Конспект игрового занятия для детей 5-7 лет "Весенняя АБВГДейка"
материал на тему

Гордеева Яна Евгеньевна

Данное занятие проводится совместно с родителями и детьми. Дает возможность активизировать знания по обучению грамоте: характеристика звуков, слоговой анализ, чтение слогов и слов. Занятие проходит в игровой форме и связано с лексической темой "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesennyaya_abvgdeyka.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon deti_na_krugloy_planete.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon intonatsiya_i_rech.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Формирование положительной мотивации к обучению грамоте.

Задачи: Закрепить знания о гласных и согласных, твердых и мягких звуках. Совершенствовать процесс звукового анализа и синтеза. Активизировать навык чтения  слогов, слов. Упражнять в определении количества слогов в слове. Воспитывать интерес к занятиям по обучению грамоте. Активизировать словарь по теме «Весна».

Оборудование: буквы, голубая лента, красные и синие кораблики, камешек,  сломанные буквы,  капли со слогами, «лужи» со словами, сапожки со схемами, красный, синий и желтый карандаши, буквы слова ВЕСНА, клей, цветочки, лужицы, открытка с буквой для каждого ребенка, мультимедийное оборудование,   Слайд 1 

                                        Ход занятия:

1.Орг момент. Родители сидят за столами. Дети входят в зал и встают в круг в центре зала.    

-Весна самое долгожданное время года. Так долго шла зима, и вот, наконец-то, первые лучики ласкового солнца будят природу от зимнего сна. 

-Солнце ласково смеётся, светит ярко, весело.

  С солнышком в кружок мы встанем, поиграем вместе с ним. Дети проговаривают  стихотворение вместе с логопедом и выполняют движения.

 Упражнение «Солнышко». Создание положительного эмоционального настроя.

Слайд 2 «СОЛНЦЕ ЛУЧИКОМ ИГРАЕТ, А СНЕЖОК ВСЕ ТАЕТ, ТАЕТ».

          Маленькое солнышко я держу в ладошках,  

(показывают руками маленькое солнышко)

          А большое солнце вижу из окошка.            

(смотрят в окно и показывают руками солнце)

Маленькое солнышко я беру руками,                

(показывают руками маленькое солнышко)

           А большое солнце, высоко над облаками.    

(поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко мне в ладошки светит,  

(показывают руками маленькое солнышко)

           А большое солнце светит всей планете.        

(поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Дети садятся за столы, рядом с мамами (папами).

2. Слайд 3  Игра «Знакомство»  «ТАЕТ СНЕЖОК, ОЖИЛ ЛУЖОК».

-Какое время года наступило? Что происходит со снегом? Снег тает и из-под снега появляется первая трава, цветы и…буквы! 

- Давайте познакомимся с буквами (буквы у каждого на столе). Я предлагаю  громко, всем вместе  назвать свои имена (дети и взрослые называют хором свои имена).

-А теперь узнаем, как зовут каждую букву. Ты на букву посмотри, как зовут ее, скажи. (Дети и родители по очереди называют звуки, соответствующие буквам). Вот и познакомились!

3. Слайд 4. Игра «Весенние слова» Определение звука в начале и конце слова. 

-Вокруг всё расцветает - по земле весна шагает.

Предлагаю родителям поиграть в игру «Весенние слова» с согласными звуками. Родители берут букву (К,С,Л,П,В,М,Т,Г,Н,З,Ж,Р) и придумывают слова с этим согласным звуком в начале слова, по теме «Весна» (К-капель, кораблик, С-сосулька, Л-лужа, П-проталина, почки, В-ветерок, верба, М-март, мимоза, Т-трава, Г-грач, гнездо, Р-ручей, Н-насекомые, З-зонт, Ж-жук). –А дети поиграют с гласными звуками. Узнайте  гласный звук в конце слова.  (Логопед называет для каждого ребенка слово). (ЛУЖА, ОБЛАКО, ПРОТАЛИНЫ, ЛИСТИКИ, ТРАВА, СОЛНЫШКО, ПОЧКИ, МИМОЗА, ПТИЦЫ, ВЕСНА, САПОГИ, ВЕРБА)

