КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»
план-конспект урока на тему

Филиппова Марина Алексеевна

Конспект интегрированного урока ИЗО и музыки в 6 классе коррекционной школы  VIII вида «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo._tsvetomuzykalnaya_palitra_vesny.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО ТЕМЕ: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ»

Цели:

  1.  Познакомить с частичкой творчества художников и композиторов, отображавших весну в своих произведениях. Учить анализировать музыкальные и художественные произведения и использовать цветомузыкальное решение при прослушивании контрастных музыкальных произведений.
  2.  Развивать чувство цвета и цветомузыкальной гармонии, художественный вкус.
  3.  Воспитывать любовь к искусству, творчеству, природе.

Оборудование:

  •  Для учителя: мультимедиапроектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент. CD-диск «Времена года» П.И.Чайковского «Апрель», набор цветных карточек, музыка В. Шаинского CD-диск, репродукции картин: И.Левитан «Март», И.Левитан «Большая «вода», В.Бакшаев «Голубая весна».
  •  Для детей: заготовки рисунков, краски акварельные, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

ХОД УГОКА:

  1.  Организационный момент.

На доске репродукции картин: И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Бакшаев «Голубая весна». На экране слайды с изображением весенних пейзажей.

Учитель музыки:        Здравствуйте,        ребята.        Посмотрите        на        экран        и

прислушайтесь. Звучит музыка «Времена года» П.И. Чайковского «Апрель».

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно.

  1.  Раскрытие темы урока - Что вы видели на экране? (Ответы детей) Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (ответы детей) Конечно же, мы будем говорить сегодня о весне. Только что вы прослушали музыку великого русского композитора П.И.Чайковского, которая называется «Апрель».

- С какими произведениями этого композитора мы с вами уже знакомы? («Времена года - декабрь», балет «Щелкунчик»).

Учитель рисования: Перед вами репродукции картин: И.Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели», В.Бакшаев «Голубая весна». На всех этих картинах тоже изображена весна.

  •  Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы лучше познакомимся с уже известным вам композитором и его музыкой, поговорим о художниках, которые изображали на своих картинах весну. Мы поговорим о цвете и о музыке, и о том, как эти два понятия взаимосвязаны. Постараемся увидеть то, что не каждый увидит, и услышать то, что не каждый услышит! Для этого необходимо ваше желание и внимательность. Мы отправимся в путешествие, где поговорим о весенних красках и звуках, а может быть, еще попадем в какие-либо приключения. Тема нашего урока: «ЦВЕТОМУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА ВЕСНЫ». А весенние солнечные улыбки будут оценивать вашу работу. (жетоны-смайлики за правильные ответы).
  1. Новый материал.

Учитель музыки: Итак, в путь. А сначала проведем уже знакомую вам игру- разминку «Раскрась музыку!». Сейчас прозвучат две знакомые вам песни. Вслушайтесь в слова, в музыку и предложите, каким цветом вы бы их раскрасили. А помогут вам в этом цветные карточки.

  •  Первая песня, которая для вас звучит «Песенка Незнайки». Звучит фонограмма ВШаинского «Песенка Незнайки».
  •  Вы знакомы с этим сказочным человечком? Какой он ^(ответы детей) веселый, озорной, радостный... Какими цветами можно показать его характер?
  •  Песенку Незнайки вы разукрасили яркими цветами, потому что он веселый, озорной.

А теперь послушайте вторую песню. Это песня Черепахи Тортиллы из фильма про Буратино. Звучит фонограмма В.Шаинского «Песенка Черепахи Тортиллы» изм\ф «Приключения Буратино».

Опишите Черепаху, какая она? (ответы детей). Какими бы цветами вы раскрасили ее?

А черепаху Тортиллу вы раскрасили темными, тусклыми тонами, потому что она: старая, медленная, грустная...

Учитель рисования: Молодцы, ребята! Итак, вы знаете, что музыкой и цветом можно передать настроение, чувства, эмоции. Прежде, чем продолжать наше путешествие, предлагаю немного размяться и улучшить наше настроение: Учитель музыки: (Физкультминутка) (слайд 4)

Мы очень много занимались, слушать музыку устали.

Так давайте отдохнем, а потом опять начнем!

Пальчики свои сожмем, а потом их разожмем,

Дружно ими потрясем, руки в локте мы согнем.

Разогнем, опять согнем.

Разогнем и потрясем!

Полетаем, словно птицы.

Взмах крылом и раз, и два....

Отдохнули, дети? — Да!

Учитель музыки: Продолжаем путешествие, (слайд 5) Представьте, что мы с вами в лесу: журчит ручей, дует теплый ветерок, поют птицы... Вот такую сказочную природу любил композитор, музыку которого вы слушали в начале урока. Кто этот композитор? Правильно, звучала музыка великого русского композитора П.И. Чайковского. Он очень любил русскую природу, и часто отправлялся к реке, на луг, в лес, чтобы полюбоваться природой, а затем возвращался домой, и у него рождались прекрасные произведения. Однажды у него появился цикл пьес, который он собрал в альбом и назвал его «Времена года».

