Особенности работы по формированию социального интеллекта учащихся с детским аутизмом на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда.
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Звонова Людмила Павловна

Актуальность и целесообразность реализации программы по формированию социального интеллекта для детей с ранним детским аутизмом (РДА), имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.П.Звонова

Заведующая школьным музеем КМПВО Ленинграда.

ГБОУ школа № 18 Центрального района Санкт – Петербурга.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО  ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА  УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА  НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КМПВО ЛЕНИНГРАДА

   Школьный музей Краснознамённой местной противовоздушной обороны Ленинграда был открыт 27 апреля 1976 года. Его экспозиция рассказывает о конкретной работе частей МПВО, мужестве, самоотверженности воинов, проявленных при исполнении служебного долга по защите населения и сохранению городского хозяйства Ленинграда во время фашистской блокады.

   В нашей школе обучается 14 детей с ранним детским аутизмом (РДА). В настоящее время это два класса – 7-ой и 9-ый, и по одному человеку в других классах.  Первые учащиеся пришли в школу в 2008 году в 5 класс. Сейчас эти дети обучаются в 9-ом классе. За прошедшие четыре года накопился достаточный опыт коррекционной работы с данными учащимися.

   Аутизм представляет собой расстройство умственной деятельности, при котором больному сложно общаться с окружающими людьми и понимать их. При аутизме отдельные сегменты мозга не могут работать чётко и слаженно. У большинства людей, страдающих таким заболеванием, всегда будут сложности в отношениях с окружающим миром. При этом симптомы такого заболевания могут очень отличаться по интенсивности в каждом конкретном случае. Более того, со временем, индивидуальные проявления и поведение у таких детей могут меняться.

   Учащиеся с РДА впервые пришли в школьный музей в 5 классе. Поведение большинства из них было неадекватным: они закрывали глаза, т.к. боялись смотреть на стенды и экспонаты, связанные с жизнью во время блокады Ленинграда; отворачивались от экскурсовода и не хотели слушать о деятельности бойцов МПВО. У некоторых детей неадекватность поведения выражалась в аффективных вспышках.

   Поэтому возникла потребность в разработке необходимых организационно- педагогических условий, позволяющих реализовать внутренний потенциал аутичных детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида. В частности, создание специальной программы деятельности  школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом, в которой были  учтены конкретные индивидуальные особенности и потребности каждого ребёнка.

   Патриотическое и гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач нашего общества. Поэтому особенно актуальна и целесообразна  реализация программы в школе для детей, имеющих сложный дефект, который приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Такие учащиеся самостоятельно не в состоянии воспринять социальные нормы и требования.

   Данная программа ставит своей целью создать оптимальные условия для учащихся и педагогов в использовании музейной коллекции для  воспитания, обучения и социальной адаптации учащихся с ранним детским аутизмом на основе взаимосвязи и преемственности в историко-патриотическом воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями в 5-9 классах. Формирование у учащихся любви к Родине и уважения к ветеранам войны и труда.

   Для реализации указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Воспитание  патриотизма и культуры наследования, обеспечивающих включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей патриотизма, петербургской и мировой культуры.
  2. Использование материалов музея в организации и проведении учебно – воспитательного процесса, рассчитанное на длительный срок.
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.
  4. Активная  экскурсионно-массовая работа с учащимися.      

   Коррекционно-воспитательная работа с детьми-аутистами представлена системой психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в их психическом развитии.

Коррекционно – развивающие задачи:

  1. Установка эмоционального контакта.
  2. Коррекция отклонений в интеллектуальном развитии (мышление, память, внимание, речь).
  3. Развитие умений устанавливать последовательность событий и причинно - следственные связи; развитие познавательных способностей учащихся.
  4. Способствовать преодолению неадекватных форм поведения.
  5. Развитие коммуникативных навыков.

   Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми-аутистами в соответствии с названными задачами обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка-аутиста.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование у учащихся любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда через встречи и оказание конкретной помощи ветеранам.
  2. Разработка и проведение музейно – педагогических занятий для учащихся с РДА разного возраста в соответствии с их интеллектуальными проблемами.
  3. Разработка и проведение в музее интегрированных уроков по общеобразовательным предметам (литература, история Отечества, ОБЖ, рисование, труд) с использованием музейной коллекции.
  4. Умение учащихся общаться с другими учениками и окружающими их людьми.
  5. Адекватное поведение и правильная реакция на исторические сообщения и факты.

   Для реализации Программы деятельности школьного музея КМПВО Ленинграда для учащихся с ранним детским аутизмом (РДА) целесообразно использовать следующие формы работы:

  • Проведение специальных музейно – педагогических занятий и игр на базе экспозиции школьного музея.
  • Тематические историко – краеведческие игры и конкурсы на базе школы.
  • Встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной войны.
  • Конкурсы и выставки детских творческих работ (поделки, рисунки, сочинения и др.).
  • Массовые акции памяти, участие в городских акциях «Посылка солдату», «Открытка ветерану» и др.
  • Экскурсии по местам боевой славы воинов МПВО и в Государственные музеи города.