4. Слайд 5 Игра «Кораблики» Дифференциация гласных и согласных звуков. «ПРИЛЕТЕЛИ   ГРАЧИ, ЗАЗВЕНЕЛИ   РУЧЬИ».  (ЗВУК РУЧЬЯ)

Логопед читает загадку:       Бегу я, как по лесенке, по камешкам звеня!
                                               Издалека по песенке, узнаете меня! (Ручеек)

- Послушайте, что это звенит, журчит? (ручей). И у нас появился ручей, давайте пускать кораблики. Гласные звуки поплывут на красных корабликах, а согласные на синих. Дети и родители выбирают кораблики, «садят» туда букву  и бегут по ручейку (голубая лента выложена в виде ручейка). В конце ручейка «причал» для корабликов из модуля. Когда каждый кораблик доплыл до причала, родители и дети встают в круг.

5. Слайд 6. Игра «Твердый - мягкий» Дифференциация твердых и мягких согласных.

-Посмотрите, я в ручье нашла камешек. Какой он? (твердый). А рядом с ручейком появилась первая весенняя …(травка) Какая она? (мягкая)

-Согласные звуки тоже бывают твердые и мягкие. Давайте вспомним их. Твердый звук – показываем камешек - кулак, мягкий звук – показываем мягкую травку - ладонь. Логопед называет звук, род. и дети повторяют его и показывают соответственно ладонь или кулак. (П, Пь, Дь, Д…).

-отлично сыграли, можете проходить, садиться.

6. Слайд 7. Игра «Мастерская букв» Закрепление графического образа букв. «УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ» (Все сидят за столами).

-У нас неприятность! Буквы на корабликах катались и немножечко сломались! (У каждого на столе лежат элементы букв). Давайте отремонтируем наши буквы, чтобы и дальше с ними играть! (Дети и родители собирают буквы из элементов (деталей).

7.Подвижная игра «Сосульки» Развитие общей моторики

-Еще одна весенняя загадка: Уцепившись за карниз, капельки бросает вниз
                                                  Не игрушка, не свистулька, а прозрачная …                

                                                                                                               (сосулька)

Слайд 8

-Мы тоже с вами превратимся в сосульки! (Дети встают в круг и повторяя строчки, выполняют движения).

Шаловливые сосульки            (руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте)

Сели на карниз.                       (присесть)

Шаловливые сосульки            (покрутить руками)

Посмотрели вниз.                    (посмотреть вниз из-под руки)

Посмотрели, чем заняться?    (пожать плечами)

Стали каплями кидаться.        (руками соответствующие движения)

Так сосульки вниз смотрели и на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,            

Кап-кап, дзинь – дзинь.           (в такт наклонять голову вправо – влево)

На солнышке звенели,
И…растаяли!!!                         (расслабленно сесть, руки и ноги болтаются.

(Дети остаются стоять)

8. Слайд 9. Игра «Капель»  Чтение прямых и обратных слогов.

 «ТАК ВЕСНОЙ ВСЕГДА БЫВАЕТ, ВСЕ СОСУЛЬКИ ДРУЖНО ТАЮТ»    

-А когда сосульки тают что с них капает? (капли). Найдите, где капли упали, и принесите их. (Дети ходят по залу и ищут капли, а когда находят, приносят логопеду и читают слоги, которые написаны на каплях).

(МА, ХО, ТУ, ВИ, СЫ, УК, АЛ, ОП, ИН….) Дети читают слоги на каплях, если затрудняются, родители помогают.

9. Слайд 10 Игра «Лужи» Анализ и чтение слов различного слогового состава.

УШЛА ПОРА ПУРГИ И СТУЖИ, СЕГОДНЯ  ПОЯВИЛИСЬ. ЛУЖИ!!!»

