Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ
методическая разработка по теме

Черкасова Людмила Валентиновна

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр обучения и развития «Особый ребёнок»

г. Смоленска».

Основные педагогические принципы формирования связной устной и письменной речи учащихся с ОВЗ (из опыта работы учителя русского языка и чтения Черкасовой Л.В.)

Смоленск 2016

Целью обучения школьников на уроках гуманитарного цикла является умение их связно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме, т.е. создавать текст.

Поэтому моей задачей, как учителя русского языка и чтения, является:

помощь детям осмыслить их речевую практику. Осознать, что представляет собой речевая деятельность, в процессе которой воспринимается или создаётся текст;

ознакомление учащихся с определёнными понятиями речевого характера (тема, основная мысль, повествование, описание и др.);

формирование у них умение раскрывать тему, реализовать основную мысль, систематизировать отобранный материал.

Развитая речь – это содержательная, связная и правильная речь, это умение грамотно излагать получаемые знания и выражать свои мысли.

Развитие речи, таким образом, - это не занятия на определённых специальных уроках, а повседневная работа на всех уроках русского языка, чтения, а также и других уроках школьной программы.

Речь тесно связана с мыслью, поэтому необходимо заботиться о содержательности детских высказываний, об их логической правильности и последовательности.

Сделать речь содержательной можно при связи обучения с жизнью, наблюдением над окружающей действительностью (природа, люди и их деятельность). Для этого надо научить ребёнка внимательно наблюдать, стараться понять, запомнить, найти сходства и различия.

Основные требования к связной речи:

- она должна быть содержательной, т.е. дети должны хорошо знать  те предметы, явления или события, о которых они говорят;

- она должна быть логичной, т.е. мысли излагают последовательно, по определённому плану, составленному сначала учителем, затем с помощью учителя, наконец, самостоятельно;

- она должна быть ясной, т.е. её могут понять одинаково все;

- она должна быть точной, т.е. по возможности правдиво изображать окружающую учащегося действительность.

ВИДЫ РАБОТ НАД ТЕКТОМ

5 КЛАСС

Речеведческие понятия

Умения связной речи

Виды упражнений

Текст

Умение соблюдать смысловую связь предложений в тексте, синтаксическую связь предложений в тексте.

Деформированный текст, составление рассказа по опорным словам, по вопросам, по серии картинок, изложение по предложенному плану, деловое письмо.

Заглавие

Умение выбирать нужный заголовок. Озаглавить текст в соответствии с темой и основной мыслью.

Готовый текст, деформированный текст, рассказ по серии картинок, по опорным словам.

Умение редактировать заголовок в соответствии с темой и основной мыслью.

Готовый текст.

6 КЛАСС

Тема

Умение формулировать тему текста.

Готовый, деформированные тексты, изложение, рассказы.

Умение редактировать текст в соответствии с темой:

исключение лишних предложений;

дополнение предложениями.

Готовый текст.

Готовый текст.

Основная мысль

Умение находить в тексте предложение, в котором сформирована основная мысль.

Умение редактировать текст в соответствии с основной мыслью:

исключение лишних предложений;

дополнение текста предложениями.

Умение формулировать основную мысль.

Готовый текст изложить по предложенному плану.

Готовый текст.

Готовый текст.

Все виды рассказов, изложение по плану. Составление рассказа по картинке и данному плану.

7 КЛАСС

План

Умение систематизировать отобранный материал:

умение делить текст на части;

умение выделять основную мысль каждой части;

умение озаглавить часть в соответствии с темой и основной мыслью.

Изложение по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по предложенным темам.

Сочинение на материале экскурсий. Деформированный текст.

Повествование

Умение раскрыть тему.

Сочинение на материале наблюдений, практической деятельности, экскурсий.

Умение реализовать основную мысль.

Деформированный текст. Изложение с изменением лица и времени. Заметка в стенгазету.

Умение систематизировать отобранный материал.

Изложение по коллективно составленному плану.

Изложение с изменением лица и времени.

Умение строить высказывание в определённой композиционной форме.

Сочинение по картине с дополнением предшествующих и последующих событий. Продолжение рассказа по данному началу.

Описание (сравнительное)

Умение раскрыть тему при составлении сравнительного описания (последовательное описание 2 предметов).

Сочинение на основе наблюдений. Составление рассказа по опорным словам. Распределение текста путём включения имён прилагательных.

Умение реализовать основную мысль при составлении сравнительного описания (последовательное описание 2 предметов).

Сочинение на основе наблюдений, экскурсий. Продолжение рассказа по данному плану.

8 КЛАСС

Повествование

Умение раскрыть тему.

Умение реализовать основную мысль.

Умение систематизировать отобранный материал.

Умение строить повествование в определённой композиционной форме.

Продолжение рассказа по данному плану. Сочинение по картине с дополнением предшествующих, последующих событий. Составление повествования по предложенным темам. Сочинение на основе практического опыта.

Заметка в стенгазету.

Рассуждение

Умение формулировать основную мысль текста – рассуждения.

Готовый текст. Сочинение творческого характера.

Умение отбирать фактический материал для доказательства основной мысли.

Сочинение с дополнением предшествующих или последующих событий.

Умение строить текст – рассуждение в определённой композиционной форме (тезис-доказательство).

Продолжение рассказа по данному плану. Отзыв о прочитанной книге.

9 КЛАСС

Описание (художественное и деловое)

Умение отбирать языковые средства для раскрытия темы.

Умение реализовывать основную мысль с помощью языковых средств.

Сочинение по предложенному плану с использованием имён прилагательных.

Сочинение на предложенную тему. Сочинение по картине. Сочинение на основе личных наблюдений, экскурсий.

Рассуждение

Умение строить рассуждение по наличию одной части.

Умение использовать в качестве доказательства нескольких примеров.

Сочинение творческого характера.

Письмо товарищу, родным. Заметка в стенгазету. Отзыв о прочитанной книге.

Формирование связной устной речи учащихся.

Формирование связной устной речи учащихся  состоит из следующих этапов:

  1. Работа над произношением (слушать, произносить, выразительно читать).
  2. Работа над словом (расширение и обогащение словаря учащихся):

- в связи с расширением представлений и понятий о предметах и явлениях в действительности;

- уточнение значений используемых слов;

- слова в переносном значении;

-активизация словаря (употребление слов и выражений из текстов, из речи учителя);

Усвоение правильного произношения и написания слов.

Формирование связной письменной речи учащихся.

Формирование связной письменной речи учащихся практически осуществляется на уроках русского языка и внеурочной деятельности.

  1. Составление предложений:

- на определённую  тему,

- по данным словам,

- ответы на вопросы,

- подпись под сюжетными картинками,

- распространение предложений по вопросам и без вопросов,

- составление словосочетаний и включение их в предложение,

- соединение 2-3 простых предложений в одно сложное,

 - переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими,

 - восстановление деформированного предложения.

  1. Обучение изложению:

- воспроизведение прочитанного по вопросам,

- связный пересказ прочитанного,

- придумывание заглавий,

- составление плана.

  1. Подготовка к сочинению:

- выбор темы, близкой к окружающей детей действительности,

 - собирание материала для сочинения (рассказ, картина, кинофильм, наблюдения, воспоминания),

- отбор материала для сочинения (составление плана),

- предупреждение недочётов в сочинениях,

- анализ сочинений (орфографические ошибки, ошибки в содержании: нарушен порядок слов в предложении, повторение одних и тех же слов, неуместное употребление слов, ошибки в связи слов в предложениях).

Необходимое условие для успешной работы – это уровневый подход на уроках развития связной речи.

Я выделяю в классе 4 группы:

  1. Низкая речевая активность и отсутствие самостоятельных высказываний в устной и письменной форме. В письменных работах отмечается отсутствие отдельных микротем (мыслей), вывода. Отсюда неполное раскрытие темы, основной мысли, серьёзные нарушения в логике, в соотношении между основными элементами рассказа, большое количество речевых и грамматических ошибок.
  2. Недостаточная речевая активность и низкий процент самостоятельных грамматических высказываний в устной и письменной речи. Эта группа детей не справляется с самостоятельной письменной работой, а в работах обучающего характера не всегда полностью раскрываются все микротемы, а следовательно и тема, основная мысль рассказа, допускаются нирушения в логике, в соотношении между элементами рассказа, не всегда делается вывод и допускается большое количество речевых и грамматических ошибок.
  3. Высокая речевая активность в устной работе, но низкий процент самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной речи.

