

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей в условиях билингвизма»

                                    Подготовила

учитель-логопед первой кв. категории

                                             Гильманова Е.А.

Уфа-2014

Билингвизм — это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается

 Билингвистическое воспитание – очень спорный вопрос. Есть сторонники и противники двуязычного окружения ребенка.  Существует немало споров о том, как влияет знание нескольких языков на психическое развитие и последующую жизнь ребенка. Вопросом детского двуязычия занимались многие исследователи: одни были сторонниками раннего билингвального развития, другие выступали против. Немало было тех, которые утверждали, что билингвизм вреден и даже влечет за собой «психологическую отсталость». Большинство же исследователей выступало за положительное влияние двуязычия.

Как правило, многоязычие формируется у детей в семье. Если языки строго разделены по сферам применения (например, каждый из родителей действует по принципу "одно лицо - один язык" и говорит только на своем языке, или дома говорят на одном языке, а в окружающем мире -- на другом), то смешение как правило небольшое . Ребенок всегда знает, к кому на каком языке адресоваться. Однако если родители употребляют в общении несколько языков или в семье не один ребенок, а несколько, ситуация усложняется. Не все и не всегда знают, к кому и как обратиться, появляется больше смешанных высказываний, в которых присутствуют слова и конструкции и того, и другого языка.

Двуязычие не является препятствием развитию, а наоборот, способствует этому процессу. Тем не менее, специалисты в области детской неврологии, утверждают, что полноценное развитие в условиях билингвизма, возможно только в случае абсолютного  благополучия со стороны нервной системы ребёнка, если же  есть проблемы психического плана, то они будут достаточно ярко проявляться в проблемах речевого развития.

Мы живём в многонациональной Республике, поэтому  вопросы  воспитания двуязычных детей особенно актуальны. К сожалению, статистические данные исследований свидетельствуют о том, что среди детей билингвов имеются определенные особенности речевого развития:

  • позднее овладевают речью. Хотя первые слова могут появиться в пределах нормы, примерно в 1 год, но общий ход речевого развития будет задерживаться ;
  • словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, хотя сумма слов лексикона у такого ребенка может быть больше;
  • при отсутствии систематического обучения, может быть недостаточно усвоена грамматика;
  • могут возникнуть значительные трудности при усвоении письменной речи второго языка;

Кроме этого, дети  развивающиеся в условиях билингвизма чаще страдают речевыми нарушениями.

Проводя ежегодное логопедическое обследование  звуковой стороны речи дошкольников , мы отмечаем,   значительное количество детей  для  которых русский язык не является родным  имеют проблемы в развитии речи. У  детей с билингвизмом достаточно хорошо протекает социальная адаптация к культуре, традициям, отношениям в коллективе. Однако недостаточный уровень понимания русского языка и использования его определяют наличие трудностей.

Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем.  Фактор билингвизма для детей с речевой патологией, является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и образовательной  деятельности .

Считается, что по – настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке, человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли и попытки самовыражения терпят неудачу. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения, а в конечном счете страдает личность человека. Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе. У детей могут возникать эмоциональные трудности, которые проявляются в поведении. Частые колебания настроения, плаксивость и повышенная капризность у младших. Неспособность завершить начатое и беспокойство у более старших. Тревожными признаками могут быть как агрессивность и излишняя активность, так и апатия, подавленность и безразличие. Могут возникнуть и проблемы связанные с общением: у детей не формируются социально-коммуникативные навыки из-за недостатка общения. У детей может наблюдаться страх, недоверие к окружающим людям, неуверенность в своих силах, нерешительность. Нарушения в общении могут выражаться в чрезмерной зависимости от мнения окружающих. Могут возникнуть и когнитивные трудности: нарушения памяти, внимания.

Наличие в группе  ребёнка, не владеющим  русским языком  затрудняет организацию педагогического процесса для воспитателя. Всегда сложно мотивировать учебные моменты для детей с разным уровнем подготовленности, а здесь – не просто непонимание того, что происходит, но еще и собственные претензии к тому, что должно происходить. По уровню развития речи детям следует давать задания для 2– 3-летних, хотя им уже по шесть лет, и они хотят таких задач, которые не унижают их достоинств. Тут требуется большое мастерство воспитателя, который должен формулировать задания по одному и тому же наглядному материалу так, чтобы каждый получал их на уровне, соответствующем уровню  его запросов, но в то же время являлся бы посильным.  

Воспитатели отчасти стихийно, отчасти по желанию родителей ставят перед собой задачу как можно скорее обучить детей русскому языку, влить их в коллектив группы, продолжая при этом работать по программе. Они занимаются с новичками индивидуально: многократно показывают, объясняют, рассказывают в практической ситуации, в ходе манипулирования предметами, поясняют на конкретных образцах. Периодически они подходят к ребенку, задают дополнительные вопросы, просят повторить ответы. Одно и то же проговаривается по-многу раз. На самом деле для того, чтобы достичь уровня осознания происходящего на русском языке, нужно потратить несколько лет.

Воспитателю обязательно нужно учитывать, что в его группе есть ребенок или дети с другим языком или языками. Важную роль в воспитании двуязычных детей  отводится  музыке, ведь именно развитие музыкального слуха способствует овладению мелодикой и ритмикой языка, а также общему культурному развитию. Язык музыки не требует перевода, он понятен всем, даже самым маленьким.

Необходимо рассказывать об иной культуре, о странах или районах, где живут люди, говорящие на этом языке, учить вместе с другими детьми слова незнакомого языка, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения (можно просить ребенка сказать так каждый раз,  когда у кого¬то в группе день рождения) и т. п. Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Хорошо было бы прочитать на языке большинства детей группы в переводе национальные сказки и истории. Вообще, положительное отношение к иной культуре, иным языкам и людям – не таким, как большинство, положительно сказывается на климате, существующем в коллективе детского сада.

