«Подготовка дошкольников с ОВЗ к овладению навыками письма»
план-конспект на тему

Майсюк  Альвина   Мунировна

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма.

А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyki_pisma.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка дошкольников с ОВЗ  к овладению навыками письма»

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение им навыками письма.

А это уже с первых дней обучения создает комплекс трудностей. Письмо – совершенно новый вид деятельности для детей, начинающих школьное обучение, на нем практически строится все дальнейшее обучение.

В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухомоторных.

Одной из важных составляющих готовности к письму является наличие у ребенка развитых функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также формирование базовых графических умений и навыков.

У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются низкая двигательная и познавательная активность, недостатки общей и тонкой ручной моторики, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности.

Основные показатели развития детей данной категории заметно отстают от возрастной нормы.

Дети с ОВЗ, не посещающие образовательные организации нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи и специальной подготовке к школе. Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки к обучению в школе дают все основания уделить особое внимание формированию у детей с ОВЗ первоначальных графических навыков.

Если за год до школы диагностировать у детей факторы риска в развитии мелкой моторики руки и выстроить эффективную систему работы, то это обеспечит уровень развития ручных умений, необходимых для успешного обучения в 1 классе, снизит психологическую нагрузку ребенка при поступлении в школу.

Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников 5-6 лет – одно из важнейших направлений работы при подготовке ребенка к школе.

Основные задачи:

  • Научить соблюдать санитарно-гигиенические правила письма.
  • Развивать и совершенствовать мелкую моторику, тонкие движения кистей и пальцев рук.
  • Развивать представления ребенка о пространстве, зрительно-моторные и слухомоторные действия.
  • Научить детей ориентироваться на листе бумаги и в тетради.
  • Формировать базовые графические навыки.
  • Научить произвольно регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу,   планировать, контролировать свои действия, оценивать качество выполнения задания).
  • Воспитывать способность работать в коллективе, развивать навыки общения, конструктивные способы взаимодействия со сверстниками.

               Работа по подготовке руки к письму проводится по следующим направлениям:

  • Развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.
  • Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания.
  • Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка.
  • Развитие пространственной ориентировки.

Родители должны являться активными творческими участниками учебного процесса. В работе с семьёй  ставятся задачи педагогического просвещения родителей, оказание помощи в формировании правильного подхода к ребенку при подготовке его к школе.

                                                  Формы работы с родителями:

  • беседы;
  • индивидуальные и групповые консультации
  • открытые занятия
  • визуальные средства информации (информационный стенд; подборка текстовых консультаций).

          Показатели готовности дошкольников к овладению навыками письма:

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил письма;
  • свободное владение техникой движения руки, зрительно-моторной и слухомоторной  координацией;
  • умение ориентироваться в пространстве листа; умение вписывать предметы различной конфигурации в рабочую строку (клетку);
  • умение моделировать и конструировать предметы из элементов различной   конфигурации;
  • владение графическими навыками: проведение различных линий; выполнение штриховки; копирование рисунков; рисование и раскрашивание различными материалами;
  • умение правильно писать печатные буквы и элементы письменных букв;
  • умение распределять внимание, контролировать свои действия во время графомоторной деятельности;
  • умение ориентироваться в задании, последовательно и аккуратно выполнять необходимые действия, оценивать качество выполнения задания и т.д.

Результаты проведенных занятий показывают, что у большинства детей уровень развития пространственных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики руки по сравнению с началом обучения становится значительно выше.

Таким образом, вовремя начатая и правильно организованная работа в предшкольный период позволяет достигнуть поставленной цели – подготовить дошкольника к овладению навыком письма.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!

Учитель – Дефектолог  Майсюк Альвина Мунеровна

МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности № 16 «Золотой ключик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная методика овладения навыками грамотного письма

Как часто учителя русского языка бьются над неразрешимой проблемой  грамотного письма учеников.Мне показался занятным материал книги Е.В.Гордеевой. Эта презентация является попыткой примене...

Формирование навыков письма при подготовке к государственной итоговой аттестации

Конечной целью обучения письменной речи является формирование умения порождать письменные высказывания (тексты) различных типов и жанров в зависимости от их назначения и сферы применения. Типы пись­ме...

Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.

Данная разработка адресована учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение. Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения...

Овладение навыками культуры поведения у дошкольников

Воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения...

Рекомендации родителям по овладению навыками письма и чтения

Данная разработка представляет собойупражнения и рекомендации, которые помогут  ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнят...