Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
календарно-тематическое планирование ( класс) на тему

Данное тематическое  планирование было составлено на  основе разработок  известных специалистов  (Л.Н. Ефименкова, Е.В. Мазанова, Г.Г. Мисаренко) с учётом сложной формы дисграфии (акустическая дисграфия, элементы оптической и аграмматической дисграфии), выявленной   у обучающихся   6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_6_kl.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  планирование  логопедической работы с   группой обучающихся   6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида  при сложной форме дисграфии

(акустическая, элементы оптической и  аграмматической дисграфии)

Характеристика группы

Обучающиеся данной группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной отсталости и недостаточной сформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического  компонента речевой системы

У большинства обучающихся данной группы недостаточно сформированы фонематические процессы, что сказывается на успешности овладения письмом и чтением. В письменных работах обучающихся присутствуют пропуски, перестановки букв, слитное написание предлогов и раздельное написание частей корня, которые напоминают предлог, встречаются смешения букв по кинетическому сходству (К.Н., С. К.), замены букв по акустическому сходству.

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы

Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен, допускаются ошибки на смешение слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматический строй сформирован недостаточно. В речи присутствуют аграмматизмы: неверное употребление числа имен существительных; трудности при согласовании имён существительных с прилагательными.  В письменных работах присутствуют ошибки управления, согласования;  имеются пропуски и замены предлогов.

III. Психологические особенности

У большинства обучающихся группы неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, низкая работоспособность, недостаточная способность к переключению, к запоминанию словесного материала, низкий уровень самоконтроля.

Основные направления работы

1.Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2.Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

- уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса за счёт накопления новых слов и развития умения пользоваться способами словообразования;

- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения учениками  словосочетаниями, связью слов в предложении.

3. Развитие навыков построения связного высказывания.

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания, навыков самоконтроля, способности к запоминанию, произвольности общения и поведения, способности к переключению.

5. Формирование учебных умений,  развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение понять и принять учебную задачу, контролировать ход своей деятельности, уметь отвечать на вопросы по ходу учебной работы.

п/п

  Темы и содержание занятий

Кол-во час

Речевой и программный

материал

Нормализация учебной деятельности

1

Логопедическое обследование учащихся. Выявление  нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование учащихся, имеющих речевые нарушения. Комплектование логопедических групп

2

Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексико-грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи

Исследование неречевых процессов

Формирование приемов учебной деятельности

Уточнение пространственно-временных представлений. Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий, сначала, потом, реже, чаще

Развитие понятийного мышления, скорости мышления.

Развитие внимания

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания

Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

Усиление концентрации слухового внимания

Развитие зрительно-моторных координаций

Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз».  Игра «Электронная муха»

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал

Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления

Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстракт-ного  мышления

 

Развитие словено-логического мышления

Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их

 

Развитие логического мышления

Формирование причинно-следственных связей

Развитие слуховой памяти.

Развитие зрительной памяти

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений

Развитие линейной

 памяти (линейное распознание пред-метных картинок в сюжетной последовательности)

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги

Формирование   приемов                самоконтроля

   

2

Речь и предложение. Речь устная и письменная. Выделение предложений из речи и текста

1

Заглавная буква в начале предложения точка в конце

3

Интонационные границы предложения.

Границы предложения на письме

1

Различение предложений по интонации

4

Практические упражнения в составлении и распространении предложений

1

 Устный анализ предложения по количеству слов                    

5

Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении

1

Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения

Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов

6

Звуки гласные и согласные

1

Алфавит. Дифференциация понятий «гласные - согласные». Звукобуквенный анализ и синтез слов

7

Свойство гласных образовывать слог. Дифференциация понятий «слово – слог»

1

Сравнение слов по количеству слогов. Типы слогов                    

8

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных»

1

Деление слов на слоги.

Слова с прямыми закрытыми слогами и слогами со стечением согласных

9

Слоговой  анализ и синтез слов различной слоговой структуры  

1

Порядок слогов в слове. Деление слов на слоги. Правила переноса

10

Твердые и мягкие согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. 

1

Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию

11

 Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Буквы     а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных. Правила написания предложения. Связь слов в предложении

12

Обозначение мягкости согласных буквой Ь

1

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных

13

Буква Ь в конце и в середине слова

2

Дифференциация понятий  «звук – буква». Звукобуквенный анализ слов с буквой Ь

14

Разделительный   Ь   перед  гласными  е,  ё,  я,  ю,  и

1

Сопоставление произношения и написания слов с разделительным  Ь

          

15

Дифференциация Ь  показателя мягкости согласных и разделительного Ь

1

Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов с разделительным   Ь и с Ь

 

Дифференциация звуков, имеющих акустико-артикуляционное   сходство

16

Звук и буква Ц в слогах, словах, предложениях, текстах

1

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях

17

Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях, текстах

1

Характеристика звука. Выделение звука в разных позициях. Употребление уменьшительно-ласкательных  суффиксов

18

Дифференциация звуков [Ч–Ц] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Выделение звуков [Ч]– [Ц]  в разных позициях

19

Дифференциация звуков [Ч–Т’] в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

2

Выделение звуков [Ч] – [Т’]  в разных позициях

                       Дифференциация оптически  сходных букв

20

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв  О – а 

1

Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме

21

Дифференциация гласных О – а  в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Развитие зрительной  дифференциации строчных букв «о – а»  Нахождение букв в «Волшебном квадрате»   

22

Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв  

ш–щ

1

Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга

23

Дифференциация букв ш–щ в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах

3

Развитие зрительно-моторных координаций.

