Домашние задания логопеда в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте
методическая разработка по теме

Яровая Виктория Викторовна

     Одна из форм сотрудничества логопеда, воспитателя и родителей –это методические рекомендации или домашние задания.  С помощью них:

   - родители составляют представление о занятиях;

   - позволяют систематизировать материал по изучаемой теме;

   - увеличивается время и частота речевых упражнений , что позволяет  добиться более быстрого и устойчивого результата

      Для закрепления пройденного материала мною разработаны методические рекомендации для родителей или иначе домашние задания для детей выполняемые с родителями,  для того чтобы в выходные дни  закрепить полученные знания ребёнком за неделю. Это позволяет родителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_y.doc33 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_y.doc34.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_k.doc34.5 КБ
Файл zvuk_i_bukva_n.docx13.6 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_p.doc36 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_r.doc24 КБ
Microsoft Office document icon zvuk_i_bukva_shch.doc556.5 КБ
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy_v-f.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Тема: Звук и буква Й.

Запомни: звук [Й] - СОГЛАСНЫЙ, ВСЕГДА ЗВОНКИЙ,

                                                               ВСЕГДА МЯГКИЙ.

1. Игра«4-лишний»:

[П ,Т, А, Х];        [С ,З, М, Й];         [А, О, Й , И];     [Т, Й, П, К]

2. Игра «Цепочка изменений»(устно):

- это слово, в котором мы кипятим воду для чая (………..);

- в слове «чайник» произнеси только первый слог (……);

- теперь к этому слову добавь слог «КА»(…….);

-в слове «чайка» измени первый звук на звук «М»(…….);

- в слове « майка» измени второй звук на звук «О»(……);

- в слове «мойка» замени первый звук на два «ТР»(………).

3. Игра «Техники»:

4.Нарисуй или приклей картинки: койка, лейка, зайка, майка. Проведи звуко-буквенный анализ слов, составь схемы и напечатай слова САМ с изученными буквами !!! 

5. Поупражняйте ребёнка в написании буквы Йй в воздухе, на бумаге;

выложите из макарон, из полосок цветной бумаги и приклейте в тетрадь.

6. Игра «Добавлялки»:

Вставь недостающие гласные буквы в слова.

К…С-ТЫ, М…-КА , М..-ЗИ, С…-ТО, КО-З…, КО-Т… , П…Й , М…Й.

7. Выучи: Й нам И напоминает:

                   Так же пояс надевает,

                   Как береточку простую,

                   Примеряет запятую.

8.Составь из слов предложения:

Пугай, не, Андрей, голубей.

На, балалайка, играй, маленькая, Алексей.

Бумажная, Василий, змей, запускай.

Сергей, в, бассейн, большая, плавай.

9. Игра «Подбиралки»(по 3-4 признака):

Зайка - серый, белый,……………………………………

Бармалей - ……………………….

Каравай-……………………..

Незнайка - ………………………



Предварительный просмотр:

Тема: Звук и буква Ы.

Запомни: Звук «Ы» - гласный, во рту нет преграды, поём.

                   Гласный – всегда красный.

1. Вырежьте из цветной бумаги 2 палочки и полукруг, сложите букву;

вылепите из пластилина; нарисуйте в воздухе и в тетради.

2. «Техники»:

3. Приклейте картинки (нарисуйте) со звуком «Ы» в названиях.Подпишите их печатными буквами, а ребёнок подчеркнёт знакомые буквы (9 букв)

4. Пусть ребёнок начертит схему и определит место звука «Ы» в словах:

бык, мыть, кусты, высь, дубы ( _____Ы , __Ы____ - 5 схем )

5.Запиши под диктовку родителей в тетрадь, составь схемы звукосочетаний и слогов, прочитай тобой написанное: АЫ, ЫУ, ОЫА, ИУЫ, КЫ, ИХ, ТИ

ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

1. Предложите ребёнку вспомнить названия диких животных наших лесов, их внешние признаки, повадки, детёнышей, чем питаются, как добывают пищу, как называется их жилище.

2. Игра «Расскажи какие?»:

волк (какой?)-………….,медведь (какой ?)………….., белка (какая?)…….

Еж (какой?)……….., лиса (какая?)……..и т.д.

3. Игра «Чей, чья, чьё?» (образование притяжательных прилаг-х )

чей след у зайца? -заячий, у волка – волчий; лисий, медвежий, беличий.

чьи уши у волка? - волчьи; заячьи, лисьи и т.д.

чья голова у лисы? – лисья; медвежья, волчья, барсучья …..

4. Разделите названия диких животных на слоги: за-яц, мед-ведь, еж….

Назови какой гласный живёт в каждом слоге слов: кА - бАн, лИ - сА, вОлк, рЫсь, лОсь .

5. Перескажите родителям рассказ В.Бианки «Купание медвежат»

6. Игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?» (род.п. множ.число сущ-х )

медвежата                                   медвежат

волчата                                        волчат

бельчата                                      бельчат      и т.д.

7. Игра «Весёлый счет»:

первый заяц, второй заяц …..

один заяц, два зайца …..пять зайцев.

8. Об одном из диких животных составь описание – загадку.     



Предварительный просмотр:

                    Тема: Звуки К – К’. Буква К.

Запомни: звук[К] – согласный (воздух не выходит свободно,  

                                                     встречает преграду)

                                   глухой (горлышко не звенит),

                                   заднеязычный, обозначим синим.

              Звук [К’] – согласный, глухой, мягкий, обозначим зелёным

1. Игра «Закончи слово»:

Мая…, тан…, вени…, ма…, индю…., куби…, пау…., тюби…, со...

2. Игра «Где живёт звук?» Определи место звуков [К, К’]  в словах:  кот, индюк, кисть, окно, охотник, кит, конфета, носки, кубики, конь

3. Игра «Техники»:

 4. Игра «Строители»: Построй слова из отдельных звуков соединяя их: [Т-А-К], [Т-У-Т], [К’-И-Т], [К-А-К], [П’-И-К-А],

[У-Т-К-А], [П-А-У-К]

5. Выучи:  Птичка, крылья в уголок, села справа на сучок.

                    Вверх крыло, другое вниз - буква К, нам покажись?        

Напиши букву в воздухе правой рукой, левой, двумя сразу.

Вылепи из пластилина.

6. Нарисуй или наклей картинки со звуками К-К’. Начерти схемы, обозначь позицию звука, подпиши букву.

7. Игра «Вежливые звуки»:  Прочитай слоги, сливая звуки

АК- УК- ИК              ИП-ИТ-ИК                АК-КА            ИК-КИ

АК-АП-АТ                УТ-УК-УП                УК-КУ            ИТ-ТИ

                                                                               

8. Напомните ребёнку, что одной из примет осени является отлёт птиц в тёплые края. Знает ли он, почему они улетают? Назови их.

9.Игра «У кого- кто?»: у скворца- скворчата, у стрижа-стрижата….

10.Игра «Улетели птицы»: НЕТ (кого?)- НЕТ лебедя, лебедей; утки, уток, грача, грачей, жаворонка, жаворонков и т.д.

11. Игра «Подбери предмет к признаку»: журавлиное, гусиное

Лебединое…(озеро), лебединая…(шея), лебединый…(пух) и т.д



Предварительный просмотр:

              Тема: Звуки [Н-Н’]. Буква Н.

Запомни: Звук [Н]- согласный, твёрдый, звонкий(горлышко  

                                   дрожит),  носовой, обозначаем синим.

                  Звук [Н]- согласный, мягкий, звонкий(горлышко      

                                   дрожит), носовой, обозначаем зелёным.

1.Игра «Запомни и повтори».

Скажи, какой звук повторяется в каждом слове:

- дельфин-павлин-апельсин

- лимон-банан-пингвин-капкан

2.Выучи: Буква Н: палочка, палочка.

                  Поперёк, завязала поясок.

Нарисуй букву  в воздухе пальцами обеих рук, составь её из карандашей, спичек.