В письменных работах не всегда полностью раскрывают микротему и тему рассказа. Часто полностью раскрывают основную мысль рассказа. Встречаются небольшие нарушения в логике и в соотношении между элементами рассказа. Способны делать вывод, но допускают большое количество речевых и грамматических ошибок.

  1. Высокая речевая активность и большое количество самостоятельных грамотных высказываний в устной и письменной речи.

В письменной работе раскрыты все микротемы, соблюдается логическая последовательность, раскрывается основная мысль, равномерно раскрывают все части рассказа, делают выводы, но допускают грамматические и речевые ошибки.

В зависимости от группы я определяю ближайшие зоны при работе с каждой из уровней групп и определяю меры помощи каждой группе по всем видам работ.

1 группа – обогащение словарного запаса, выработка навыка правильного построения предложений, научить соблюдению логики в изложении событий.

2 группа – развитие самостоятельной устной и письменной связной речи, повышение речевой активности при устной работе, обогащение словарного запаса, соблюдение логики в изложении событий, выработка навыков совершенствования написанного и самостоятельной работы.

3 группа – развитие самостоятельной устной и письменной связной речи, навыки совершенствования написанного и самостоятельной работы.

4 группа – развитие устной и письменной связной речи, навыки редактирования, использование различных синтаксических конструкций, работа по индивидуальному плану.

Группа 1 уровня обучаемости

Основные параметры

I

II

III

IV

V

5 класс

10%

10%

5%

5%

5%

6 класс

10%

10%

10%

5%

5%

7 класс

10%

10%

10%

5%

5%

8 класс

20%

20%

10%

10%

10%

9 класс

20%

20%

15%

10%

10%

        I – Полнота содержания

II – Соразмерность основных частей

III – Отсутствие лишней информации

IV – Логическая последовательность изложения

V – Правильность словесного изложения мысли

Группа 2 уровня обучаемости

Основные параметры

I

II

III

IV

V

5 класс

10%

10%

5%

5%

5%

6 класс

10%

10%

10%

10%

5%

7 класс

20%

20%

10%

10%

5%

8 класс

20%

15%

10%

10%

10%

9 класс

30%

30%

15%

10%

10%

        I – Полнота содержания

II – Соразмерность основных частей

III – Отсутствие лишней информации

IV – Логическая последовательность изложения

V – Правильность словесного изложения мысли

Группа 3 уровня обучаемости

Основные параметры

I

II

III

IV

V

5 класс

20%

20%

10%

10%

10%

6 класс

30%

20%

15%

15%

10%

7 класс

40%

30%

15%

15%

10%

8 класс

40%

30%

20%

20%

15%

9 класс

50%

40%

20%

20%

15%

        I – Полнота содержания

II – Соразмерность основных частей

III – Отсутствие лишней информации

IV – Логическая последовательность изложения

V – Правильность словесного изложения мысли

Группа 4 уровня обучаемости

Основные параметры

I

II

III

IV

V

5 класс

50%

40%

50%

50%

30%

6 класс

50%

40%

50%

50%

30%

7 класс

60%

40%

50%

50%

40%

8 класс

70%

50%

60%

70%

50%

9 класс

90%

50%

80%

90%

60%

        I – Полнота содержания

II – Соразмерность основных частей

III – Отсутствие лишней информации

IV – Логическая последовательность изложения

V – Правильность словесного изложения мысли

Педагогические требования.

  1. Почти полный отказ от работы по вопросам при составлении связного высказывания любого вида. Учитель побуждает учащихся к соблюдению логической последовательности в рассказе в соответствии с пунктами плана. Помощь учителя: посторенние последней фразы, подсказ слов, показ указкой на выражение, написанное на доске, или на деталь картины. При этом строится связный текст, а не просто ответы на вопросы.
  2. Формирование письменной речи на основе построения целостных текстов:

а) поражение текста,

б) его выражение.