Язык, выученный с детства, глубоко "сидит" в человеке, причем, люди часто владеют им на более совершенном уровне, чем языком, выученным искусственно. Второй язык - это всегда рабочий инструмент, потенциал, способ вести более интересный образ жизни. Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха.



Предварительный просмотр:

                                                                                 

Как воспитать любовь к книге у ребёнка?

Личным примером! Ребёнок всегда очень внимателен к маме и папе               (это заложено Природой; стремление походить на маму или папу, все делать так, как делают они, помогает ребенку быстрее и легче приспособиться к весьма непростому и порой опасному внешнему миру, стать по отношению к этому миру органичней), и, если ребенок видит, как бережно и с каким почтением, с какой неподдельной любовью родители обращаются с книгой, как легко и с какой радостью они принимают на веру все, что в книге написано (даже в книжке про Колобка), как они горюют, если видят, что книжка обветшала, как заботливо они чинят старую книжку, он и сам станет так обращаться с книгой.  

Если же мама обращается с книгой без должного уважения, если, позевывая, роняет ее с дивана, если загибает страницы, не помня о том, что существуют закладки, если перегибает книгу, и та — бедная — трещит по всем швам, если отрывает клочок от страницы и лепит себе на нос, дабы тот не обгорел в лучах солнца, и уж тем более если мама заворачивает в книжные страницы бутерброд с колбасой, то и ребенок будет видеть в книге потенциальную обертку для бутерброда и не однажды продемонстрирует свое варварское к ней отношение..            Тесное общение с книгой для малыша четырех-пятилетнего возраста имеет большое значение еще и потому, что малыш, помимо ярких и увлекательных картинок, видит на страницах еще и буквы, отмечает разницу в графике букв, постепенно (хотя еще и невольно, не целенаправленно) запоминает их.

                                                           

C:\Users\мвидео\Pictures\для газеты\P1011086.JPGСовместное чтение книг очень сближает родителей и детей. Сейчас мало стали читать родители сами и недостаточно читают дома детям. А ведь чтение одной-двух сказок перед сном займёт всего 15-20 минут. Но, заглянув в горящие счастьем глаза ребёнка , вы сразу поймёте цену этих 20 минут. Этим вы даёте почувствовать малышу как он Вам нужен, подарите ему тепло своей души. 

http://kuznetsova.my1.ru/roditeli.jpgСОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

1.Чтобы воспитать  любовь к чтению книг, важно самим подать показательный  пример. Ребёнок вряд ли полюбит книги, если в вашем доме обитают только глянцевые журналы, а все вечера и свободное время проходит перед телевизором или компьютером. Устраивайте иногда семейные литературные вечера, читайте вслух книгу, делитесь впечатлениями.

2.Прививать любовь к чтению книг необходимо еще в раннем возрасте. Рассказывайте малышу сказки, стихи, пойте песенки. Давайте ребенку книги из картона, вместе с ребенком рассматривайте картинки и комментируйте их небольшим рассказом. Увлекательным занятием для малыша будут картонные книги с объёмными иллюстрациями, раскрывающимися на каждой страничке. Пусть малыш поймет, что книга - это увлекательное путешествие в мир сказок.

3.Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с яркими иллюстрациями, удобным размером шрифта, интересным сюжетом и небольшими по объему. Книга должна увлечь и заинтересовать ребенка.

4.Помогите ребенку с выбором книг. Подбирайте литературу согласно возрасту ребенку. Не стоит забегать вперед и предлагать детям сложную литературу, рассчитанную для старшего возраста.

5.Выбирая книги для ребенка, старайтесь не зацикливаться на одной тематике. Книги должны быть разные – сказки, приключения, рассказы о животных. Давая ребенку право выбора, ненавязчиво предлагайте ему почитать другую литературу.

6.Заведите ребенку собственный уголок для его книг. Это может быть одна или несколько полочек в вашем большом книжном шкафу. Полочки для детских книг должны располагаться на уровне роста ребенка, чтоб он мог сам в любой момент достать книгу и почитать ее.

7.Если ребенок не хочет читать самостоятельно, попробуйте заинтересовать его. Возьмите книгу и начните читать ее вслух. Остановитесь на самом интересном моменте и скажите ребенку, что если он хочет узнать, что было дальше, пусть прочитает сам. Заинтересованный развитием сюжета ребенок продолжит чтение самостоятельно.

Успехов вам, дорогие родители. Любите ваших детей, будьте к ним внимательны, и все у вас получится!                                                Учитель-логопед МАДОУ д\с№11  Гильманова Елена Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Родители и логопед - партнеры"

Совместная работа логопеда, узких медицинских специалистов и родителей ребенка  поможет выяснить причины возникших трудностей, смоделировать индивидуальную коррекционно-развивающую программу....

Консультация "Чем отличается дефектолог от логопеда?"

Консультация для заинтересованных родителей...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Когда нужно обратиться к логопеду?

Этапы усвоения детьми трудных звуковПримерные сроки окончательного освоения детьми звуков речиПричины появления нарушения речи...

Консультация для родителей "Когда нужен логопед?"

В представленном материале даны нормы речевого развития детей по возрастам, учитывая которые, родители смогут сделать вывод об уровне речевого развития ребенка и необходимости обращения к логопеду....

Когда стоит обратиться к логопеду

Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так. Вопрос о том, в каком возрасте пора пока...

Когда пора обратиться к логопеду

Рекомендации родителям детей дошкольного возраста...