(Мама и ребенок стоят возле  «лужи», на которой написано слово.)

-Посмотрите,  появились «лужи»! Нам нужны резиновые сапожки. Чтобы их получить: прочитайте слово на «луже», прохлопайте его, сосчитайте слоги и найдите подходящие сапожки. Если один слог в слове – на сапожках одна полоска.  (Ребенок с помощью мамы или самостоятельно читает слово, прохлопывает, считает, сколько слогов в слове и выбирает  сапожки со  схемой, соответствующей данному слову (сапожки на магнитной доске). (МАРТ -1, ЖУК -1, ЛИСТ-1 , ГРАЧ -1, МУХА-2, ТРАВА-2, МАМА-2, ЛУЖА-2, ЦВЕТЫ – 2, ОБЛАКО-3, МИМОЗА-3, ЛЕДОХОД-3,)

-Теперь у нас есть резиновые сапожки, и мы можем  попрыгать по «лужам»! (Дети и мамы прыгают по «лужам», разложенным на полу).

9. Слайд 11.Игра «Листики проснулись»  Звуковой анализ слов.

Все сидят за столами.

Листики проснулись, выбрались из почек

Первые листочки, радуются солнцу,

Не поймут со сна: -Неужели это... лето?

-Нет, ещё не лето, но уже — весна!

-Давайте вместе прочитаем, что я написала. (Дети читают слово на доске - ЛИСТ).  Я зажгла фонарики, но сделала ошибку, найдите ее. (Дети и родители определяют, что под буквой Ль надо зажечь зеленый фонарик, т.к. это мягкий звук!).  

-Нам поможет все исправить лучик солнца. Он коснется  фонарика и синий превращается в… зеленый! (Логопед закрашивает желтым карандашом-лучиком  синий цвет фонарика, и он становится зеленым).

10.Слайд 12. Творческое  задание «Весна – красна» Развитие творческих способностей. (На столах бумажные цветочки, клей, буквы слова ВЕСНА).

-Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если все зазеленело, и  в полях звенит ручей,
Если стал теплее ветер, если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла …
весна!

-Давайте и мы  сделаем ВЕСНУ красивой, яркой, веселой. И украсим ее цветами. (Дети и родители украшают буквы цветочками. Собирают все слово  из букв  на доске.)

11.Сюрприз «Открытка»  Развитие интереса к изучению букв, к чтению.

- Мы сегодня все старались. Можете выбрать открытку  с первой буквой своего имени  (А-Аня, Е-Егор, В-Витя…).

-Дома   украсьте  открытку, чтобы она стала нарядной, как наша Весна-красна.



                                                                                  



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Логопедическое  развлечение


«Дети  на  круглой  планете»

Гордеева Яна Евгеньевна

учитель-логопед

МБДОУ № 37 «Солнышко»

высшая квалификационная категория

 

Усть-Илимск

2014г.

Цели: Активизировать словарь по лексическим темам, закреплять навык правильного звукопроизношения, совершенствовать грамматический строй, развивать умение изменять слова, формировать слоговую структуру слов, упражнять в чтении слогов, развивать мелкую моторику, повышать речевую активность.

Оборудование: массажные мячики, мыльные пузыри, контуры предметов, магнитная доска, магниты, маленький мяч, 2 гусеницы, фрукты, шарики из разных материалов, слоги на большом шаре,  флешку, ноутбук.

Зал оформлен шарами. Дети передвигаются по кругу, играя в игры.

                                

Ход занятия:

1.Орг. момент. Дети заходят в зал.

Звучит «Круглая песня» гр. «Непоседы».

-Мы отправляемся на Круглую планету в гости к круглым человечкам. Давайте сделаем большой круг, скажем волшебные слова и полетим на воздушном шаре!

Дети встают в круг, повторяя чистоговорки,  делают самомассаж  ладоней колючими мячиками. Катают мячики ладонями, пальцами, сжимают, перебирают пальцами, перекладывают из ладони в ладонь.