Произведение, которое вы прослушали, тоже из этого цикла. Композитор написал его, любуясь одним из весенних месяцев - Апрель, (слайд 6)

Учитель рисования:

  •  Какие еще весенние месяцы вы знаете? Ответы детей.
  •  Назовите первые признаки весны. Ответы детей: появляются проталины, ярче светит солнце, день становится длиннее, возвращаются птицы из теплых стран и т.д. (слайд 7)
  •  Именно весной начинают распускаться почки деревьев, появляется молодая трава, и распускаются цветы.

Учитель музыки: - А вы знаете, ребята, что у мелодии, которую вы только что слушали, есть второе название, и вы его узнаете, если отгадаете загадку: Хорошо гулять в лесу,

Тихо, утро раннее.

Чудо-песенка звенит На лесной проталине.

Чей то нежный голосок Еле-еле слышен.

Кто расправил лепестки,

Из под снега вышел?

  •  Правильно, это подснежник, (слайд 8) А как вы думаете, почему П. И. Чайковский дал этому произведению такое название? Ответы детей.

Учитель рисования:

  •  Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, и, конечно же, художников!
  •  Поднимите руки те, кто любит весну. Почему вы ее любите? Ответы детей.

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

  •  С какой картиной можно сравнить настроение мелодии Чайковского «Апрель»? (слайд 9)
  •  Да, ребята, эта мелодия очень сильно перекликается с картиной художника Василия Бакшаева «Голубая весна». Рассмотрите картину. Какие краски использует художник, изображая весну? Ответы детей (солнечные, радостные)

Закройте глаза, сядьте удобнее, представьте себе, что вы находитесь в том самом лесу, который изобразил художник, и прислушайтесь внимательнее к музыке и словам (на фоне звучания музыки):

Учитель музыки: «Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла. Все наполнено теплым, душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий, медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуются на голубом фоне неба ажурные — с распустившимися почками — верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаются друг с другом по влажной земле. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!»

  1. Практическая часть.

Учитель рисования:

- Отдохнули? А теперь сядьте удобнее, подтянитесь, продолжаем путешествие. Не случайно мы заговорили о цветах. Весной они появляются повсюду: в лесах, на полянах и лугах, в парках и скверах. Все они очень разные, но всегда они радуют наш взгляд своей красотой.

Сейчас мы с вами попробуем стать немножечко художниками. Перед вами - рисунок цветка, но он не закончен. У этого цветка нет названия. Как можно его назвать? Ответы детей. Давайте назовем его «Весна» и постараемся оживить его. Выберете те цвета, которые считаете нужными, главное, чтобы он получился по-весеннему радостным и праздничным!

А поможет вам рисовать музыка П.И. Чайковского «Времена года - апрель» или «Подснежник». Слушайте музыку и приступайте к работе.

(Звучит музыка, дети рисуют), (слайд 10)

V. Итог урока. Обобщение.

Учитель музыки: Художник, вдохновленный красотой природы, изображает эту красоту в своих полотнах. Композитор, выражает свои чувства через музыку. Вот и мы с вами сегодня постарались почувствовать приход весны благодаря искусству живописи и музыки. Давайте ваши работы оформим в один большой букет и подарим гостям наш разноцветный рисунок и песню.

Дети собирают рисунки цветов в единую композицию с помощью учителя.

Учитель рисования: Вы заметили, что в нашем путешествии не было ни одного живого цветка, это не случайно, пусть цветы растут и радуют глаз многим и многим людям, любуйтесь ими, не срывая.

Исполнение песни Ю. Забутова «Рисунок в подарок» (слайд 11)

Учитель музыки: Сегодня вы все молодцы. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства "Я рисую музыку"

Цель: Развивать умение различать характер предложенного музыкального произведения красками, используя особенности цвета и нетрадиционные техники рисования....

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Интегрированный урок музыка и изобразительное искусство по теме "Пример песни без слов"

Интегрированный урок "Музыка и Изобразительное искусство" по теме: "Пример песни без слов"...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме «Музыкальный пейзаж».

Данный урок разработан учителями музыки и изобразительного искусства для учащихся 5-х классов, с целью – дать возможность детям прочувствовать, осознать, проявить своё отношение к разным видам и...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский».

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Звать через прошлое в настоящее. ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)

Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...

Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства " Образ матери в музыке и в изобразительном искусстве"

Урок проводят:-    учитель ИЗО  Буланая Любовь Михайловна-     учитель музыки   Стаценко Татьяна ИвановнаЦель:-показать, как  музыка и живопись р...