Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.
план-конспект урока

Куликова Татьяна Анатольевна

Конспект урока  по логопедии для учащихся  3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных У - Ю»

Логопедическая тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных,  обозначение твёрдости\ мягкости согласных гласными  у – ю.

Лексическая тема: обогащение словаря по теме «Продукты питания».

Грамматическая тема: употребление глаголов единственного числа 1-го лица  в изъявительном  наклонении.

Цель: формирование слухопроизносительных дифференцировок, закрепление умения  обозначать твёрдость и мягкость  согласных на письме посредством гласных  букв у,ю. 

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить  знания о гласных у – ю;
  2. Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед  гласными  у - ю в слогах и словах;

Коррекционные:

1)       Закрепить знания о звуках речи;

  1. Учить сравнивать согласные по твёрдости/мягкости на уровне звука – слога – слова;
  2. Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
  3. Развивать слуховое и зрительное внимание;
  4. Обогащать  словарь словами по теме «Продукты питания»;
  5. Учить образовывать глаголы единственного числа 1-го лица изъявительного наклонения.

Воспитательные:

  1. Формировать  усидчивость;
  2. Формировать функцию самоконтроля.

Оборудование: доска, большая картина с изображением семьи за столом, мяч,  иллюстрации с изображением гномов, предметные картинки, цветы с цветными  буквами Т (синяя, зелёная) в серединке, гласные буквы, буквы У, Ю по количеству детей, слоговая таблица, картинки с изображением продуктов питания и подписи к ним с пропущенными буквами, тексты по количеству детей, тетради, ручки, карандаши.

План урока:

I Вводная часть

1) Организационный момент

2) Закрепление пройденного материала:

- закрепление знаний о звуках речи

- уточнение знаний о твёрдых и мягких согласных

- развитие фонематического анализа. Игра «Наоборот».

- развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Подари подарки».

- припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.  

II Основная часть

  1. Определение и запись темы урока.
  2. Закрепление знаний о гласных У – Ю. 
  3. Чтение слоговой таблицы.
  4.  Развитие фонематического слуха и восприятия. Различение гласных У – Ю в слогах.
  5.  Развитие звукового анализа и синтеза. Различение гласных У – Ю в словах. «Вставь пропущенную букву».
  6. Работа в тетради.
  7. Физкультминутка.
  8. Развитие навыков словообразования и словоизменения.   Развитие слогового анализа и синтеза. «Допиши слово».
  9. Развитие звукового анализа и синтеза и  составление словосочетаний.

 III Заключительная часть

  1. Подведение итогов.
  2. Организационный момент.

I Вводная часть

1)  Логопед: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Начнём урок.

Логопед: Сегодня на уроке мы с вами будем художниками. Кто такие художники?

Дети: Это люди, которые рисуют картины.

Логопед: Чем можно рисовать картины?

Дети: Красками, карандашами, мелками.

Логопед: Правильно, материалов и инструментов, которыми можно рисовать очень много. А мы с вами будем рисовать с помощью наших умений и знаний. Посмотрите перед нами чистый лист, но как только вы справитесь с очередным заданием, будет открываться фрагмент нашей картины. Ну что приступим?

2) Логопед: Ребята, чтобы открылся первый фрагмент нашей картины, мы должны вспомнить всё про речевые звуки.

 Логопед: Что такое речевые звуки?

Дети: Это звуки, из которых состоит наша речь. Это то, что люди произносят, говорят и слышат.

Логопед: На какие две большие группы делятся речевые звуки? Звуки, которые тянутся и звуки, которые тянуть нельзя.  Как называются эти звуки?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Давайте вспомним и вместе пропоём гласные звуки русского языка.

Логопед  и дети: А, о, у, э, и, ы.

Логопед: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Логопед: Молодцы ребята. Всё правильно рассказали о речевых звуках. А вот и наш первый фрагмент.

Логопед: Чтобы «нарисовать» следующий кусочек картины, нам надо вспомнить всё, что мы знаем  о твёрдых и мягких согласных.

Давайте все вместе произнесём звуки, послушаем, как они звучат и посмотрим, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом.

Логопед и дети: «М» и «Мь».

Логопед: Сколько звуков мы произнесли?

Дети: Два.

Логопед: Как звучит звук «М»?

Дети:  Твёрдо.

Логопед: Что делают наши губы?

Дети:  Они сомкнуты и напряжены.

Логопед:  Что делает наш язык?

Дети:  Спокойно лежит во рту.

Логопед: Как звучит звук «Мь»?

Дети: Мягко.

Логопед:  Что делают губы?  

Дети:  Сомкнуты, но напряжения стало меньше.

Логопед: Что делает язык?

Дети:  Спинка языка поднялась горкой, изогнулась.

