Логопедическая викторина "Твердые и мягкие согласные"
план-конспект на тему

Андреева Инна Робертовна

Логопедическая викторина для группы учащихся 2 класса со смешанной дисграфией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина  «Твердые и мягкие согласные»

День открытых дверей

Предмет: Логопедия

Класс: 2

Приглашенные: родители

Цель: закрепить умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить умение различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах; учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных второго ряда и мягкого знака

  1. Коррекционно-развивающие:

      - развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, зрительное восприятие, фонематическое восприятие

     - совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог, выражать свое мнение.

- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность.

  1. Воспитательные:

- воспитывать чувство сплоченности группы

- воспитывать любовь к русскому языку

Оборудование: мешочек, синие и зеленые карточки, карточки с заданиями, изографы.

Ход викторины.

1. Организационный момент.

- Логопед.  Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас итоговое логопедическое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные» Дети, на протяжении нескольких занятий мы учились различать твердые и мягкие согласные. Для того чтобы увидеть, чему вы научились, проведём наше праздничное занятие в форме игры – викторины.

Логопед. Ребята, а вы знаете, что такое викторина?

(ответы детей)

Логопед. Викторина — это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания.

Логопед. Для того чтобы начать нашу игру необходимо разделиться на 2 команды, а делать мы это будем с помощью волшебного мешочка.

 

Игра «Волшебный мешочек»

- Достаем фишки из мешочка. Игрок с синей фишкой идет в команду твердых согласных, с зеленой фишкой занимает место в команде мягких согласных.

- Итак, команды готовы. Строгое и справедливое жюри на месте. Пора начинать нашу викторину.

2. Конкурс №1 «Визитка»

- Каждая команда должна прочитать выразительно про свою команду строчки из стихотворения. Оценивается выразительность чтения, артистичность.

Нежный или злой

Логопед: - Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,

Их можно легко смешать,

Но, чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие согласные: - Мягкие звучат повыше,

звучанье у них нежней.

Твёрдые согласные: - А твёрдые - словно грубее и ниже,

Как будто твёрдые – злей.

Мягкие согласные: - Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.

Они, как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твёрдые согласные: Твёрдый звук обрывается резко.

Послушайте: Стоп! Укол!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

- Молодцы ребята. Вы достойно представили свои команды. Теперь переходим к следующему конкурсу.  Каждой команде по очереди читаю двустишье. В конце второй строчки пропущено слово, вам нужно подобрать слово в рифму. Для твердых согласных в пропущенном слове все согласные будут твердые, а для мягких согласных в пропущенном слове все согласные мягкие.

Конкурс № 2 «Стихоплёты»

Твердые согласные                                                        Мягкие согласные

У пограничников есть пост,                                         Не достиг кораблик – цель,

Под охраной у них (мост).                                                Напоролся он на  (мель).                

Очень страшен зайцу холод                                        Хлеб к столу печёт нам пекарь,

Но ещё страшнее (голод).                                                Выдаёт лекарство (лекарь).

На карнавал наденем маску,                                         Жил на свете старый пёс,

В бой солдат наденет (каску).                                        Он исправно службу (нёс).

Мечтал о звёздах старый барс,                                         В сказках очень любят пир,

Хотел он улететь на (Марс).                                        Всем на свете нужен  (мир).

Конкурс № 3 «Умники и умницы»

- Вы замечательно справились с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу. Работаем на индивидуальных карточках,  выполняем задания письменно. Данный конкурс оценивается индивидуально.

Твердые согласные        Мягкие согласные

1. Написать гласные, которые дают твёрдость согласным.        1. Написать гласные, которые смягчают согласные.

2. Написать согласные, которые всегда твёрдые.                       2. Написать согласные, которые всегда мягкие.

3. Обведи слоги с твёрдыми согласными.         3. Обведи слоги с мягкими согласными.

адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну         адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну

4. Замени одну гласную, получи новое слово        4. Замени одну гласную, получи новое слово

МАЛ                 ВЁЛ

ЛУК                РЯД

МЫЛ                НЁС

ЗАВАЛ                МИЛА

- Ребята, сдаем карточки нашему жюри на проверку. Родители проверят ваши работы и назовут нам имя победителя в этом конкурсе. Но мы движемся дальше. И я объявляю следующий конкурс.

Конкурс № 4 «Изографы»

ПАРАШЮТ        ФОНАРЬ

СОРОКА        ЛИСТ

ЛАМПА        УТЮГ

СУМКА        АИСТ

Конкурс № 5 «Прятки»

- Ребята, в следующем конкурсе вам нужно найти слова, которые спрятались.