   У детей-аутистов часто существуют нарушения в определении ощущений. Тактильные ощущения  и осязание развиваются в играх. Например, в игре  «Путешествие в прошлое» дети ищут в музее предметы, которые можно было найти в каждом доме у ленинградцев во время блокады: игольницу, утюг, коптилку, репродуктор, котелок, кисет, медали и т.д. Все эти предметы можно брать в руки и ощутить их физические и эстетические качества.  Зрительные и слуховые ощущения у детей  с РДА совершенствуются в играх с окружающими атрибутами пространства  музея, следовательно, насыщение среды разнообразными предметами даёт школьникам, имеющим сложные нарушения умственного, физического и психического развития, больше зрительных и кинестетических стимулов для развития.

   Индивидуализация процесса воспитания строится с учётом динамики адаптивности аутичных детей. Непосредственное взаимодействие руководителя школьного музея с учителями и специалистами образовательного учреждения в интересах стимулирования детей в учебно-воспитательном процессе, а также сформированности педагогической культуры микросреды воспитания детей.  Наш опыт обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений  может иметь  положительную динамику на всех проводимых музейно-педагогических занятиях. Учащиеся стали испытывать меньше затруднений в овладении навыков рисования, двигательных навыков, проявляют заинтересованность к творческому процессу в целом, улучшилась мелкая моторика, увеличился пассивный запас речи, а активный словарь пополнился новыми словами. Значительно уменьшились проблемы в поведении в помещении музея и в стенах школы в целом. Дети посещают городские музеи, где активно и адекватно включаются в работу, предложенную экскурсоводом. И всё же некоторые из проблем поведения (неадекватные плач и смех, вспышки агрессии) не удалось скорректировать. Вероятно потому, что они вызваны индивидуальными особенностями  психофизического состояния ребёнка. Сравнение результатов образовательно-воспитательной работы средствами музейной педагогики, проводимые в начале обучения в школе (5 кл.) и в 9 классе, даёт возможность увидеть положительную динамику развития у учащихся с РДА координационных, моторных навыков и навыков ориентации в пространстве. Также усовершенствовались речевые и коммуникативные навыки; значительно повысился уровень общего развития умственно отсталых детей с детским аутизмом.

Таким образом, обучающиеся со сложными дефектами развития – это особая категория детей, имеющих свои специфические особенности, учёт которых даёт возможность развиваться детям во всей целостности. В результате системной образовательно-воспитательной и коррекционной работы, возможно преодоление негативных тенденций и постепенное вхождение учащихся с РДА, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, в социум. В разном темпе, с разной результативностью, но каждый обучающийся может постепенно продвигаться к более сложному и правильному взаимодействию с людьми, а также адекватно и правильно реагировать на исторические сообщения и факты.

Литература

1. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у     детей. – М., 2003.

2.  Вейс Томас Й. "Как помочь ребенку?" Москва 1992.

3.  Никольская О.С. "Проблемы обучения аутичных детей" Дефектология 2*1995.

4.  Морозова С.С. Методические рекомендации по работе с детьми с осложнёнными формами аутизма /Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. –  М., 2002.

5. Морозова С.С. Развитие речи у детей в рамках поведенческой терапии./ Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе./ Под редакцией Морозова С.А. –  М., 2002.

6.  Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжёлых и осложнённых формах. – М., 2010.

7.  Словарь - справочник по дефектологии Москва 1998.

ЗАЯВКА на участие в семинаре

Сведения об участнике

Фамилия

 Звонова

Имя

 Людмила

Отчество

 Павловна

Город

 Санкт-Петербург

Место работы (полное наименование организации, ВУЗа)

 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) №18» Центрального района Санкт-Петербурга

Должность

 Руководитель школьного музея, учитель истории

Ученая степень, ученое звание

 нет

Направление работы семинара

Воспитательная работа с детьми, страдающими осложнёнными формами аутизма

Форма участия (публикация, выступление на конференции, стендовый доклад, слушатель)

Публикация

Название доклада (публикации)

Особенности работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социализации учащихся с детским аутизмом в коррекционной  школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда

Почтовый адрес

индекс – 193015, ул. Кавалергардская,

дом № 9-11-13 литер «А».

Электронный адрес

 E-mail - sksh 18@ yandex. ru.

Телефоны

 275-62-67

факс -  275-62-67

Необходимость проживания в гостинице (оплата проживания за счет командирующей стороны)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций учащихся на базе школьного музея

Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта – одна из задач современной школы. Каждое учебное заведение находит свой путь ее решения, исходя из специфики учреждения, е...

"Формирование социальных компетенций учащихся через работу школьных музеев"

Доклад на районном семинаре на базе МБОУ СОШ № 1 г.Шатуры...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

Использование возможностей школьного музея в организации итоговых уроков и дополнительного образования учащихся.

Проблемы воспитания учитель решает на каждом уроке. Урок можно проводить не только в кабинетной системе, но и в другом учебном пространстве. Например – в школьном музее....

Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".

Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Использование ресурсов школьного музея для развития и реализации потенциала мотивированных обучающихся.

в данном материале дано описание методов работы педагога объединения "Юный музеевед" по работе с мотивированными обучающимися, представлен весь спектр направлений, приемов, которые направлен...