ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
методическая разработка на тему

Ипаткина Ирина Валерьевна

Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.      

     Дидактические игры и игровые приемы способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, а также решают определенные дидактические задачи: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

     Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Следует отметить, что применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

     Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведется обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, важно точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log.priemy.docx641.71 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

 НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

     Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю важно научиться, умело использовать игру на уроке.      

     Дидактические игры и игровые приемы способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, а также решают определенные дидактические задачи: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

     Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Следует отметить, что применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

     Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведется обучение соответствующим видам деятельности. Планируя игру на уроке, важно точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.

      На уроках обучения грамоте в первых классах можно использовать следующие игры и игровые приемы:

  1. «Звуковая линейка»

Цель: учить определять, какой по счету звук в слове или звук по порядковому номеру.

У ребенка звуковая линейка, где каждая клетка – это домик для звука, а вся линейка - слово.

Перед  детьми лежат фишки , а можно воспользоваться и ластиками которые всегда у детей под рукой. Ими они ходят в гости либо к какому-то конкретному звуку, либо в какой-то конкретный домик-клеточку.

Например:   слово КОРОВА

Задание: Определить какой по счету звук Р в слове корова.

Дети определяют по линейке где живет звук Р и кладут на нужную  клетку фишку, проговаривая свои действия так: звук Р третий по счету в слове корова

Следующее задание:  Определить какой 5 звук в слове корова.

Дети кладут на клетку под номером пять фишку, и определяют звук, проговаривая свои действия так: В слове корова – пятый по счету звук В.

C:\Users\HP\Desktop\ира\для презентации\IMG_3018.JPG

  1. Дифференциация цветом сходных по начертанию букв: Найди букву

Задание: Одну из букв обведи розовым цветом, а другую – голубым.

аааооаооаааоооаааааооаааааоооооо

Затем задание усложняется: после команды «Внимание!» один цвет меняется на другой.

аааооаооаааоооаааааооаааааоооооо

Упражнение способствует развитию оптико-пространственного гнозиса, умению различать буквы, сходные по начертанию, направлять внимание на определенную цель – тренировать переключение внимания.

  1. «Цепочка изменений»

Цель:  развитие фонематического восприятия, слуховой памяти и внимания, логического мышления.

Берем за основу какое – либо слово и, изменяя по одному звуку в каждом слове, выставляем картинки с получающимися новыми словами на доске.

http://3.bp.blogspot.com/-_dBe7B4HuyQ/T6YLuw10tkI/AAAAAAAAM40/t3dAkW-LuOY/s1600/%D0%94%D0%BE%D0%BC-11.jpg         http://www.skytechair.ru/UserFiles/Image/gigiena/bumaga_teres_t0205.jpg          http://sadisibiri.ru/images-solnce-na-zemle/kurdumov-umn-sad-podrobno-46.jpg                           http://raskraski.link/uploads/4/5/3/4534-raskraska-Molniya.gif 

http://deti-online.com/images/raskraski/prazdniki--shkola-1-sentyabrya--10.jpg        http://razukraska.ru/wp-content/gallery/river/river4.gif               http://www.raskraska.com/catalog0001/3933.gif       http://www.skytechair.ru/UserFiles/Image/gigiena/bumaga_teres_t0205.jpg        http://3.bp.blogspot.com/-_dBe7B4HuyQ/T6YLuw10tkI/AAAAAAAAM40/t3dAkW-LuOY/s1600/%D0%94%D0%BE%D0%BC-11.jpg

НАПРИМЕР:  ДАЧКА  -  ПАЧКА  - ПОЧКА – ТОЧКА – ТУЧКА – РУЧКА – РЕЧКА – ПЕЧКА – ПАЧКА - ДАЧКА

 Далее детям предлагается ответить на вопрос, КАКИЕ ЗВУКИ и НА КАКИЕ мы заменяли в каждом конкретном случае. Затем детям дается установка на запоминание рисунков в течение 10 секунд, после чего рисунки убираются, а дети вспоминают последовательность слов.