3. 4.Игра «Техники»:

4.Сделай полный звуко-буквенный анализ слов:

НОТЫ        ТИМА               НОНА               НАУМ

Запомни: Имена людей, клички животных,          

                  названия городов всегда пишутся с  

                  большой буквы.

5.Игра «Читалочка»:

АН               НАМ             НО-ТА                    ТИ-НА

ИН               ТОН              НИ-ТИ                     МИ-НА

НА               ТАМ             ХА-ТА                     НИ-КА

НИ               КОМ             ПИ-КА                     МА-КИ

ОН               КУМ             НА-ТА                     КО-ТЫ

ЫН               НЫ               УН                            УМ



Предварительный просмотр:

                  Тема: Звуки [П, П’]. Буква П.

Запомни: Звук [П] – согласный (воздух не выходит свободно,

                                                          встречает преграду- губы);

                                     твёрдый;

                                     глухой (рука на горлышке, оно не дрожит);

                                     губной (активно участвуют губы).

Обозначаем фишкой синего цвета.

                   Звук [П’]- согласный, глухой, губной, МЯГКИЙ.

Обозначаем фишкой зелёного цвета.

1. Игра «Где живёт звук?» (Определи место звуков [П, П’] в словах):

хлоп, панама, петух, пеликан, стоп, пальто, тапки, паук, поляна, липа, пень, сыпь.

2. Игра «Зашифруй» (Составь схемы слогов, закрасив квадратики) Не забудь, каким цветом ты обозначаешь согласные, а каким гласные звуки. Мама диктует, слушай!   

АПА, ИП, ИПУ, УП, УПИ.

              ,             ,               , ,            ,         

3. Выучи: Мы две палочки возьмём, сверху третью проведём.

                   Буква П вас приглашает: «Проходи в дверной проём!»

Нарисуй в воздухе букву П, составь из карандашей, из макарон.

4. Игра «Техники»:

         

 

5. Нарисуй или наклей картинки со звуками [П, П’]. Определи место звука в слове, начерти схему.

6. Игра «Читайка» (Прочитай слитно слоги):

АП    АУ    УП   аи    уп   ау

УА    ИП    УИ   ап    уа   ип

7. Назови грибы и ягоды, в названии которых есть звуки [П, П’].

8. Игра «Весёлый повар»(образование относительных прилаг-х):

варенье из малины -малиновое варенье,

джем из черники -черничный джем,

рагу из грибов -грибное рагу, и т.д.

9. Читаем В.Катаев «Грибы»



Предварительный просмотр:

                   Тема: Звуки Р- Р’. Буква Р.

Запомни: Звук[Р]-  согласный, твёрдый, звонкий, сонорный.

                 Звук[Р’]- согласный, мягкий, звонкий, сонорный.

1.Определи место звуков Р-Р’ в словах: ворота, курица, мир, радость, пример, хитрость, рёва, помидор, бритва, сухарь.

2.Буква «Р» - на мачте парус,

   Вдаль плывёт, небес касаясь.

Рассмотри букву Р, напиши её в воздухе обеими руками сразу; вырежи из цветной бумаги (вложи в тетрадь).

3.Игра «4 лишний»:

Работа, ракета, урок, радуга;

Берёза, отряд, рябина, ворона;

Рыба, сумка,  двор, груша.

4.Сделай звуко-слоговой анализ слов:

БРИТВА, КВАДРАТ, ПРИЧАЛ, ВРАТАРИ.

5.Игра «Весёлый счет»(от 1до 10 со словами ):

Конструктор, аквариум, барометр, аэроплан.

6. Читай предложения.

ТАМАРА ВАРИТ ЩИ.

МАРАТ РУБИТ ДРОВА.

АРТЁМ БЫСТРО ЗАКРЫЛ ВОРОТА.

ИРА СОБИРАЛА ГРИБЫ И ЯГОДЫ.

АЭРОПЛАН ПОВИС НА ПРОВОДАХ.



Предварительный просмотр:

           Тема: Звук и буква Щ.

Запомни: Звук Щ – согласный, глухой, шипящий,

                                   всегда МЯГКИЙ.

                 Обозначаем зелёным цветом.