Цель порождения (создания) – черновой вариант рассказа. В черновике пишется всё, что можно сказать на заданную тему. Этим снимается напряжённость, мысль излагается в целом. Этой работе предшествует словарная работа и лексико-грамматические упражнения.

Цель выражения – привести текст в соответствие с требованиями, которые ему предъявляются: связность, выразительность и т. д. Установка этого действия – читать собственный текст глазами читателя, исправлять его, редактировать. После проверки черновиков учитель подчёркивает ошибки. Окончательное редактирование проводится вместе с учениками.

  1. Давать функциональный контекст для письменной речи:

а) эпистолярный (письма, открытки);

б) словесное творчество (рассказ, сочинение);

в) массовая коммуникация (заметка);

г) монистическая деятельность (дневники, планы);

д) управленческая деятельность (отчёт о работе).

Эти тексты выражают мысли и чувства самих детей, а не продуцируют чужие мысли.

  1. Обеспечение сотрудничества учителя и учеников и учащихся между собой (фронтальная, групповая, бригадная, парами). Эти уроки строятся с учётом урока труда.
  2. Использование уровневого подхода для активизации речевой деятельности каждого учащегося.
  3. Составление планов работ по развитию речи на длительный период (полгода, год). В них включаются разнообразные виды работ и их тематика. Большой упор на непосредственные наблюдения умственно отсталого ребёнка. В сочинениях дети должны отражать свою жизнь и интересы, свой личный опыт.
  4. Обеспечение связи между самостоятельными сочинениями и теми, которые пишутся под руководством учителя (описание класса – описание своей квартиры).
  5. Сочетание уроков чтения с работой над сочинением таким образом, чтобы прочитанное произведение было бы образом для построения собственных развёрнутых высказываний на аналогичную тему. Например, стихи Н. Рыленкова об апреле и описание апрельского дня учащимися.
  6. При анализе к оценке сочинений учитывается их содержание, связность и последовательность изложения. Оценка даётся из этих критериев одна. Не учитывается грамматика.
  7. Систематически показывать учащимся их достижения в овладении письменной связной речи (обсуждение работ, их зачитывание, проведение конкурсов и выставок).

Планирование уроков развития речи.

Эта работа условно делится на 3 этапа. Для каждого этапа заранее разрабатывается уровневый подход и виды помощи.

1 этап – подготовка учащихся к письменной работе.

2 этап – проведение письменной работы.

3 этап – анализ письменной работы.

Оценка сочинений (критерии оценок).

  1. Количество микротем, выделяемых в тексте (в лингвистике они выражаются через имя существительное или глагол). Подсчитать их.
  2. Соответствие высказываний теме и степень её раскрытия:

а) соответствует теме и раскрыта полностью;

б) соответствует теме, но не раскрыта;

в) соответствует теме, но она сужена;

из а) → г) не раскрыта полностью (не все микротемы присутствуют).

  1. Развёрнутость микротем.

Прямая связь между количеством слов в предложении и количеством связей и отношений, выражаемых в речи.

  1. Разнообразие синтаксических конструкций (учёт количества простых и сложных предложений).
  2. Количество речевых и грамматических ошибок:

а) ошибка в образовании структуры языковых единиц (грамматические – в построении слов, словосочетаний, предложений);

б) ошибки и недочёты в употреблении в речи языковых единиц (речевые): словосочетаний, предложений.

Ошибка – нарушение требований правильности речи, нормы литературного языка («так сказать нельзя».)

Недочёт – нарушение требований коммуникативной целесообразности речи (связано с понятием хорошей речи «хуже-лучше»). Это – неудачный порядок слов, повтор слов, однообразие конструкций.

Работа над сочинением.

Вся работа по развитию речи должна носить обучающий характер.

Для написания сочинения определяем те умения, которыми должны овладеть учащиеся в работе по построению текста (выражения, высказывания):

  1. Раскрыть тему высказывания.
  2. Раскрыть основную мысль высказывания.

Эти умения вырабатываются не только на уроках развития речи, но и на уроках чтения (анализ заглавия).

  1. Собрать материалы для высказывания.