  1. «Слоговые круги»

Цель: формирование навыка составления и слогового анализа слов.

У каждого ребенка на парте два картонных круга, разделенные на сектора, в каждый из которых вписаны слоги: на одном - первые слоги слов, на втором – вторые.   Дети, вращая диски, совмещают слоги таким образом, чтобы получилось слово.                                      C:\Users\HP\Desktop\ира\КРУГ 1 КОПЛЕКТ 2.jpg C:\Users\HP\Desktop\ира\КРУГ 2 КОПЛЕКТ 2.jpg                                      C:\Users\HP\Desktop\ира\для презентации\IMG_3017.JPG                                                     

                                                                                                                       

  1. «Почини словечко»

Цель: формирование навыка составления и слогового анализа слов.

У каждого ребенка на парте карточка с написанными словами, в которых пропущены слоги. Дети вставляют  пропущенный слог и читают получившееся слово

МА……НА       МО……КО        ВО……НА     ДО……ГА      ВО……ТА      СО……КА

 6.  «Найди слово»

А:

Цель: учить дифференцировать понятия «слог - слово»

У каждого ребенка на парте карточка с написанными слогами и словами. Дети читают и определяют, какие слова имеют смысл, а какие нет. Слова нужно подчеркнуть, прочитать и обосновать свой ответ.

КОТ  КОГ  САД  ВОК  ДУК СОК

ВАН  
ЛУК  НОК  ДУБ  КАТ МАК

В:

Цель: учить выделять зрительный образ слова из потока букв

У каждого ребенка на парте карточка с написанными буквенными цепочками.

РЕКАДОМДЕРЕВОМОРЕСОЛНЦЕКНИГАДОЖДЬ

Задание: Найти в длинной буквенной цепочке слова и провести между ними вертикальные линии.

РЕКА|ДОМ|ДЕРЕВО|МОРЕ|СОЛНЦЕ|КНИГА|ДОЖДЬ

  1. «Исправь предложение»

Цель: вырабатывать навык смыслового чтения

У каждого ребенка на парте карточка с написанными предложениями в которых пропущены гласные буквы.

Задание:

а) Вставить пропущенные гласные буквы:

Т…Т  П…П…  И   К…Т

В…Т   В  С…Д…    …С…

б) Вставить пропущенные гласные буквы А или О:

Т…Т  П…П…  И  К…Т

8. «Прочитай предложение»

Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию и устойчивость внимания, учить выделять элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв

Детям предлагается прочитать предложения только по верхней или только по нижней половине строчки

C:\Users\HP\Desktop\ира\для презентации\IMG_3025.JPG

C:\Users\HP\Desktop\ира\для презентации\IMG_3026.JPG

9. «Составь предложение»

Цель: формировать умения составлять предложения из слов и объяснять свои действия на основе графической модели.

ЗАДАНИЕ: составить предложения  из набора слов записанных на доске

А) слова даны в грамматически верной форме, но перепутаны местами

РАСТЁТ, НАШЕГО, ДОМА, ОКОЛО, БЕРЁЗА  

Около нашего дома растёт берёза.

2 вариант – слова даны в начальной форме и перепутаны между собой

РАСТИ, НАШ, ДОМ, ОКОЛО, БЕРЁЗА  

 Около нашего дома растёт берёза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Специфика логопедической работы на уроках обучения грамоте детей с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отста­лостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. В тесно...

Домашние задания логопеда в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте

   Одна из форм сотрудничества логопеда, воспитателя и родителей –это методические рекомендации или домашние задания.  С помощью них:   - родители составляют представле...

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"

Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СКАЗКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Данный проект направлен на обучение грамоте детей подготовительной логопедической группы, что, прежде всего, предполагает работу, направленную на развитие фонематического слуха и восприятия, а также о...

Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....