Правописание «жи-ши»

Слово. Словосочетание. Предложение

Развитие навыков словообразования

24

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению    

2

Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова - «близнецы»)

25

Слово. Однокоренные слова

1

Знакомство с однокоренными словами

26

Однокоренные слова и слова-омонимы

1

Омонимы (слова - «близнецы»). Выявление значения в контексте. Правила написания предложения

27

Однокоренные слова и слова-паронимы

1

Выявление значения в контексте. Согласование слов в словосочетании и предложении

28

Родственные слова

1

Знакомство с понятием родственное слово. Подбор родственных слов. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Развитие словаря

29

Корень слова

1

Знакомство с понятием корень. Дифференциация однокоренных и родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов. Правописание родственных и однокоренных слов

30

Сложные слова

1

Знакомство со сложным способом словообразования. Развитие умения образовывать  сложные слова

32

Приставка. Приставочное словообразование

1

Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении  приставки в словах. Графическое обозначение приставки. Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений

33

Приставки пространственного значения

1

Тренировка в нахождении  приставки в словах. Развитие пространственных представлений

34

Приставки временного значения

1

Тренировка в нахождении  приставки в словах. Развитие временных представлений.

35

Образование слов при помощи приставок

1

 Образование слова префиксальным способом. Подбор  различных приставок к словам, обозначающим действия предметов.  Работа с антонимами

36

Дифференциация приставок, сходных по буквенному составу

1

Правописание приставок. Тренировка в нахождении  приставки в словах. Развитие временных и пространственных представлений

37

Суффикс. Суффиксальное словообразование

1

Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов. Выбор суффикса. Дифференциация суффиксов

38

Образование слов при помощи суффиксов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы

1

Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря путем образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением

39

Образование слов при помощи суффиксов. Суффиксы профессий

1

Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря по теме: «Профессии»

40

Суффиксы прилагательных

1

Закрепление знания о правописании суффиксов. Обогащение словаря

41

Состав слова. Закрепление знаний о частях слова

1

Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании. Закрепление навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок

42

Морфологический состав    слова

1

Тренировка в морфологическом разборе слов. Уточнение значения слов. Работа с антонимами, синонимами

43

Ударение. Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Определение ударного гласного в слове

2

Обогащение словаря. Слова-омографы.  Работа над слого - ритмическим оформлением слова. Различение ударных и безударных гласных

44

Безударные гласные в корне слова

3

Выделение безударных гласных в словах. Обогащение словаря. Подбор родственных слов

45

Предлоги.                                  Предлоги В – НА

Языковой анализ предложений

1

Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Закрепление знания о правописании предлогов

46

Предлоги НА – НАД 

Восстановление деформированных предложений

1

Развитие временно-пространственных представлений. Устранение аграмматизма в устной и письменной речи

47

Предлоги   К – ОТ 

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое

1

Закрепление знания о предлогах. Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета Установление порядка слов и грамматических связей в предложении

48

Предлоги  В – ИЗ 

Составление предложений из слов, данных в начальной форме

1

Дифференциация предлогов и приставок. Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Упражнение в постановке вопросов.

49

Предлоги   ОТ – ИЗ   

1

Закрепление знания о предлогах. Практическое употребление существительных  в форме ед.ч. Р.п. Правила написания предложения. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи

50

Предлоги   С – СО

1

Дифференциация предлогов и приставок. Согласование слов в словосочетании и предложении. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи

51

Предлоги  В – У

1

Развитие пространственных представлений. Дифференциация предлогов и приставок. Восстановление деформированных предложений. Преодоление аграмматизма падежных окончаний в устной и письменной речи

52

Дифференциация предлогов и приставок. Одинаковые предлоги и приставки

1

Нахождение  приставок в словах. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Восстановление деформированных предложений Установление грамматических связей  между словами в предложении

53

Итоги коррекционной работы за год Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы с учащимися

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной...

Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 4 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Тематическое  планирование  рассчитано на работу с  группой   обучающихся   4  класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, имеющих  сложную форму д...

Тематическое планирование логопедической работы с группой обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данное тематическое планирование составлено на основе рекомендаций известных специалистов (Л.Н. Ефименкова, Е.В. Мазанова, Г.Г. Мисаренко) с учётом сложной форме дисграфии (аграмматическая, элементы а...

Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...