1.Игра «Весёлый счет»(от 1до 10)

Со словами: регулировщик, регулировщица, барабанщик.

2. На расческу «Щ» похожа.

    Три зубца всего? – Ну что же!

 Напиши строчку буквы Щ в тетради.

3.Сделай звуко-буквенный анализ слов: щипцы, вещи, овощи, щука

4.Запомни: ЧАА, всегда с А

                    ЧУУ, всегда с У

5. Определи место звука Щ  в словах:

Плащ, щель, тащит, щенок, мощный, щепки, ущелье, щётка.

6. Игра «4 лишний»:

    - А, П, Р, Щ;

    - Щ, Й, Ч, Ж;

    - З, Щ, В, Л

7. Прочитай слова и предложения:

ПИ-ЩА, РО-ЩА, ЩИ-ТЫ, ХИЩ-НИК, ЧА-ЩА, ПИ-ЩУ

МАЛЬ-ЧИ-КИ   И-ЩУТ   ЩЕН-КА. СОМ ЗАГ-НАЛ ЩУ-КУ В БО-

ЛО-ТО. КОМ-ПОТ СЛА-ЩЕ ЧАЯ. В КОМ-НА-ТЕ ЯР-КО-Е ОСВЕ-

ЩЕ-НИ-Е. ДЕ-ТИ ЧАС-ТО ПО-СЕ-ЩА-ЮТ ЦИРК. ДОЧ-КА НО-СИТ МА-МИН ПЛАЩ.  



Предварительный просмотр:

                        Тема: Звуки В-Ф.

Запомни: звук В – согласный, твёрдый, ЗВОНКИЙ, парный

                 звук Ф – согласный, твёрдый, ГЛУХОЙ, парный  

1. Игра «Определи место» звуков [В-В’] в словах(устно):

Ватка, тыква, ива, вагон, венок, корова, весы, буквы, звёзды, диван.

2. Игра «Строители»:

[К-О-Ф-Т-А], [В-А-З-А], [С-О-Ф-А], [Ф’-И-К-У-С], [И-В-А-Н],

[Ф-О-Т-О], [В-О-И-Н], [Ф’-И-Н’-И-К]

3. Игра «Наоборот»:

ваза – фаза                                фон-

вата-                                          форс-

фраки-                                       Фаня-

софа-                                         вены-

4. Игра «Переставь буквы»:

В Н З О                   А Т К О Ф               У Ф С К О              Т В Н И

2  4 1  3                   5  4  1  2  3               4  1   5  3  2              4 1  3  2

 

5. Нарисуй или наклей картинки для Вовы, со звуками В-В’. Для Фомы, со звуками Ф-Ф’. Раздели слова на слоги, определи позиции звуков, подпиши изученные буквы.

6. Игра «Собери словечко» Внимательно рассмотри картинки, произнеси названия предметов, которые изображены. Выдели пер-вый звук в этих словах и объедини их в одно слово. Что получи-лось?

                                   

7. Игра «Читайка»

ВА      ФА               Во-ва,    Ви-ка,    И-ван,  Фо-ма.

ВО      ФО               ва-за,  со-фа,    и-ва,  ва-та,  со-вок,  коф-та

ВУ      ФУ               Тут   хвост.     Вот   со-ва.   А тут бук-ва.

ВЫ     ФЫ              Вот ви-сит фо-то. У ок-на со-фа. У И-ва-на        

ВИ      ФИ              каф-тан.

                        СОСТАВЬ СХЕМЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы "Звук [р] в гостях у С.Я. Маршака"

Фронтальное логопедическое занятие, на котором дети встречаются с творчеством поэта С.Я. Маршака. Через иучаемые произведения так же автоматизируется звук Р в словах, предложениях, фразах. Включены за...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"

В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте. Тема: « Путешествие в страну буквы Л ».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в подготовительной логопедической группе по обучению грамоте          Тема: « Путешествие в страну буквы Л »....

Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [р]-[л]». Лексическая тема «Космос».

Лексическая тема «Космос».Цель.Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) и испытывающим трудности в обучении и общении, поср...