РТЛДСОРОКАЗШ

ТДСТРАУСЗШЩК

ВСКЧАЙКИДЛРВТ

КВСИНИЦАЭДЖР

СЛДЕРЕВОЖХЗ

 ПРКБЕРЁЗАЧСЦ

ЖДНЛЫЖИФВЧ

ОСИНАТРЛКВД

- Молодцы, вы справились. Теперь я вам предлагаю отдохнуть и ответить на вопросы.

За каждый правильный ответ один балл.

Конкурс № 6 «Знатоки»

1. Какое млекопитающее спит с одним открытым глазом? (кошка, дельфин)

В отгадке звуков меньше, чем букв.

2. Какую рыбу называют речным санитаром? (щука, карась)

В отгадке первый звук мягкий согласный.

3. Самая древняя птица (курица, гусь)

В отгадке букв больше, чем звуков.

4. У какой птицы из зоба выделяется самое настоящее птичье молоко? (клёст, голубь)

В отгадке последний звук мягкий согласный.

5. Какую птицу в некоторых странах охраняют за то, что она очищает пляжи от мусора? (чайка, фламинго)

В отгадке первый звук всегда мягкий.

6. Какой зверь самый чистоплотный? (енот, барсук)

В отгадке первый согласный твёрдый

Конкурс №7 Редакторы

Твердые согласные

1. Деревня пошла продавать молоко,

   Старушка от рынка была далеко.        

2. Дорога едет по машине.

3.Пришла весна, и листья на деревьях пожелтели.

Мягкие согласные

1. Залаяла громко старушка чуть свет.

    В окно постучала собака в ответ.

2. В зубах у мышки была кошка.

3. Осенью на деревьях появляются ярко-зелёные листочки

- Ребята, вы справились со всеми заданиями. А теперь мы предоставим слово нашему жюри.

Подведение итога.

Награждение.                

Приложение 1.

Нежный или злой

Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,

Их можно легко смешать,

Но, чтобы не вышло подобной штуки,

Научимся их различать.

Мягкие звучат повыше,

звучанье у них нежней.

А твёрдые – словно грубее и ниже,

Как будто твёрдые – злей.

Послушай, как ласковы мягкие звуки:

Ель, капель, метель и мель.

Они, как нежные мамины руки,

Что ласково стелют постель.

Твёрдый звук обрывается резко.

Послушайте: Стоп! Укол!

Для нежности нет в этом звуке места,

Скорее – он даже зол.

Приложение 2.

Твёрдые согласные.

1. Написать гласные, которые дают твёрдость согласным.

______________________________________________________________

2. Написать согласные, которые всегда твёрдые.

_______________________________________________________________

3. Подчеркни слоги с твёрдыми согласными.

адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну

 _______________________________________________________________

4. Замени одну гласную, получи новое слово        

МАЛ  -                 

ЛУК   -                

МЫЛ  -                

ЗАВАЛ  -                

5. Вставьте «ь», если это нужно.

Бабка бан_ку затопила,

Мягкий знак позват_ забыла.

Тут же бан_ка бан_кой стала –

Вот как бабка сплоховала.

Мягкие согласные.

1. Написать гласные, которые смягчают согласные.

__________________________________________________________________

2. Написать согласные, которые всегда мягкие

__________________________________________________________________

3. Подчеркни слоги с мягкими согласными.

адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну

__________________________________________________________________

4. Замени одну гласную, получи новое слово

ВЁЛ -

РЯД -

НЁС -

МИЛА –

5. Вставьте «ь», если это нужно.

Прыгнул с пол_ки мягкий знак,

Пляшет пол_ку и гопак.

Лебед_ с ним вальсирует,

Голуб_  аплодирует.

 

Приложение 3.

Твёрдые согласные.

Конкурс «Прятки»

Найди слова, которые спрятались. В каком из этих слов все согласные твёрдые?

СЛДЕРЕВОЖХЗ

ПРКБЕРЁЗАЧСЦ

ЖДНЛЫЖИФВЧ

ОСИНАТРЛКВД

Мягкие согласные.

Найди слова, которые спрятались. В каком из этих слов все согласные мягкие?

РТЛДСОРОКАЗШ

ТДСТРАУСЗШЩК

ВСКЧАЙКИДЛРВТ

КВСИНИЦАЭДЖР

Приложение 4.

Твёрдые согласные.

Конкурс: «Редакторы»

1. Деревня пошла продавать молоко,

   Старушка от рынка была далеко.        

2. Дорога едет по машине.

3.Пришла весна, и листья на деревьях пожелтели.

Мягкие согласные.

Конкурс: «Редакторы»

1. Залаяла громко старушка чуть свет.

    В окно постучала собака в ответ.

2. В зубах у мышки была кошка.