От-от-от – отправляемся в полет.

Ти-ти-ти – ветер нужен нам в пути.

Ко-ко-ко – летим мы высоко.

Ре-ре-ре – на воздушном шаре.

Ла-ла-ла – мимо туча проплыла.

Ши-ши-ши – свежим воздухом дыши.

Шо-шо-шо – солнце греет хорошо.

Лы-лы-лы -  все предметы так малы.

Им-им-им – на Круглую планету мы летим!

2.Дыхательное упражнение «Пузырьки».

Дети стоят свободно, лицом к педагогу.

-Легкие, воздушные, ветерку послушные. 

Давайте подуем на  пузыри, чтобы они не упали.

Педагог пускает мыльные пузыри, дети  дуют на них, не давая им упасть.

3.Игра «Разноцветные слова».

Дети сидят перед магнитной доской.

-Вот мы и на Круглой планете! 

На Круглой планете случилась беда!

Исчезли с предметов все их цвета.

Вы предметы называйте, и цвета им возвращайте!

-Что бывает красного цвета? (синего, зеленого, желтого).

Дети называют, что бывает такого цвета (красный помидор, зеленый лист и т.д.), идут к воздушному шару такого цвета. Дети могут ориентироваться на контуры предметов на магнитной доске.

4.Игра «Волшебники».  Дети стоят в кругу, педагог в середине.

-Мячик маленький поймай,  и словечки уменьшай.

Бросая мяч, педагог  называет слово, ребенок, возвращая мяч, образует новое слово. Шар – шарик, книга – книжечка, ключ – ключик, жук – жучок, яблоко – яблочко, шапка – шапочка, ложка – ложечка, стул-стульчик, зонт-зонтик.

5.Физминутка  «Мячики». Дети стоят свободно.

           Раз, два, прыгай, мячик,   раз, два, и мы поскачем.

           Девочки и мальчики,        прыгают как мячики.

Дети делают взмах правой ладонью, как бы ударяя по мячу. Ритмично прыгают на носках, на одной ноге, на другой, на двух, руки на поясе.

6.Игра «Покорми гусениц». Дети стоят перед гусеницами.

- Гусеницы преградили нам дорогу, как же нам пройти? (ответы детей) Давайте их покормим и тогда пройдем.

Дети «кормят» гусениц, хлопая и считая слоги в словах (ба-нан 2 слога, для гусеницы из 2х шаров, ман-да-рин 3 слога, для гусеницы из 3х шаров).

Слова: яблоко, апельсин, мандарин, банан, слива, груша, виноград.

-Чем мы кормили гусениц? (фруктами)

7.Игра «Такие разные шарики». Дети подходят к столу и рассматривают шарики из разных материалов. (Шары: деревянный, стеклянный, резиновый, железный, пластмассовый,  бумажный, поролоновый, пластилиновый, шерстяной, ватный).

-Вы ребята не зевайте, с шарами весело играйте.

Педагог называет,  из какого материала шар, а дети называют какой он (шар из дерева – деревянный, из стекла - стеклянный).

8.Игра «Читай-ка». Дети присели вокруг большого шара с наклейками.

- Будем слоги мы искать,

Громко, четко их читать!

Дети ищут на большом шаре слоги  (среди картинок) и читают  их.

Слоги: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ТА, ТО…

9.Игра «Сделай сам». Дети стоят вокруг стола.

-Кого мы встретили на Круглой планете? 

Давайте сделаем гусениц из бусин и шнурков. 

Дети надевают на шнурки разноцветные бусины.

10.Итог занятия. Звучит «Круглая песня» гр. «Непоседы».

-Вот  и закончились наши приключения на Круглой планете.

Было весело? Интересно? Еще полетим? (ответы детей)

-А сейчас сюрприз от жителей Круглой планеты: всем - мыльные пузыри!!! 

Дети прощаются с гостями, уходят.

