Система работы специалистов по готовности детей с ОВЗ к школе
статья на тему

Для того чтобы уравнять шансы наших детей с ОВЗ на получение достойного качественного образования, мы, учителя – логопеды и дефектологи формируем у воспитанников необходимые школьно – значимые функции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статью подготовили учителя-логопеды:

Горохова И.В.

Зинченко Ю.А.

        Проскурякова Н.Н.

        Стародубцева Е.В.

            Яковлева И.К.

Система работы специалистов по готовности детей с ОВЗ к школе

Задачу по подготовке детей к школе мы решаем во взаимодействии педагогов и специалистов.

    В сентябре проходит обследование детей с выявлением уровня развития по каждому разделу с заполнением речевых карт и карт дефектологического обследования. Затем результаты с учетом рекомендаций Центральной Психолого-педагогической комиссии обсуждается на ПМПк организации и планирование работы по каждому разделу: работа с воспитанниками, педагогами и родителями с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

 Для того чтобы уравнять шансы наших детей с ОВЗ на получение достойного качественного образования, мы, учителя – логопеды и дефектологи формируем у воспитанников необходимые школьно – значимые функции:

Это такие функции как:

  • Грамотная речь
  • Зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез
  • Пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез
  • Сенсорно–двигательная координация
  • Мыслительные операции и различные виды мышления.

Абсолютно значимым условием для успешного обучения ребёнка, для повышения качества жизни человека в целом, является его речь, связная, грамотная, устная, письменная. В своей работе достаточно много внимания мы уделяем развитию и совершенствованию речи, поэтому обозначим лишь отдельные аспекты этого направления.

Особое значение приобретает такая работа как формирование слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха. Формирование фонематического анализа и синтеза. Для этого мы используем систему тренировочных упражнений: хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук, «Звуковой калейдоскоп», определить место заданного звука в слове, определить и назвать последовательность звука в слове, расчленять названные слова на слоги, составлять схему слова.

Не менее важно развивать связную речь. Для этого используется развивающие игры «Мерсибо» на интерактивной доске, составление рассказов по серии сюжетных картинок, плоскостной и пальчиковый театры.

 Помня о том, что у детей часто нарушены структура фразы и внутреннее планирование высказывания, мы используем картинно – графические схемы предложений и планов рассказов.

В нашей практике по формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза мы активно используем тренировочные упражнения с песком и пластилином. Дети с удовольствием  пишут буквы на песке и лепят их  по контуру. Обводят буквы на тактильной дощечке.

Для развития зрительного восприятия и зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза целесообразно использовать следующие упражнения.

Дорисуй недостающие элементы букв, назови буквы, которые ты узнал, узнавание неправильно написанных букв.

Развитие пространственной ориентации, оптико – пространственного анализа и синтеза проводится в определенной последовательности с использованием упражнений:

Выкладывание узоров из геометрических фигур, расположение фигур  по инструкции педагога.

В целях предупреждения трудностей связанных с несовершенством сложно координированных движений кисти и пальцев рук, сенсорно – двигательной координации эффективны такие методы, как различные виды шнуровки. Специальные насадки «Рыбки» для подготовки руки к письму, систему упражнений «Рука – глаз», при которой ребенку необходимо провести путь от точки до точки, не отрывая руки и не касаясь линии.

Развитие основных мыслительных операций и различных видов мышления предусматривает использование в нашей практике счетных  палочек Кюизенера  и такого пособия, как «Палитра» для знакомства с составом числа в пределах 10, а также совершенствования навыка количественного и порядкового счета в пределах 10.

Таким образом, формирование предпосылок к учебной деятельности минимизирует трудности обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Речевая готовность детей при поступлении в школу.

Речь - это главный показатель развития всех психических процессов ребёнка, – это память, внимание, восприятие, воображение, мышление. Речь венчает все эти психические функции и отображает умствен...

ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ СМОЖЕМ, (совместная работа специалистов и родителей детей с ОВЗ).

Статья адресована родителям у которых в семье появился ребёнок с ОВЗ.А так же может быть полезна для специалистов, работающих с семьями, в которых растут такие дети....

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...

Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе

В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....