3. Осенью на деревьях появляются ярко-зелёные листочки.

Приложение 5.

ПРОТОКОЛ

Название конкурса

Критерии оценок

Команда «Твёрдые согласные»

Команда «Мягкие согласные»

Конкурс №1 «Визитка»

Оценивается качество произношения и правильность ответов

Конкурс №2

«Стихоплеты»

Оценивается правильность ответов

Конкурс №3

«Умники и умницы»

Оценивается скорость и правильность ответов

Конкурс №4

«Изографы»

Оценивается скорость и правильность ответов

Конкурс №5

«Прятки»

Оценивается скорость и правильность ответов

Конкурс №6

 «Знатоки»

Оценивается скорость и правильность ответов

Конкурс №7

«Редакторы»

Оценивается скорость и правильность ответов

Итоговые баллы

Приложение 6.

Ответы: Твёрдые согласные.

1. Написать гласные, которые дают твёрдость согласным.

А,О,У,Ы,Э

2. Написать согласные, которые всегда твёрдые.

Ж,Ш,Ц

3. Подчеркни слоги с твёрдыми согласными.

адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну

АДО, ГРУ, КВА, ЛА, ЖНУ

4. Замени одну гласную, получи новое слово        

МАЛ  -  МЯЛ, МИЛ, МЁЛ                

ЛУК   -  ЛЮК, ЛИК                

МЫЛ  -  МИЛ, МЕЛ, МЯЛ                

ЗАВАЛ  - ЗАВЯЛ, ЗАВЁЛ                

5. Вставьте «ь», если это нужно.

Бабка бан_Ьку затопила,

Мягкий знак позватЬ_ забыла.

Тут же бан_Ька бан_кой стала –

Вот как бабка сплоховала.

ОТВЕТЫ: Мягкие согласные.

1. Написать гласные, которые смягчают согласные.

Я, Ё, Ю, И, Е

2. Написать согласные, которые всегда мягкие.

Ч,Щ,Й

3. Подчеркни слоги с мягкими согласными.

адо, ати, пря, гру, ми, ква, нё, те, ла, жну

АТИ, ПРЯ, МИ, НЁ, ТЕ

4. Замени одну гласную, получи новое слово

ВЁЛ – ВОЛ, ВАЛ, ВЫЛ, ВИЛ

РЯД – РАД

НЁС - НОС

МИЛА – МЫЛА, МЕЛА

5. Вставьте «ь», если это нужно.

Прыгнул с пол_ки мягкий знак,

Пляшет полЬку и гопак.

ЛебедЬ с ним вальсирует,

ГолубЬ аплодирует.

 

Ответы: Конкурс № 3 «Изографы»

ПАРАШЮТ        ФОНАРЬ

СОРОКА        ЛИСТ

ЛАМПА        УТЮГ

СУМКА        АИСТ

Ответы: Конкурс № 4

1. Какое млекопитающее спит с одним открытым глазом? (кошка, дельфин)

В отгадке звуков меньше, чем букв.

2. Какую рыбу называют речным санитаром? (щука, карась)

В отгадке первый звук мягкий согласный.

3. Самая древняя птица (курица, гусь)

В отгадке букв больше, чем звуков.

4. У какой птицы из зоба выделяется самое настоящее птичье молоко? (клёст, голубь)

В отгадке последний звук мягкий согласный.

5. Какую птицу в некоторых странах охраняют за то, что она очищает пляжи от мусора? (чайка, фламинго)

В отгадке первый звук всегда мягкий.

6. Какой зверь самый чистоплотный? (енот, барсук)

В отгадке первый согласный твёрдый.

Ответы: Конкурс №5 «Прятки»

Твёрдые согласные.                                                                Мягкие согласные.

Дерево, берёза, лыжи, осина                                        Сорока, страус, чайки, синица

Ответы: Конкурс №7 «Редакторы»

Твердые согласные

1. Деревня пошла продавать молоко,

   Старушка от рынка была далеко.        

2. Дорога едет по машине.

3.Пришла весна, и листья на деревьях пожелтели.

Мягкие согласные

1. Залаяла громко старушка чуть свет.

    В окно постучала собака в ответ.

2. В зубах у мышки была кошка.

3. Осенью на деревьях появляются ярко-зелёные листочки

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Презентация к логопедической викторине "Твердые и мягкие согласные"

Наглядно-демонстрационный материал к занятию...

Логопедическое занятие в подготовительной группе "Путешествие в страну твердых и мягких согласных звуков"

На логопедическом занятии активно используются здоровьесберегающие технологии, применяютя элементы песочной терапии. Это значительно повышает качество коррекционного воздействия и вызывает интерес к ...

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...

Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....