Логопед:  Покажите рукой, как изогнулась спинка языка.

Логопед: Давайте сделаем вывод. Когда мы произносим твёрдый звук, у нас во рту много напряжения, спинка языка не работает. когда мы произносим мягкий звук, у нас во рту напряжения становится меньше, спинка языка выгибается горкой.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Наоборот». Я буду бросать вам мячик и называть твёрдый звук. Вы будете бросать мячик мне обратно и называть как этот звук звучит мягко.

Логопед: Молодцы, мы с вами нарисовали ещё один кусочек картины.

Логопед: Ребята, к нам сегодня на урок пришли гномы Том и Тим.

Какой первый звук в имени Том?

Дети: Твёрдый согласный «Т».

Логопед: Кто догадался, почему у Тома синяя одежда?

Дети:  Твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом.

Логопед: Какой первый звук в имени Тим?

Дети: Мягкий согласный «Ть».

Логопед:  Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?

Дети:  Зелёным.

Логопед:  Одежда у Тима тоже зелёная.

Логопед: Гномики очень любят получать подарки. Подарков много, но как же их распределить, чтобы никто не обиделся? Давайте Тому подарим игрушки, в названии которых первый звук звучит твёрдо, а Тиму подарим игрушки, где первый звук звучит мягко.

 (Учащиеся из мешка достают картинки, называют, выделяют первый звук и «дарят» подарок)

Логопед: Ребята, гномики тоже принесли нам подарки. Это цветы. Том принёс цветок и Тим принёс цветок. (Два цветка. В серединке написаны буквы Т, одна синяя, другая зелёная. Лепестки пустые. ) Что написано в серединках?

Дети: Буквы Т.

Логопед: Это первая буква в именах гномиков. Буква одна, а звуки звучат по-разному. В имени Том, звук Т звучит твёрдо, а в имени Тим, звук Ть звучит мягко. Гномики  просят нас помочь правильно расставить гласные буквы, чтобы у Тома в цветке, звук Т стал твёрдым, а у Тима – мягким.

Дети: расставляют гласные.

Логопед: Рядом с какими гласными звук Т звучит твёрдо?

Дети: А, о, у, ы, э.

Логопед: Рядом с какими гласными звук Т звучит мягко?

Дети: Я, ё, ю, е, и.

Молодцы, ребята. Вместе с гномиками мы нарисовали следующий фрагмент картины.

II Основная часть

  1. Определение и запись темы урока

Логопед: На предыдущих уроках мы с вами учились различать гласные «ы - и», «а - я», а с какими гласными мы будем работать сегодня, догадайтесь сами, прослушав стихотворения.

Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.

Логопед: И так, тема нашего сегодняшнего урока: гласные буквы У – Ю.

Откройте тетради. У вас уже записано число  и слово «Различай». Что мы будем сегодня различать?

Дети:  буквы У – Ю.

Логопед: Так мы и запишем.

Логопед: Вы правильно определили тему нашего урока и открывается ещё один кусочек нашей картины.

  1. Закрепление знаний о гласных У – Ю

Логопед: Эти гласные называются парные, потому что они похожи. Похожи по артикуляции. Давайте произнесём У. Губы вытягиваются трубочкой. Произнесём Ю – губы тоже вытягиваются трубочкой. А чем они отличаются при произношении? Когда мы произносим Ю, язык в самом начале выгибается горкой, а потом опускается. Они похожи по звучанию. Если долго тянуть У и Ю, то мы слышим звук У. Так как эти гласные  похожи, мы можем их путать на письме.  Сегодня на уроке будем учиться их различать и узнаем, в каких случаях пишется буква У, а в каких буква Ю.

3) Чтение слоговой таблицы

Логопед: Давайте все вместе прочитаем слоги, записанные в таблице (хором читаем слоги ТУ – ТЮ, МУ – МЮ, КУ – КЮ) Теперь вернёмся к первой строчке и прочитаем ещё раз ТУ – ТЮ. В слоге ТУ как звучит согласный Т?

Дети: Твёрдо.

Логопед:  Какая стоит гласная после твёрдого согласного?

Дети: У.

Логопед:  В слоге ТЮ как звучит согласный Т?

Дети: Мягко.

Логопед:  Какая стоит гласная после мягкого согласного?

Дети: Ю.

Логопед: Прочитайте столбик, где все согласные звучат твёрдо.

Дети: Читают первый столбик.

Логопед: Прочитайте столбик, где все согласные звучат мягко.

Дети: Читают второй столбик.

Логопед: Какой мы можем сделать вывод. Если после согласного стоит буква у, согласный произносится твёрдо. Если после согласного стоит буква ю, согласный произносится мягко. Тоже правило и на письме. Если согласный звучит твёрдо, пиши у. Если согласный звучит мягко, пиши букву ю.