АТ

ОТ

УТ

ИТ

АМ

ОМ

УМ

ИМ

АП

ОП

УП

ИП

МА

МО

МУ

МИ

ТА

ТО

ПА

ПО

ПУ

ТУ

ПИ

ТИ



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Семинар-практикум


«
Развитие интонационной стороны речи  игровыми средствами у дошкольников»

Гордеева Яна Евгеньевна

учитель-логопед

МБДОУ № 37 «Солнышко»

высшая квалификационная категория

 

Усть-Илимск

2014г.

Слайд1. Подвижность нашего голоса, его высота, громкость, темп и тембр – являются важнейшими средствами интонационной выразительности. Они создают мелодический рисунок каждого слова и фразы.

Слайд 2. Сила голоса и интенсивность звучания передают внутреннее напряжение говорящего. Одна и та же фраза может звучать по-разному: быстро или медленно, высоким или низким голосом, громко или тихо, радостно или грустно. Недостаточная интонационная выразительность у детей, может влиять на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей. Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности в умении говорить шепотом, переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише), выделять голосом нужное слово, повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении, передавать голосом эмоциональную окраску текста.

Педагог должен: обладать приятным тембром голоса; уметь изменять силу и высоту голоса; передавать свои чувства голосом; уметь пользоваться словом как инструментом, воздействующим на детей; организовать общение с детьми, устанавливая с ними эмоциональный контакт.

Работу в данном направлении желательно проводить последовательно и систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, решая следующие задачи: развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса  у детей. Эти задачи помогает решить такая форма работы, как игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию. Работу проводить поэтапно. На первом этапе развивать умение воспринимать, а на втором этапе – воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи.

Слайд 3 Темп речи — скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).  Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности гласных и согласных звуков, снижение темпа достигается  увеличением длительности гласных.

Слайд 4. Учить детей: Изменять темп речи на отработанном ряду слов. На слух по содержанию текста использовать нужный темп речи  в стихотворном тексте. Можно использовать упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течение определенного отрезка времени, а так же изменение темпа. Произвести автоматические ряды слов (счет до10, 20, дни недели, месяцы, имена, названия животных, посуду, одежду, игрушки) с изменением речи по инструкции. Посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать какое, в каком темпе нужно читать. Прослушать текст в ускоренном виде, проговорить в медленном. Четко произносить слоговые ряды. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получить новое слово (мак, рак, бак; ток, так, тук, тик). Проговаривать скороговорки.

Слайд 5 Задание педагогам: Прочитайте стихи, самостоятельно определив темп.

Ходит кот по лавке -     Очень медленны движенья,          С горки мчится паровоз

Мягонькие лапки,          И «походка» как скольженье,       Без трубы и без колес.

Ушки пушисты,             В дом свой прячется от страха,     С паровозом – три вагона:

Глазки золотисты.         Хвост поджавши, черепаха.           Михаил и два Антона.

Слайд 6. Ритм — это всякое равномерное чередование (напряжения и ослабления, ускорения и замедления). Ритмически чередующиеся единицы могут быть звуками, сочетаниями звуков, движениями. Ритм речи — это выразительное средство языка, основанное на равномерном чередовании ударных и неударных слогов. 

Слайд 7. Учить детей: Узнавать ритмический рисунок фразы при простукивании. Самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопывать ритм стихотворения. Чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.

Можно использовать логоритмические упражнения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовать  карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками.) 

Закончите стихотворение, вставив пропущенные слова. Послушайте стихотворение, подберите из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.

      На шесте, ветвях, на крыше          В самых разных морях они водятся

      Гнезда вьет он, где повыше,         И опасны, коль рядом находятся.

      Ест лягушек, что попались,           Может съесть даже ножку от стула,

      С клювом длинным белый….       Если пахнет съедобным, -…

                  (попугай, аист, лебедь)                                (рыба, кит, акула)

Слайд 8 Задание педагогам: Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку. Послушайте внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та. Узнайте, какой это текст – первый или второй?