Это умение связано с активизацией речевой и мыслительной деятельности в процессе анализа источника, дающего материал для высказывания. Но только этого умения не достаточно, т.к. самостоятельная монологическая речь детей с ОВЗ не развита. Поэтому даже в условиях собранного материала такие школьники оказываются в ситуации невозможности передать словами своё впечатление. Главное и самое трудное в работе по развитию речи – научить как построить высказывание, какими средствами донести свой замысел.

  1. Систематизировать собранный материал.
  2. Умение совершенствовать написанное.

Эти умения связаны с работой над планом, который составляется с учётом вида высказывания (повествование, описание).

  1. Умение строить высказывания определённой композиционной формы.

Оно формируется в тесной связи с речевыми изменениями и умениями исправлять написанное, сказанное. При составлении высказывания я обращаю внимание учащихся на:

а) связь между частями рассказа;

б) связи между двумя соседними предложениями;

в) на то, как надо переставлять слова в одном предложении, чтобы лучше связать их друг с другом.

Одновременно дети учатся использовать в рассказе разнообразные синтаксические конструкции, т.к. однотипные конструкции разрушают логику связного текста. Поэтому при анализе работ внимание обращается на способы связи между отдельными предложениями (союзы, союзные слова, местоимения, синонимы).

  1. Умение выражать правильно свои мысли с точки зрения норм литературного языка: точно, ясно и, по возможности, ярко.

Формирование 1-3 умения связано с работой над содержанием высказывания, 4-7 – с работой над структурой высказывания, над речевым оформлением этого высказывания.

Как результат данной работы – участие обучающихся в различных конкурсах.

За последние пять лет учащиеся участвовали в областных и всесоюзных конкурсах сочинений, занимали призовые места. В основном, в каждой номинации участвуют 10-12 человек.

«Лучший урок письма»,

«От малой родины до гражданина России»,

«Я и мир вокруг»,

«Братья наши меньшие»,

«Звёздные истории»,

«След войны в моей семье».

Отдельные сочинения были напечатаны в газете «Смоленская торговая марка»,

 - «Само время здесь остановилось (признание в любви Смоленску)» №38 от 26.09.2013;

- «Школа, чему ты меня научила?» №21 от 29.05.2014.

Литература.

  1.  Артемьева Н.А. и др. Сообща помогаем детям учиться (совместная работа логопеда и психолога по устранению речевых нарушений у учащихся.) – ж. Начальная школа №4 – 2000.
  2.  Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе. – ж. Начальная школа №4 – 2000.
  3.  Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1976.
  4.  Вишневская Е.Е., Красноперова Л.Л. Развитие речи. – М.: Просвещение, 1994.
  5.  Горчак А.Н. Картина как средство развития речи. – М.: Просвещение, 1965.
  6.  Зыкова Т.С. и др. Развитие речи. – М.: Просвещение, 2000.
  7.  Канапос В.И. Развитие речи. Задачи и содержание обучения. – М.: Просвещение, 1988.
  8.  Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1962.
  9.  Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. – М.: Просвещение, 1999.
  10.  Лобанов В. Виктор Васнецов. – М. Академия художеств, 1962.
  11.  Львов М.Р. Виды речи. – ж. Начальная школа, 5-2000.
  12.  Мельникова С.М. Объяснительный текст к картинам по развитию речи для начальной школы. – М.: Просвещение, 1982.
  13.  Никитина Е.И. Русская  речь (связная речь в 5-7 классах) – М.: Просвещение, 1995.
  14.  Преображенская Е.П., Рындина Л.Ф. Упражнения по развитию речи при изучении грамматики. – Л.: Учпедгиз, 1963.
  15.  Прафенродт А.Н. и др. Произношение. – М.: Просвещение, 1977.
  16.  Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературного чтения в 5-7 классах. – Л.: Учпедгиз, 1956.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"

В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....

программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...

Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

. Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

Развитие связной устной и письменной речи обучающихся с нарушением интеллекта.

В данной статье автор останавливается на следующих вопросах: роль связной устной и письменной речи в развитии учащихся с нарушением интеллекта; значение уроков письма и развития речи, чтения и р...

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

О единых требованиях к устнойи письменной речи учащихся,к проведению письменных работи проверке тетрадей....

Приемы обучения связной устной и письменной речи школьников на уроках русского языка и литературы

Аннотация: Вся работа по развитию речи в школе опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы дол...