Логопед: Запомнили?

Дети: Да.

4) Развитие фонематического слуха и восприятия. Различение гласных У – Ю в слогах.

Логопед: Сейчас мы это проверим. У вас на партах лежат буквы У Ю.  Я  буду называть слоги, а вы будете поднимать гласную, которую надо написать в этом слоге.

Молодцы, всё выполнили правильно. Открылся наш следующий фрагмент.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза. Различение гласных У – Ю в словах. «Вставь пропущенную букву»

Логопед: Ребята, по дороге в школу я   зашла в магазин. Посмотрите целый пакет покупок. Только в магазине случилась беда, когда печатали названия  товаров, сломались буквы «У» и «Ю». Поэтому в надписях пропущены эти буквы. Давайте посмотрим, что я  купила, а заодно исправим ошибки.

(Логопед достаёт картинки с продуктами. Дети называют, что нарисовано. Читают подпись, вставляют пропущенную букву)

Логопед: Какие молодцы, все ценники поправили. Ребята,  в магазине я была в разных  отделах. Как вы думаете, что я купила в отделе «Ягоды»?

Дети: Клюкву, клубнику, изюм.

Логопед: Что я купила  в отделе «Выпечка»?

Дети: Плюшки, ватрушку.

Логопед: Что я купила  в отделе «Овощи»?

Дети: Брюкву, кукурузу, лук.

Логопед: Что я купила  в отделе «Крупы»?

Дети: Мюсли, геркулес.

Логопед:  А как можно назвать всё, что я купила одним словом?

Дети: Еда, продукты.

Логопед: А кто догадался в каком я была магазине?

Дети: В продуктовом.

 

6) Работа в тетрадях.

Логопед: Ребята, возьмите ручки и запишите названия продуктов, которые я купила в отделе «Овощи» и в отделе «Ягоды». Подчеркните гласную, которую мы вставили и согласную, которая стоит перед ней.

Логопед: Молодцы выполнили задание и «нарисовали» ещё один кусочек картины.

  1. Физкультминутка.

  1. Развитие навыков словообразования и словоизменения.   Развитие слогового анализа и синтеза. «Допиши слово»

Логопед: Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы записали. Скажите, что из этих продуктов можно есть сырым.

Дети: Брюкву, лук, клубнику, клюкву, изюм.

Логопед: А кукурузу можно есть сырой?

Дети: Нет.

Логопед: Её надо приготовить. Сейчас мы с вами будем помогать на кухне маме. Давайте прочитаем, что написано у вас на листах и у меня на доске.

Логопед и дети:

Мама  готовит  и  я  го – тов –  …

Мама  варит   и  я  ва – …

Мама  жарит  и  я  жа – …

Мама  солит  и  я  со –  …

Мама  печёт  и  я  пе – …

Логопед: слова у нас не дописаны, возьмите ручки и допишите слоги.

Дети: работают на листах.

Логопед: Молодцы, выполнили задание,  и у нас появился ещё один фрагмент.

  1. Развитие звукового анализа и синтеза и  составление словосочетаний.

Логопед: Все продукты и блюда из них приготовленные имеют свой вкус. Какие бывают продукты на вкус?

Дети: Сладкие, солёные, горькие, кислые.

Логопед: Правильно, а вот и наше последнее задание. Посмотрите на листочки. У вас записаны два столбика слов. Прочитайте правый столбик. Вставьте пропущенные буквы. Это названия продуктов и блюд. Прочитайте левый столбик. Что здесь написано?

Дети: Разные вкусы.

Логопед: Вам надо соединить слова, чтобы получились правильные словосочетания.

Дети: выполняют задания на листах.

Вкусная                            с .п

Солёный                           кл . ква

Кислая                              пл . шка

Логопед: Молодцы, выполнили все задания и нарисовали красивую картину. Что нарисовано на картине?

Дети: Семья сидит за столом.

Логопед: Мы с вами вспомнили,  какие бывают продукты, помогли их приготовить, вспомнили, какие бывают продукты на вкус и в результате накрыли стол, за который села целая семья.

III Заключительная часть

  1. Подведение итогов.

Молодцы, ребята. Вы сегодня все хорошо потрудились.

Уберите у себя на столах. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Различие твердых и мягких согласных"

В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....

Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».

Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Презентация "Дифференциация твердых и мягких согласных.Буквы у - ю"

Буква У - гласная первого ряда - показатель твердости предшествующего согласного звука.Буква Ю - гласная второго ряда - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Используются слова в непров...

Дифференциация твердых и мягких согласных

Дифференциация твердых и мягких согласных. Лексический материал - загадки.1-2 класс...

Логопедическая викторина "Твердые и мягкие согласные"

Логопедическая викторина для группы учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...