             Зайку бросила хозяйка,                   Идет бычок качается,

             Под дождем остался зайка.             Вздыхает на ходу:

             Со скамейки слезть не смог –          «Ах, доска кончается,

             Весь до ниточки промок.                 Сейчас я упаду»

Слайд 9. Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты.

Слайд 10. Учить детей: Самостоятельно изменять высоту голоса, использовать разную высоту голоса. Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого используются изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовать короткие диалоги, в которых дети изображают голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко (сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя»). Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции,  посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот

Слайд 11 - "самолет" едет, а затем взлетает: А_ (низкий голос) а_ (высокий); "самолет" летит высоко и садится а_ (высокий голос) А_ (низкий); "самолет" едет, поднимается, летит и садится: А_а_А_;

Лягушка и мышка (лягушка говорит низким  голосом, мышка — высоким).

Мышка:

Лягушка:

- Откуда идешь, лягушка-квакушка? 

- С базара домой, дорогая подружка. 

- А что ты купила? 

- Всего понемножку. Купила ква-пусту,

ква-соль и ква-ртошку.

Слайд 12. Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания. Дети дошкольного возраста чаще говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса.

Слайд 13. Учить детей: Самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его. Изменять силу голоса, исходя из текста. Управлять силой голоса, переходя от громкого звучания к тихому, и наоборот. 

Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот, использовать игровые упражнения: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, если они близко?». Использовать звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспорт, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)». Предложить прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Произнести ряды слов с разной силой голоса. Назвать дни недели, посчитать от 1 до 5 – 10 разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот. 

                                         

Слайд 14. Ударе́ние — выделение высотой звука, силой звука, длительностью звучания одного из компонентов речи: слога, слова, словосочетания. Огромную и особую роль  играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого.

Слайд 15. Учить детей: Выделять хлопком ударный слог в слове. Подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение.

Упражнения: Отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий. Прохлопать за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»), (окно, стол, Лена, Наташа, и др.). Графически зарисовать диктуемые педагогом слова. Послушайте слова и нарисуйте их схему, выделяя ударный слог (замок – замок       полки – полки      мою – мою      село – село      хлопок – хлопок).

Слайд 16. Задание педагогам: Подобрать картинки  к схемам.

Слайд 17. Логическое ударение - это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Логическое ударение используется для противопоставления одного слова другому или для усиления значения слова в предложении. При произнесении каждого предложения может быть столько вариантов логического ударения, сколько в нём слов. Всё зависит от того, какое слово, говорящий хочет выделить.

Слайд 18. Способы логического ударения: повышение голоса, понижение голоса, замедление речи.

Слайд 19. Учить детей: Делать логическое ударение во фразе. Делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.

         Для развития способности детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, использовать следующие игровые упражнения: – для воспроизведения фразы с логическим ударением по образцу: «Повтори предложение и выдели «главное» слово»; – для сравнения двух предложений, отличающихся только логическим ударением: «Как звучат предложения, одинаково или по-разному?»; – для воспроизведения логического ударения при ответах на вопросы по сюжетным картинкам: «Узнай и покажи»; – для развития умения перемещать логическое ударение в предложении: «Что изменилось?». Послушать предложение и выделить голосом главное слово. Послушать предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выделить любое слово, нужное по смыслу, объяснить свой выбор.

Произнеси предложение по-разному, выделяя  по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.

Девочка играет в саду с куклой.  (Играет девочка, а ни мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.  (Не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой.  (А не в лесу)

Девочка играет в саду с куклой.  (А не с другой игрушкой)

Слайд 20. Задание педагогам: Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

Слайд 21. Интонационная выразительности речи. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон голоса, его тембр, сила звучания голоса, мелодика, паузы, логическое ударение, темп речи. Эти акустические характеристики интонации зависят от частоты и амплитуды колебания голосовых связок, от степени мускульной напряженности органов речи, от различной скорости смены артикуляций, от эмоционального тонуса.

Слайд 22. Интонация организует устную речь, с ее помощью предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая настроение (грусть, тревогу, радость…) Овладение интонационными средствами языка связано с общим развитием ребенка.

Слайд 23. Учить детей: Голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации. Рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. В игровых упражнениях использовать фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений. Сначала фразы воспроизводить отраженно. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение, без демонстрации образца интонации. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Слайд 24. Задание педагогам: Послушайте стихотворение, подумайте, какое настроение оно передает, и расскажите с нужной интонацией.

Когда я сосульку ел,             - Кто там ходит у реки?            Дождь! Дождь! Надо нам

Было очень вкусно.            - Это наши кулики.                  Расходится по домам!

А потом я заболел –             - А чего они хотят?                    Гром! Гром, как из пушек.

Стало очень грустно.        – Накормить своих ребят.         Нынче праздник у лягушек!

                                       

 Слайд 25. Занимательные упражнения на освобождение мышц. 

Свободное звучание речи возможно лишь при отсутствии напряжения во всем теле.

Во время речи в действие включается большое количество мышц речевого аппарата. И хотя мышцы эти невелики по размеру, все они тесно связаны между собой. Перенапряжение любой группы мышц приводит к появлению мышечного зажима. Речевой аппарат становится малоподвижным и непослушным. Давайте поучимся снимать напряжение с лица, шеи и рук.

1.Упр «Неожиданное известие» Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.

2.Упр «Из темноты на свет» Крепко зажмурьте глаза, словно вышли из темной комнаты на свет (3-4 сек). Расслабьте веки.

3.Упр «Не хочу кашу» Крепко сожмите челюсти и губы, словно капризный ребенок (3-4 сек). Расслабьте мышцы лица. Повторите упр.

4.Упр «Крепкая опора» Напрягая язык, крепко прижмите его конец к небу (3-4 сек). Расслабьте язык и челюсти.

5.Упр «Подсолнух» Представьте, что вы подсолнух. Позвоночник – крепкий стебель, он не дает согнуться и повернуться. Только голова-цветок свободно двигается, поворачиваясь вслед за солнышком.

6. Упр «Марионетка» Представьте, что вы кукла и к голове, рукам, ногам привязаны нити, которые заставляют выполнять различные движения. Мышцы то напрягаются (нити натягиваются), то расслабляются.

 

Слайд 26. Игровые упражнения помогают детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети начинают изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передают эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их. Учатся слушать собеседника, завершать разговор.

Слайд 27. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-игровое занятие для детей первой младшей группы "Белочка и грибочки"

Комплексно-игровое занятие "Белочка и грибочки" специально разработано для детей младшего возраста. В ходе занятия дети отправляются в путешествие в лес, где встречаются с игровым персонажем, белочкой...

Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»

Танцевально-игровое занятие для детей младшей группы по теме: «ВОЛШЕБНЫЙ ЦИРК»   Цель занятия:  развивать и укреплять все группы мышц, принимающих участие в развитии правильной оса...

Консультация "Организация коррекционно - игровых занятий для детей с ОВЗ раннего возраста."

В консультации сожержаться рекомендации по организации игровых заняти для детей раннего возраста имеющими отклонения в развитии....

Конспект игрового занятия для детей с ОВЗ «Колосок»

Данный материал направлен на развитие памяти .внимания ,логики  у детей с ОВЗ . В доступной игровой форме позволяет расширить знания учащихся о значении хлеба в жизни человека, процессах его выра...

Презентация игрового занятия для детей с ОВЗ "Колосок"

Данная презентация является приложением к конспекту игрового занятия для детей с ОВЗ. Доступность и наглядность подачи материала позволяет учащимся с ОВЗ усваиваить материал....

Музыкально-игровое занятие для детей 2-3 лет.

Музыкально-игровое занятие для детей 2-3 лет....